search
main
0

Море чернил, озера слез…

Без грамматической ошибки я русской речи не люблю.
“Евгений Онегин╩

В школе многое зависит от традиций, как хороших, так и плохих. В том числе и элементарная орфографическая грамотность. И сейчас еще жива, например, старинная учительская шутка: исправлять контрольные работы надо чернилами того же цвета.

Бывают поразительные случаи: в школе с нормальным уровнем преподавания русского языка выпускница в течение года допускает 7-8 орфографических ошибок в каждом сочинении. Причем ученица не из худших. Эти ошибки она упорно тащила все предыдущие годы и предъявила затем на вступительных экзаменах в вуз. Проблема!..
Не старому и, конечно, закомплексованному учителю-практику решать ее в ХХI веке. Дай Бог проверить доверяемые пока еще тетрадки в срок и не пропустить недочетов! Но поделиться некоторыми соображениями считаю своим долгом.
Во-первых, представляется, что никакой “врожденной грамотности╩ не существует – есть врожденная неграмотность. Ученик стремится писать фонетически: как “слышет╩, так и “пишит╩. Но мы его не приводим к осознанию принципов морфологического и традиционного написания. Порой и родители “помогают╩, передавая семейную традицию. “Мы (опасное это “мы╩!) всегда по русскому языку плоховато успеваем╩, – почти гордо заявляет мама. И ребенок “получает установку╩ на неграмотность, “кодируется╩ главным человеком в его жизни. Но чаще всего родители попросту безразличны к уровню грамотности своего дитяти. Хотя мне известен случай, когда отец высмеял сына-шестиклассника за написание в школьном дневнике слова “фискултура╩. Школьник получил урок на всю жизнь. Кстати, если в дневнике названия предметов и домашние задания пишутся с ошибками – это установка на неграмотность.
То есть, во-вторых, правильное письмо зависит от семьи, ее культурного уровня. А от учителя?
В общем, мы все работаем традиционно, как требуется: объясняем, иногда закрепляем, тренируем, проверяем сотни тетрадей, перекладывая из стопки в стопку; ведем индивидуальную работу, подтягиваем до уровня и т.п. Морем красных чернил раскрашены проверенные тетради. За это нынче и деньги платят. Чаще всего ошибки зачеркиваются (?) учителем в нарушение методической рекомендации о подчеркивании направильностей с обозначением на полях их характера известными условными значками начиная, кажется, со второго (!) класса.
В лучшем случае ученик проводит так называемую работу над ошибками по известнейшей традиционной схеме: “пишу правильно, объясняю, закрепляю╩. Прекрасная схема для… закрепления неграмотности! Систематически, из года в год, учитель зачеркивает одни и те же ошибки, ученик равнодушно “работает над ними╩, и все это повторяется многократно: “писатель пописывает – читатель почитывает╩. Десятки раз бедная школьница свои 7-8 ошибок втискивала в рамки “пишу правильно…╩. Но ни разу не решила твердо избавиться от них навсегда. И родители, и учительницы, и учащиеся привыкли… Процесс идет… А если бы методическая рекомендация выполнялась? Получает ученик проверенную работу и по “палочкам╩ и “галочкам╩, по “гр╩ и “р╩ исправляет каждую ошибку, т.е. зачеркивает неправильное написание в своем тексте. Сам зачеркивает, вставляет пропущенную букву или знак, действительно работает над ошибкой, ищет правильный вариант, консультируется. Затем выписывает через запятую неправильные слова с подчеркиванием орфограммы, а также пишет предложения или фрагменты их с правильной пунктуацией. Получив в очередной раз тетради, учитель видит, как учащийся исправил свои ошибки. Имеет материал для контроля за действительным уровнем развития подопечных и индивидуальной работы (дополнительные упражнения на “пробелы╩, составление схем, “спеллинг╩ – многократная запись трудного для учителя слова с исправленной буквой в целях автоматизации грамотного письма и т.п.).
Самостоятельному зачеркиванию ошибок в тексте, очевидно, надо обучать и приучать ребятишек с начальной ступени. В старших классах научить этому, как ни странно, очень трудно. Ученики консервативны в своей учебной работе: любимая Марь Иванна любимых птенчиков научила железной схеме “пишу правильно╩, закодировала их.
Роман ДУБРОВИН,
учитель
Егорьевск,
Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте