По данным Министерства образования и науки РФ, около 40 процентов российских учителей знакомы с интернетом, так сказать, довольно близко. Но только 80 процентов из этих сорока (то есть фактически весьма ничтожный процент от общего числа) применяют эти познания на практике. И это при том, что за последние три года количество образованных в компьютерном смысле педагогов резко подскочило. Однако, несмотря ни на что, большинство преподавателей убеждены, что Всемирная сеть – это скорее средство зомбирования, нежели безграничный инструмент познания. Особенно когда этот небесспорный постулат касается подростков.
– Да, конечно, в интернете за считанные секунды можно разыскать биографию какого-нибудь исторического деятеля, – соглашается учитель одной из московских школ Михаил Нечаев, – прочитать чью-то докторскую, факты из которой потом можно использовать без ущерба для учебного процесса в своих рефератах или сочинениях; за сущие копейки отправить письмо любого объема на другой конец света – успевай только кнопки нажимать. Это, что называется, самые очевидные плюсы интернета, вполне понятные даже самому последнему «чайнику». Но там же, в Сети, «висят» инструкции для террористов – я своими глазами их видел! – агитки тоталитарных сект, прокламации черносотенцев, изыски графоманов и еще много всякой всячины, от которой так хотелось бы уберечь юных. Но пока, увы, не получается. Причем не только у нас. Недавно мне стало известно, что три раза суд штата Филадельфия в США признавал неконституционным закон о защите детей в интернете. Этот нормативный акт обязывал все публичные библиотеки и учебные заведения установить на своих серверах специальные программы, блокирующие доступ к сайтам сомнительного содержания. Суд не позволил. Нарушение свободы слова, видите ли.
Спецподразделение МВД России отслеживает так называемые неблагонадежные материалы, размещенные в Сети любителями порнографии, в том числе и детской, но наказать их в отсутствие четкой законодательной базы не имеет практически никакой возможности. Московский департамент образования разработал рекомендации «по защите учащихся от информации, не соответствующей нормам морали и этики». Школы стараются следовать этим правилам, но с домашнего компьютера любой дошкольник может выходить в интернет без всяких на этот счет ограничений. То есть, иными словами, вместе с интернетом к нам пришла пора, когда закрыть какую-либо область знаний от любопытных детских глаз стало практически невозможно. И означает это только то, что общечеловеческие нормы морали и этики в последнее время подвергаются серьезнейшим испытаниям. Ведь те же порносайты, например, такая же реальность интернета, как и какие-нибудь форумы молодых ученых.
Так что же делать? Запретить подключать к Сети домашние компьютеры тем семьям, где есть несовершеннолетние дети? Теоретически это, конечно, вполне реально. Кстати, в некоторых мусульманских странах, насколько я в курсе, это уже осуществлено на практике. Вот только надо ли рыть еще одну пропасть между поколениями? Есть совершенно иной и, на мой взгляд, более чем перспективный путь – а именно не закрывать нашим детям доступ к информации, в том числе и весьма полезной, а создавать в интернете альтернативные сайты, которые были бы и познавательны, и интересны для ребенка.
Вместо этого мы поступаем с точностью до наоборот. И примеров здесь не счесть. Так, последняя, наиболее полная версия Российского энциклопедического словаря с недавних пор сделалась платной. То есть на порносайт или в школу юного террориста – добро пожаловать безо всяких ограничений, а за нормальные, нужные, полезные знания, будь добр, плати. Точно так же расширенная и дополненная версия фундаментального справочного издания Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия доступна лишь за отдельную плату. Знаменитый в свое время сайт энциклопедии «Брокгауз on-line» сначала вовсе закрылся, а теперь вновь вынырнул из небытия, но в качестве платного. На ряде сайтов, где есть Большая советская энциклопедия, без денег можно полистать словник, а доступ к поиску закрыт паролем, т.е. опять заплати и тогда только читай. Толковые словари русского и иностранных языков тоже предполагают в скором времени сделать платными.
Кстати, и государственные просветительские учреждения не спешат приобщить народ к своим сокровищам. Например, Российская государственная библиотека предлагает вовсе не электронные версии мировых бестселлеров или раритетов, а всего лишь набор платных (опять!) справочно-библиографических услуг.
Нормативные документы вроде бы и есть на сайтах министерств и региональных правительств, но уж очень выборочно. Хочешь почти полные пакеты? Пожалуйста, но сначала купи справочно-правовую систему вроде «Гаранта» или «Консультанта плюс». Раз в неделю будешь получать все обновления, но, разумеется, не за красивые глазки. Кто мне объяснит, почему все так? Что это все значит – просто недоработка государства, жадность, перехлестнувшая уже все границы и выразившаяся в желании урвать кусок и из интернета, или еще один способ ограничить доступ к качественному образованию и информации имущественным цензом?
Справедливости ради надо отметить, что сохранились в Сети и альтруисты. Но их информацию вряд ли можно назвать исчерпывающей. Вот, например, так называемая «Современная энциклопедия». Чуть больше 10 тысяч статей. Для энциклопедии как-то негусто. Да и маленькие они какие-то, больше на определения для словаря похожи. Еще один энциклопедический проект, доступный широкому пользователю, под названием «Кругозор» – здесь толкования сильно упрощены, а иногда и не совсем точны. И опять-таки их число чуть больше 10 тысяч, что раз в 10 меньше, чем положено иметь серьезному словарю.
Но если с первоисточниками в интернете определенные проблемы, то с их интерпретациями в виде конспектов и рефератов – полный порядок. Например, в банке рефератов (есть и такой сайт) таковых около 30 тысяч. Так что, «скачать» можно и контрольную, и доклад, и реферат практически на любую тему. Среди них хватает и посредственных работ, и откровенной халтуры, но, если ученик почему-либо не нашел реферат на нужную ему тему или уже имеющаяся в Сети работа показалась ему слишком примитивной, никто не мешает дать бесплатное объявление – мол, помогите! И помощь не заставит себя долго ждать. И вот вместо того, чтобы корпеть в библиотеках, творить, сочинять и думать, ученики и студенты находят в Сети сочинения и курсовые, доклады и дипломные проекты. Кстати, в конце учебных четвертей и семестров посещаемость рефератных сайтов зашкаливает за миллион в месяц. Вот сколько у нас бездельников, поощряемых интернетом. Ребята умело пользуются положением об итоговой аттестации, позволяющим по любому устному предмету предложить реферат, скачивая и сдавая его, порой даже не читая. А учителя потом головы ломают, дивясь, откуда у лоботряса, не вылезающего из троек, вдруг открылась такая глубина мысли и потрясающая компетентность. И годовая тройка при пятерке за чужой доклад на экзамене превращается в итоговую четверку, что, собственно говоря, и надо нашему бездельнику. Как бороться с подобным явлением? Да никак, если педагог об интернете знает только то, что он существует.
Только учитель, который прекрасно знает все эти уловки и приобщен к интернету, способен быстро разоблачить юного плагиатора. Только учитель, что сам вошел в систему, сможет сразу понять, украден этот реферат из интернета или его ученик самостоятельно написал свой доклад. Однако таких педагогов пока, надо признать, не очень много, даже в столице, не говоря уж о регионах. А вот дети компьютера не боятся. Они быстро сообразили, что он их первый друг.
Впрочем, не все так сумрачно. Интернет помогает ребенку не только хитрить и халтурить. Ведь тот же банк рефератов постоянно обновляется за счет работ, которые студенты и школьники пишут специально туда. Причем их никто не заставляет этого делать и тем более не платит никаких гонораров. Просто им самим интересно. Да и представление о современном школьном учителе как о «человеке в футляре», скучном, выучившем еще в юности некую программу и вдалбливающем ее в головы бедолаг-учеников, не совсем справедливо. На самом деле многим из них хочется совершенствоваться, развиваться, повышать свою квалификацию. В этом случае и вред интернета оценивается по-другому. Педагог начинает сам понимать, почему Всемирная сеть так популярна среди детей. Фильтры же и запреты породят только волну хакерства. И уважения учитель, не знающий, что такое сайт, сервер или провайдер, вряд ли может ожидать от своих «продвинутых» учеников, запросто «плавающих» в информационном море-океане под названием интернет. Так что стоит учителю вспомнить некогда популярный лозунг «Учиться, учиться и еще раз учиться», но не коммунизму, конечно, а современным информационным технологиям. Тем более что возможности для этого есть. Было бы желание.
Комментарии