Алексей СЕМЕНОВ, ректор Московского института развития образования, член-корреспондент РАН: – Есть явные признаки того, что сейчас мы вступаем даже не в эпоху, а в год цифрового образования, в учебный и календарный год цифровой школы. Как всегда, многие изменения запаздывают, задерживаются, но сегодня есть новый федеральный государственный образовательный стандарт, и я считаю, что это один из общих знаменателей российской школы. Это действительно модернизация образования, и принципиально именно то, что образование становится цифровым. Тут, конечно, важны представления о цифровой сетевой культуре, морали и образовании.
Термин «сетевой» сегодня упоминают часто, действительно, мы наблюдаем цифровую цивилизацию, в которой мы все уже постепенно начинаем жить начиная с детского возраста. Платон в диалоге «Федр» говорил: «Припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Ученики будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, мнимомудрыми». Естественно предполагать, что Платон писал об Интернете, и нам очень важно понимать, в какой степени его слова продолжают сбываться во все большей и большей степени.Сегодня для родителя естественно обратиться к десятилетнему ребенку и спросить: «Какая погода будет завтра, посмотри, пожалуйста!» или «Вот мы с тобой собирались ехать, во сколько, собственно, наш поезд?» Родители могут говорить с ребенком даже и о более серьезных вещах: что означает то или иное слово, что произошло тогда-то и тогда-то, когда это было еще. То есть со всеми вопросами сейчас взрослый обращается к ребенку, а ребенок смотрит в Интернете. Вот это та самая ситуация, которую Платон стопроцентно описал много лет тому назад. Суть происходящего уже понятна, все легко можно найти в Интернете, набрав слова «Платон», «Федр», «письменность» (а речь шла об изобретении письменности).Интернет демонстрирует нам духовную нищету полезного многознания, но это значит, что для школы сейчас становится очевидной ценность собственной позиции, знания, полученного самим человеком. Тем самым полностью обесценивается безошибочное повторение умных чужих мыслей, красивые переписывания от руки (представьте себе, что это когда-то ценилось), доведенные до автоматизма. Умения тоже в большей степени обесценились, все это взяли на себя машины, компьютеры. Любая информация теперь находится на расстоянии вытянутой руки. Теперь мы должны учить достоинству, независимости, самостоятельности, уважению к другому, к высказыванию и формированию своей позиции, к открытию нового, к новой информации, которой еще не было в Интернете, к самостоятельному ее получению в общении с другими людьми. Нам сегодня нужно правильно читать и понимать новый стандарт. Сегодня самая новая мораль – цифровая мораль (простите за такое кощунство, что мораль может быть цифровой). Я считаю, что тот же ЕГЭ – это возможность для нас жить не по лжи, это шанс на жизнь не по лжи, но именно в силу формирования новой морали, когда всякая цитата сопровождается ссылкой на источник. Просто так полагается: с первого класса детям объясняют: «Конечно, замечательно, что ты это нашел, замечательно, что ты это вставил в свое сочинение, в свой реферат, но укажи источник». Сегодня важно выращивание этого принципа, который становится частью новой морали, культуры, образования, важны диалог, игровая ситуация, когда игра происходит с общими интересами. Принадлежность к сообществу – это значит и обращение к другому за помощью, это значит совместная деятельность. Так, может быть, очень хорошо, когда наши «сетевые» дети сегодня считают, что в этом есть приоритеты, ценности: не самому прорываться, а именно обращаться к другим. Наши дети ждут нынче не информации, а системы ценностей и достойного поведения взрослых.
Комментарии