search
main
0

Монополия на знания. Отказаться от нее непросто

Когда я оказалась перед большой трехэтажной школой, светило солнце. Оно отражалось в окнах и, казалось, чему-то радовалось. «Так тихо…» – подумала я. А потом с ужасом вспомнила – каникулы. Это значит, что разговор с Натальей Агеевой, учителем биологии, пройдет в пустом кабинете, где о школьниках будут напоминать пустые парты и поднятые стулья. Но все оказалось иначе.

Выпускной одиннадцатый класс был в сборе. Ребята занимались. Шел не обычный урок биологии, а самостоятельная работа – подготовка к ЕГЭ. Но это не означало, что учительница формально находилась в кабинете. Она все так же долго и заботливо объясняла специфику работы. Подходила к тем, кто поднимал руки, и объясняла, объясняла, объясняла…

– Так мы готовимся к экзаменам, – улыбаясь, ответила на мой немой вопрос Наталья Ивановна. – Я стараюсь сделать так, чтобы ЕГЭ не был для ребят стрессом. Лучше мы потихоньку будем прорабатывать материал, но зато основательно.

И вот, вопросы у старшеклассников закончились. Мы удалились в кабинет директора, где разговор продолжился. Оказалось, Наталья Ивановна в лицее № 5 Железногорска работает уже несколько лет. Сюда Агеева пришла почти сразу после окончания естественно-географического факультета Воронежского государственного педагогического университета.

– Каждый возраст интересен по-своему, – рассказывает о своих учениках Наталья Ивановна. – У пятиклашек я учусь непосредственности. Очень нравится наблюдать за тем, как они общительны, открыты к новым знаниям и ничего не боятся. Со старшеклассниками все иначе. Если не убедишь их в том, что знания нужны, никогда они не будут готовиться к урокам на достойном уровне. Так что приходится искать подход, думать о том, как заинтересовать темой и развить ее – понятно, доступно, по возможности интересно.

– А что вы скажете про нынешнее поколение? «Современные школьники не хотят учиться» – эта фраза про ваших учеников?

– Выражение стало не просто расхожим, оно превратилось в нечто вроде присказки или глобального объяснительного принципа неудач учителей. На мой взгляд, если рассуждать логично, то возможны два пути решения этой проблемы. Первый – заставить детей хотеть учиться, второй – научиться добывать знания по-другому – так, чтобы им этого хотелось. Первый путь слишком похож на метод «кнута и пряника», хороших результатов им не добиться. Поэтому я выбираю опору на внутренние стимулы к учебе моих учеников.

Из разговора выяснилось, что учительница к внутренним источникам активности ребенка относит познавательную потребность, интерес к способу действия, желание самовыразиться, самореализоваться. Быть признанным, уверенным в своих знаниях хочется каждому ребенку. Раскрыть способности, доказать ему самому, что он может, – вот к чему Агеева стремится на каждом уроке.

Конек Натальи Ивановны – методы самообучения и проблемного обучения. В этом, как мне кажется, и кроется успех учителя. Школьники на занятиях не просто узнают новый материал самостоятельно, а учатся работать с ним – правильно читать, анализировать, находить ответы. Это важно еще и потому, что почти все ребята при подготовке к вступительным экзаменам и после окончания школы должны будут самостоятельно прорабатывать массу литературы. А здесь – вспомнятся им уроки биологии и не такой сложной покажется задача. Тем более что Наталья Ивановна ориентируется на индивидуальный темп каждого ученика, просит не торопиться при выполнении заданий. В результате обстановка в классе благоприятная и с заданиями, пусть не с первого раза, ребята справляются.

– Иногда, конечно, приходится по несколько раз тему объяснять. Но все же к монологу нельзя прибегать слишком часто. Развитие ученика должно происходить не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Самое сложное, наверное, в том, что деятельностный подход к обучению требует от учителя в корне изменить свою педагогическую позицию. Поэтому я перестала реализовывать свое монопольное право на знания, и ученики не получают их в готовом виде.

Привычного школьного фаст-фуда на уроках Агеевой нет. А что же есть? Проектная деятельность для старшеклассников, ролевые игры для средней школы. Ведь понятно, что ребенок, рассказав о бактерии так, будто он сам ею является, лучше запомнит все ее качества и свойства. Кстати, не забывает Наталья Ивановна и про дискуссии. Обычно проходят они в старших классах. Темы подбираются не самые простые – теория эволюции Дарвина, этнические и расовые проблемы.

– Часто обсуждение таких вопросов у нас затягивается, времени не хватает, и мы забираем часть перемены или остаемся после уроков. Я не жалею времени ни на повторное объяснение, ни на разговоры, – делится Наталья Ивановна. – Такое общение не только для ребят важно. Дети учат четкости в действиях, мыслях, поступках. Они – настоящие индикаторы людей. А еще они учат хорошему отношению к человеку.

Учиться приходится и самой Наталье Ивановне. Иногда так случается – приходит учитель в новый класс и какое-то время не знает ни имен своих учеников, ни их характера. Однажды Агееву поразила мысль, высказанная одной маленькой девчушкой на уроке.

– С тех пор я уверен, дети – парадоксальные мыслители. Они удивительно афористично могут высказать то, что, казалось бы, лежит на поверхности. Теперь-то я точно знаю – открытий и неожиданностей можно ждать на каждом уроке.

Открытия ждали и меня. Когда я заглянула в методические разработки Агеевой, присланные на конкурс «Учитель года», удивлению не было предела. Интересные вопросы, легенды, небольшие истории, импровизированные диалоги – все это тот материал, который помогает учителю держать своих учеников в тонусе. Ну как не удивиться такому рассказу: «По преданию, эти цветы возникли из слез Евы, изгнанной вместе с Адамом из райского сада. Горько плакала Ева, и всюду, куда падали слезы, распускались белоснежные лилии. Именно с лилией явился в день Благовещения архангел Гавриил к Деве Марии, чтоб возвестить ей о рождении Сына. С тех пор у христиан этот цветок считается символом чистоты и непорочности». Наверное, после такого вступления тема «Семейство Лилейные» шестиклассникам покажется действительно интересной.

Или – постановка проблемы эвристической беседы при изучении в 11-м классе темы «Борьба за существование». «В природе рождается гораздо больше особей, чем может выжить. Например, одуванчик дает сто семян. Из них на следующий год могло бы вырасти сто растений, каждое из которых дало бы по сто семян, следовательно, при беспрепятственном размножении число потомков одного одуванчика заняло бы площадь в 15 раз больше всей суши Земли. Но такого никогда не случается. Как вы это объясните?»

Ученики после такого вступления самостоятельно выходят на проблему борьбы – внутривидовой, межвидовой и с неблагоприятными условиями среды. Тема эта присутствовала и в нашем разговоре с Натальей Ивановной. Только речь зашла о человеческом обществе и условиях жизни. На мой вопрос о том, не напоминает ли ей сегодняшнее время борьбу за существование, учительница биологии ответила так:

– У меня иногда создается впечатление, что нашему обществу приходится выживать. Особенно это касается тех, кто работает в бюджетной сфере. Я мечтаю о том, чтобы наша профессия стала не только престижной, но и достойно оплачиваемой. Учитель только тогда сможет воспитывать и растить счастливых детей и учеников, когда у него самого в жизни все хорошо – в порядке семья, о бытовых проблемах думать много не надо.

Наверное, на такой грустной ноте и закончился бы наш разговор. Но я отчего-то решила спросить:

– Наталья Ивановна, а вы помните свой самый первый урок?

– Конечно, это было занятие по химии, так называемый, сопутствующий предмет. Ребятам я объясняла явление аллотропии. На моем занятии присутствовали декан факультета, завуч, учитель-предметник и методист. Волновалась я тогда сильно…

Наталья Ивановна чуть заметно улыбнулась. Видимо, вспомнила о том, как начиналась ее учительская работа, сколько всего пришлось узнать и понять с тех пор. Улыбнулась и я в ответ: впервые в жизни встретила такого учителя биологии, с которым можно поговорить о литературе, обсудить проблемы образования и детской психологии. Вот какими, оказывается, мобильными и интересными бывают учителя.

Железногорск, Курская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте