Документация педагога-экспериментатора.
Окончание. Начало в №№31, 34, 40, 44, 48 за 2008 г., №№4, 8, 12, 29, 34, 38 за 2009 г.
Рабочий дневник. Его форму можно выбрать произвольно. Предлагаем разделить его на три части (раздела).
В первый раздел рекомендуем включить понедельные планы работы и корректировать их в течение недели, кратко излагая суть заданий, отмечать выполнение, причины невыполнения с указанием выявленных проблем.
Во втором разделе выписать в алфавитном порядке фамилии учеников класса, оставляя на каждого ученика не менее шести страниц. На первом листе дать характеристику ученика, сведения о родителях, описание жилищных условий и т. д. На втором листе можно записывать все, что касается здоровья ребенка. На третьем – заметки в сфере учения, на четвертом – досуга, на пятом – общения, на последнем, шестом, – дела семейные.
На каждом из этих листов следуют записи:
1. Каким образом изучался ребенок.
2. Какие проблемы наиболее актуальны для этого ребенка.
3. Способы работы по решению этих проблем.
4. Эффективность работы.
В третьем разделе сделайте записи:
1. Способы изучения коллектива класса.
2. Вскрытые проблемы развития класса.
3. Планы разрешения этих проблем.
4. Анализ эффективности работы.
Материалы исследования (тесты, опросники, анкеты). Они обрабатываются педагогом и в виде схем, таблиц, графиков хранятся в картотеке в разделе «Класс». В картотеку для учащихся (на каждого ребенка) вносятся материалы диагностических исследований (сочинения, рисунки, анкеты, записи бесед с учеником и пр.).
Советы вразброс
1. Надеемся, что вы не забудете:
– проводить педагогические консилиумы, индивидуальные беседы с учителями и родителями по проблемам воспитания и развития личности школьника;
– проводить классные родительские собрания с целью педагогизации родительской общественности;
– взаимодействовать с методическим отделом управления образования по проблемам воспитания, организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы, завучем и директором школы.
2. Напоминаем, что взаимоотношения с коллегами прямо сказываются на результатах вашей работы с детьми. Эти отношения следует строить таким образом, чтобы товарищи по работе увидели в вас союзника, человека, способного разобраться в сложных психологических и педагогических ситуациях на уроке, лучше понять личность каждого ребенка. Чтобы избежать конфликтов, нужно не жалеть времени на общение с учителями, совместно выработать принципы отношений с детьми, обсуждать методы, подходы к каждому, чтобы возникало общее адекватное представление о личности ученика, учиться строить взаимоотношения с детьми на основе справедливости.
3. Помните, что работа классного руководителя-экспериментатора направлена на качественное улучшение состояния дел в воспитании и развитии личности, а не на увеличение количества мероприятий.
4. Психологи напоминают, что «учитель умирает в авторитарном монологе и возрождается в диалоге – сотрудничестве с учениками». Поэтому необходимо учитывать следующие условия успешности воспитания:
– включать ребенка в значительную для него деятельность;
– демонстрировать последствия поступка для референтной (значимой) товарищеской группы;
– предоставить возможность смены ролей и социальной позиции личности в группе;
– учитывать мотивы жизненной активности личности (чего добивается ребенок, так или иначе проявляя себя).
Учет этих условий особенно поможет вам в работе с трудными детьми, детьми-карьеристами, инфантильными детьми.
Памятка родителям (используется в работе классных воспитателей с родителями в г. Конакове Тверской области, в школе №1).
Для воспитания у детей доброты во всех ее проявлениях – добросердечной услужливости, любви к людям, милосердия, доброжелательности, сострадания – рекомендуем:
1. Общение родителей с детьми не менее 3-4 часов в стуки, в том числе:
а) совместный общественно полезный труд (до 1 часа);
б) совместное общение с природой (до 1 часа);
в) чтение ребенком книг (до 1 часа, в том числе вслух – до 39 мин.);
г) чтение и пересказ сказок родителями, другими взрослыми детям до 12 лет (до 30 мин.);
д) организация игр и занятий спортом взрослыми для детей (до 1-2 часов в день).
2. Уважаемые родители, не кричите на детей, и вы убедитесь, что ребенок научился вас слышать.
3. Не злоупотребляйте алкоголем, курением, не приносите домой чужое. Помните, дети копируют вас, они отражение вашей семьи.
4. Прибегайте к эмоции страха только в крайнем случае, но доводите начатое дело до конца, помня, что воспитывают мелочи и секунды.
5. Помните, что, если вы человек добрый, вас будут окружать добрые люди, если вы человек злой – злые.
6. Воспитание – это передача детям вашего жизненного опыта. Чем выше ваша чувственная сфера, тем больше вы можете сопереживать чужую беду и радость. Будьте милосердны.
7. Если у вас возникли трудности в деле воспитания, обратитесь за помощью в школу.
О работе с родными воспитанников (из опыта Фрунзенской коммуны)
Проблемы воспитания и развития личности ребенка решаются успешно при контакте педагога и родителей ученика, а также родителей и детей. Каким образом можно включить родных воспитанников в единую заботу о воспитании детей?
1. Опора на родителей, которые становятся по их желанию помощниками классного воспитателя и старшими друзьями детских микроколлективов (заботятся о создании микроколлективов, проводят беседы, ходят в походы, в лес и т. д.).
2. Включение родных воспитанников в планирование, подготовку, проведение и обсуждение вместе с воспитанниками коллективных творческих дел, творческих праздников, при этом опираясь на увлечение самих взрослых.
3. Коллективная работа родителей на родительских собраниях, создание творческих бригад, обсуждение задач, планов на очередной период, обсуждение результатов содружества и т. д.
Олег ГАЗМАН, Александр ИВАНОВ
Комментарии