search
main
0

Мониторинг. Статистика. Анализ. В Воронеже образовательные задачи решают комплексно

В 2001 году Воронежская областная Дума и администрация Воронежской области утвердили Программу информатизации образования в регионе. Каковы были основные направления этой программы, что уже сделано и чего ожидать в ближайшее время – об этом наш разговор с Яковом Львовичем – начальником Главного Управления образования администрации Воронежской области.

– Яков Евсеевич, в чем, на ваш взгляд, главная задача региональной программы информатизации?

– Необходимо сделать доступными разнообразные информатизационные технологии как в процессе обучения учащихся и студентов, так и в различных мероприятиях, связанных с внеучебной работой. Эта цель распадается на несколько составляющих. Прежде всего доступность обеспечивается наличием хорошего компьютерного парка. В 2001 году, когда мы начинали, было такое соотношение: один современный компьютер на 400 учащихся. А завершив планируемые на этот учебный год мероприятия, мы получим соотношение один компьютер на 45 учащихся.

– Первым этапом была компьютеризация сельской школы?

– Да. Потом, в 2002 году, – городской и поселковой. А в 2003-м – компьютеризация интернатов и профессиональных училищ. На этот год запланировано и уже проводится дооснащение компьютерами сельских школ, а в 2005-м – городских и поселковых. Вторая задача, которую мы ставили перед собой, – это обеспечение электронными учебными средствами. Поэтому одновременно с поставкой компьютеров мы направляем в школы комплекты электронных учебников и учебных пособий. Они обычно собираются в библиотеке, поэтому в нынешнем году мы разворачиваем программу по информатизации школьных библиотек. Организуется специальное автоматизированное рабочее место библиотекаря-медиатекаря. Комплектуется медиатека из тех электронных пособий, которые сейчас имеются на российском рынке. Если учесть, что компьютер библиотекаря включен в общую сеть вместе со всеми школьными машинами, то можно будет по заказу прямо из библиотеки передавать информацию в классы.

Когда уже есть компьютеры и электронные пособия, надо переходить к решению третьей задачи – возможность получения информации из интернета.

Следующая задача – повышение квалификации учителей. Это обеспечивается региональным центром Федерации Интернет Образования и областным институтом повышения квалификации работников образования (ВОИПКРО). Институт в рамках дистанционного обучения организует курсы в районах области, там, где позволяют связь и технические возможности. От главного сервера ВОИПКРО передается обучающая информация в районы, и так в дистанционном режиме идут занятия для учителей. А в классе работает тьютор, который до этого прошел подготовку в институте.

– Так сказать, в очной форме?

– Да, приезжал на курсы. Конечно, основная задача – не повышение квалификации учителей информатики, а обучение именно учителей-предметников. Мы стараемся, чтобы процентов 60 тех, кто приезжает учиться на курсы, было из сельской местности, а процентов 40 – из города Воронежа. Все-таки у горожан больше возможностей для обучения, поэтому более пристальное внимание – селу. Серьезную ставку мы делаем на базовые сельские школы, потому что если в них будут работать высококлассные профессионалы, то они смогут улучшить ситуацию во всем школьном округе.

А что касается подготовки самих учащихся, у нас разработан непрерывный региональный учебный план, ориентированный на новый базовый учебный план. То есть работа на компьютере уже со второго класса.

– Яков Евсеевич, расскажите подробнее о компьютеризации в профобразовании.

– В прошлом году мы оснастили практически все профессиональные училища современными полнокомплектными классами. Сейчас стремимся приобретать для них не только учебные пособия общеобразовательного плана, но и пособия с возможностью изучения на компьютерно-имитационном уровне тех элементов технологии, которые нужны для данной рабочей профессии.

– То есть обучение как бы на тренажере?

– Да, имитация тренажера на компьютерном уровне. А с вузами мы постепенно формируем единый вузовский сегмент нашей региональной сети в городе Воронеже, объединяя ресурсные возможности всех вузов. На базе региональной научной библиотеки Воронежского госуниверситета создан электронный каталог, который пополняется практически из всех вузов города. Это, правда, пока только аннотационная информация, но все еще впереди.

– Возможно, в вузах за последние несколько лет появились какие-то новые факультеты «компьютерного» направления?

– Недавно исполнилось пять лет факультету компьютерных наук государственного университета. А буквально на днях – 20 лет кафедре систем автоматизированного проектирования информационных систем технического университета. Вот это, так сказать, последние юбилеи.

– Знаю, что кафедра технического университета, бывшего политехнического института, – ваше детище. Она же в некотором смысле и альма-матер для многих воронежских компьютерщиков. А как они смотрятся на фоне других по стране? Имею в виду, насколько грамотны и ценны наши специалисты?

– В связи с тем, что у нас в свое время активно работали и завод «Процессор», и целый ряд фирм, занимавшихся в советские годы оригинальным программным обеспечением, Воронеж всегда считался компьютерным городом. Поэтому уровень наших компьютерщиков достаточно высок, они работают везде – и за границей, и в Москве, и в совместных предприятиях, и в многочисленных фирмах нашего города. А с точки зрения информатизации образования недавно на уровне России в рамках целевой программы «Электронная Россия» проводился конкурс, и мы вошли в десятку лучших регионов, где система информатизации образования поставлена на должный уровень. Просто есть ряд регионов, та же Москва или Якутия, которые вкладывают в информатизацию очень много средств. И, конечно, с этой точки зрения они по ряду позиций впереди.

– У вас есть какие-то свои региональные особенности программы информатизации?

– Здесь довольно трудно изобрести что-то свое, абсолютно новое. Всем все равно приходится решать те вопросы, о которых мы говорили. Разной может быть идеология, и часто целью становится долгосрочное решение программы компьютеризации.

– То есть обеспечение самими машинами и только?

– Да. Мы же сразу начали решать все задачи комплексно. Это и стало для нас приоритетом. Есть и кое-что из того, что другие делают не всегда. Например, мы проводим информационный мониторинг в системе образования, собираем статистику по всем параметрам системы. Все это анализируем и доводим результаты до педагогической общественности. Такая работа проводится постоянно, информация со всех районов собирается ежеквартально.

У нас решена задача автоматизации информационного обмена управленческих структур. То есть со всеми нашими муниципальными органами управления образованием мы сейчас работаем по большей части в электронном режиме. Создан сайт Главного управления образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте