search
main
0

Мониторинг мотивации. Регулируем состояние образовательного процесса

В 2008 году нашей школе исполнится 15 лет. Возраст для образовательного учреждения, прямо скажем, младенческий. Но со всей ответственностью можно сказать, что коллектив, а это педагоги, дети и родители, сделал уже немало для становления и развития alma mater.

Самым трудным для нас было найти собственный путь развития, чтобы каждый выпускник чувствовал себя уверенно, быстро адаптировался к реалиям жизни, выходя за пределы школы. Помог уникальный опыт педагогов и студентов Челябинского государственного педагогического университета. К тому же в декабре 2003 года школе был присвоен статус муниципальной экспериментальной площадки по теме «Формирование системы управления качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга».

В своей деятельности мы решили использовать программное обеспечение, разработанное преподавателями и сотрудниками ЧГПУ (руководитель Дмитрий Матрос, профессор, доктор педагогических наук, декан факультета информатики*). ПО позволяет решать задачи всех участников образовательного процесса – учеников, педагогов, администрации школы, родителей. Все структурные единицы системы связаны между собой через электронные программы или через определенные виды деятельности.

Личность и интеллект

Уже четыре года мы используем 20 электронных моделей учебников по алгебре, геометрии, биологии, химии, физике для 8-11-х классов. Педагоги применяют их при объяснении, обобщении материала, для отработки навыков самостоятельной работы учеников и так далее. Результаты тестирования анализируются в программе «АРМ завуча». В итоге администрация школы имеет полную и системную информацию о качестве образования по каждому ученику, классу, параллели, школе в целом. Это позволяет качественно регулировать состояние образовательного процесса.

Система психолого-педагогического мониторинга не только позволяет расширить возможности индивидуальной работы с каждым учеником и создать условия для его творческого развития, но и сделать управление образовательным процессом более научным, мобильным, а следовательно, более качественным. На сегодняшний день в школе создана серьезная база данных о психических и личностных ресурсах каждого ребенка и каждого класса. На наш взгляд, одно из преимуществ программы автоматизированного психолого-педагогического мониторинга в том, что она помогает многократно сократить время на обработку результатов исследований. А это в свою очередь позволяет своевременно проводить работу по коррекции и развитию.

Тестирование проходит в двух направлениях – «Интеллект» и «Личность».

Автоматизированный мониторинг здоровья отслеживает изменения в здоровье ребенка. На основании полученных данных по распределению по заболеваемости и уровню физической подготовки формируются группы отношения по здоровью.

Ни для кого не секрет, что учебный план – один из главных элементов управления школой. Сколько условий приходится учитывать, для того чтобы он был качественным, объективным, адаптированным, доступным! Но это большой труд не одного человека. Программный продукт «Модель содержания образования» отражает все элементы, представленные в государственном стандарте: цели изучения предмета, дидактические единицы, требования к подготовке выпускников. Структура содержания учебного предмета в этой электронной модели соответствует его представлению в образовательном стандарте. Программа позволила не только сократить сроки формирования учебного плана школы, но и максимально учесть условия работы школы.

Используемое ПО позволило создать обширную базу данных по школе. Именно анализ этих данных, а также выдаваемые рекомендации помогают максимально оперативно принимать управленческие решения.

Система в действии

Каким же образом данные технологии используются в управлении?

Система дает возможность увидеть результаты тестирования в электронных моделях учебников по алгебре, геометрии, химии, физике, биологии в 8-11-х классах в виде качественной и количественной характеристик. При необходимости открывается картина успеваемости по классам и предметам в целом по школе.

Результаты по школе дают общую картину качества обучения по предметам. В параллельных классах (9-е «А», «Б», «В») разные показатели по итогам тестирования в электронном учебнике: в среднем в 9-м «А» выше, очень низкий в 9-м «В». Обратимся к результатам психолого-педагогического мониторинга: в 9-м «В» самые низкие показатели интеллекта – это класс коррекции, 9-е «А» и «Б» – общеобразовательные, но уровень интеллекта разный (в 9-м «А» выше, чем в 9-м «Б»).

Интересен и такой факт: в окне «Химия. II глава. Неметаллы» результаты тестирования по параграфам у 9-го «Б» выше, чем у 9-го «А». В ходе совместного анализа с педагогом выяснилось: в 9-м «Б» лучше навык работы с тестовыми заданиями, лучше развито пространственное мышление; в 9-м «А» при решении даже простых заданий идут сложными путями и часто сами себя запутывают. Таким образом, определяем ход дальнейших действий: систематизировать отработку навыков работы с тестами в 9-м «А» классе, подключив и других предметников; назначать разные варианты тестирования.

Анализ данных за два учебных года показал, что по алгебре в 8-м классе относительно низкие результаты по теме «Квадратные уравнения». Вместе с педагогом был проведен анализ ситуации и рекомендовано пересмотреть приемы и подходы в работе над данной темой, руководителю школьного методического общества предложено обсудить на очередном заседании новые формы и методы обучения.

Программа «АРМ завуча» решает вопросы планирования и проведения внутришкольного контроля. Например, в 11-м классе запланирован тематический контроль по алгебре. Отпадает необходимость просить у учителя результаты контрольных работ и их анализ, так как все это показывает программа.

Допустим, необходимо проверить работу

10-го класса по геометрии. Общий показатель по классу – 67 процентов. В результатах по ученикам класса видно, что у большинства учеников процент выполнения заданий достаточно высокий, но у двух – низкий. Педагог поясняет, что один ученик не прошел часть тестирований по причине болезни, а другой слабо успевает по данному предмету. В первом случае учитель предлагает ученику подготовиться самостоятельно и пройти тестирование во внеурочное время, это может являться и тренировкой перед итоговым контролем знаний. Слабоуспевающий же берется на контроль, при разработке для его индивидуальных заданий используется модуль программы «Психологический мониторинг», который показывает интеллектуальные способности ученика, социометрию, а также показатели здоровья.

Работа с электронными учебниками стимулирует педагогов. Во время аттестации учителей химии, математики, биологии использовались данные электронного журнала, в объективности которых не приходится сомневаться. Поэтому каждый был смотивирован на то, чтобы пересмотреть собственные подходы к преподаванию предмета, а значит, повысить качество полученных учениками знаний. В итоге всем была присвоена высшая категория.

Активизировалась методическая работа учителей-предметников. Педагоги участвуют в работе областных и городских семинаров, в издательской деятельности. Инновационно-методическим центром города Кургана выпущен сборник методических рекомендаций по работе с электронными моделями учебников и обобщен опыт работы учителей школы.

Большой интерес к данным электронного журнала проявляют многие родители, опять же по причине объективности данных. Винить учителя в субъективности оценок не приходится, поэтому разговор с ним все чаще строится не на взаимных упреках, а на конструктивном поиске выхода из сложившейся ситуации.

На основе автоматизированного мониторинга здоровья в школе разработана программа «Здоровье» сроком на 4 года. На сегодняшний день заканчивается I этап, когда формируется база данных и осуществляется мониторинг. Те результаты, которые мы уже имеем, позволяют решать многие вопросы. Например, когда мы сравнили данные по уровню физического развития шестиклассников, то выяснилось, что у мальчиков при очевидном росте показателей до лета в течение периода «весна 2006 – осень 2006» показатели стабильные, а вот у девочек как раз, напротив, за лето картина заметно изменилась. Главная причина заключается в том, что физическая активность снижена. Если мальчики хотя бы немного играют в подвижные игры, катаются на велосипеде и так далее, то девочки, как правило, больше времени проводят у телевизора, ведут малоподвижный образ жизни. В связи с этим в учебный план школы во 2 – 11-х классах введен третий час физической культуры с оздоровительной направленностью.

С родителями в течение учебного года проводится активная профилактическая работа. При этом по базе мониторинга здоровья классные руководители дают им рекомендации индивидуально по каждому ребенку. В школе работает 26 кружков, из которых 9 – спортивно-оздоровительного направления.

При планировании работы школы мы постарались максимально возможно организовать занятость учеников в летнее время: профильные пришкольные лагеря с туристско-спортивной направленностью, работа кружков и спортивных секций в летние месяцы, трудовые отряды и так далее.

Достойные итоги

Использование ИКТ дает при объяснении материала, закреплении и проверки знаний новые методические приемы, которые легко вписываются в стандартную методику ведения урока. Педагоги смелее обращаются к компьютерным технологиям, так как те не только делают рассказ более ярким и интересным, облегчают их труд, повышают мотивацию учеников к обучению, но и существенно улучшают качество преподаваемых предметов.

Судить о качестве результатов нашей деятельности можно хотя бы по тому, что третий год подряд школа выпускает золотых и серебряных медалистов, чего до сих пор не было ни разу. Эти выпускники подтвердили свои знания при поступлении в ведущие вузы страны. С каждым годом растет показатель качества итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ. По результатам мониторинга мотивации учеников за два года мотив достижения увеличился с 14 до 28 процентов, познавательный мотив – с 28 до 43 процентов, негатив сошел до 0, так же как и мотив тревожности.

Педагоги школы активно обмениваются опытом на уровне города и области. В городском конкурсе педагогического мастерства в номинации «Руководитель года-2005» было завоевано призовое место. Примерно 80 процентов педагогов за последние 3 года повысили категорию.

Коллектив нашей школы не намерен останавливаться на достигнутом. Все четко осознают: то, что мы делаем, не просто интересно, но и важно. Ведь если речь идет о личностно-ориентированном подходе, то ИКТ – это качественное средство достижения поставленных целей.

Именно качество программного продукта позволило школе решать эти важнейшие педагогические задачи, опираясь на современные технологии.

Наталья КИРЬЯКОВА, директор школы №18, Курган

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте