Центр социально-психологических проблем детства и лаборатория психологического мониторинга МГППУ разработали концепцию и программу мониторинга социально-психологических проблем развития учащихся, которая может быть положена в основу проектно-аналитической деятельности образовательных учреждений, выстраивающих развивающую образовательную среду. О том, как шла выработка концепции, рассказывает профессор МГППУ Марина БИТЯНОВА.
Психологический мониторинг развития – комплексная программа, позволяющая оперативно предоставлять информацию о психологическом состоянии детей школьного возраста, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях прогноза, коррекции и управления в рамках определенной образовательной системы, например, школы или другого образовательного учреждения.
Для проведения пилотажного исследования мы выбрали группы детей с нормальным психофизическим развитием, детей с ограниченными психофизическими возможностями, одаренных детей и детей с девиантным поведением. Причем в разработке программы мониторинга, подборе инструментария и определения показателей участвовали несколько лабораторий МГППУ, изучающих различные категориальные группы детского населения столицы.
Задач было несколько: получить данные общего состояния основных сторон психосоциального развития детей для различных групп и возрастов, изучить особенности психологического развития детей различных групп и возрастов, описать основные психолого-педагогические проблемы, выделить наиболее острые проблемы, характерные для психического и личностного становления для каждой из обследуемых групп, разработать комплексную систему психолого-педагогических рекомендаций для детей каждой группы, их родителей и органов управления для нивелирования выявленных отклонений в психологическом развитии обследуемых групп детей.
На первоначальном этапе мы рассматривали три подхода к содержанию мониторингового исследования. Первый – мониторинг, ориентированный на модель нормативного развития ребенка на разных возрастных этапах. Второй – мониторинг, ориентированный на основные параметры психолого-педагогического статуса учащегося. Третий – мониторинг, ориентированный на актуальный общественный и управленческий запрос.
Первый – был оценен как наиболее привлекательный и научно обоснованный подход к определению содержательных параметров мониторинга. Однако в настоящее время его реализация и именно в мониторинговом варианте крайне затруднена по двум причинам: во-первых, отсутствует методологическое единство в представлениях о нормативах возрастного развития в научной психологии; во-вторых, нет необходимого диагностического инструментария, не разработаны процедуры измерения, соответствующие мониторинговым требованиям. Поэтому основной акцент был сделан на второй подход.
Психолого-педагогический статус учащегося – совокупность характеристик его когнитивного, психосоциального и психофизиологического развития, влияющих на успешность обучения и социализации в конкретной образовательной среде. Совокупность этих характеристик может быть представлена как некоторая целостность, отражающая, с одной стороны, основные векторы развития ребенка, а с другой – имеющая выраженный прикладной, следовательно, и управленческий характер. Разрабатывая такой подход, мы выделили такие параметры психолого-педагогического статуса, которые легли в основу содержания будущего мониторинга: психосоциальное развитие, психофизиологическое развитие, познавательное развитие. В своей совокупности, по нашему мнению, эти направления в полной мере представляют собой социальную ситуацию развития ученика.
Для детального определения актуального образовательного запроса в рамках третьего подхода мы провели экспресс-анкетирование 100 директоров и психологов образовательных учреждений Москвы и других городов России, выявив актуальные и значимые вопросы к потенциальному мониторинговому исследованию. В результате было предложено оценить степень важности 10 факторов, влияющих на учебную успешность ученика и эмоциональное благополучие ребенка в образовании, и 10 факторов образовательной среды, способных негативно повлиять на развитие детей. В результате опроса была выделена группа значимых позитивных и негативных факторов, существенно влияющих на развитие ученика.
В группу значимых факторов, влияющих на развитие ребенка в образовании, вошли:
– интерес к учебе, желание ребенка учиться;
– объем учебного материала, наличие развивающей образовательной среды в образовательном учреждении;
– отношения учителя и ученика;
– психологический климат в детском коллективе;
– вероятность социально неблагополучного влияния.
Содержание предложенной анкеты вызвало большой интерес у опрашиваемых, прежде всего директоров школ. Многие школы нынче находятся в состоянии самоопределения, выбора путей развития и определения образовательных приоритетов. Очевидно, что информация о психологическом состоянии учащихся, факторах, существенно влияющих на это состояние, для таких школ чрезвычайно важна.
Серьезным фактором, негативно влияющим на развитие ребенка в образовании, директора посчитали проблему детской травли. Феномен «школьной травли» совсем недавно стал выделяться в качестве особой психологической проблемы, несмотря на столь значительную распространенность не только в образовательной среде. Безусловно, анализ этой проблемы – отдельная задача для мониторингового исследования.
В результате анкетирования мы смогли определить такие конкретные показатели мониторингового исследования в рамках выделенных параметров психолого-педагогического статуса как:
способность к обучению;
умственное развитие;
социально-психологическая адаптация;
социальная ответственность;
школьная успешность.
Эти показатели положены в основу программы мониторингового исследования. Пилотное мониторинговое исследование было проведено в сентябре-октябре 2006 года для отработки инструментария. Не секрет, что значительная часть современного диагностического инструментария не может быть использована для решения задач мониторинга психологического развития ни по своим содержательным, ни по своим процедурным показателям, поэтому нам еще предстоит сложный и ответственный процесс создания единого мониторингового инструмента под нашу идею и нашу концепцию на основе тех исходных психологических продуктов, которые есть в нашем распоряжении.
Комментарии