search
main
0

“Монарх” у классной доски Нужно ли вставать в его присутствии?

Всем нам хорошо знакома ситуация, когда ребенок не хочет идти в школу 1 сентября. Иногда задаешься вопросом: нормально ли это? Почему в других, более развитых странах, таких, как США, Англия или Швейцария, дети ждут не дождутся начала учебного года?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно в первую очередь рассмотреть основную задачу школы: для чего она существует? Для того, чтобы “всунуть” ребенку в голову всевозможные знания, или для того, чтобы помочь ему вырасти полноценной, самоопределившейся личностью, адаптированной к жизни? Что для него важнее: выучить все теоремы по геометрии и исключения по русскому или выбрать для себя, кем он хочет стать и чем заниматься?
Однако, несмотря на все эти причины, самой большой из них является нарушение прав учеников самими учителями. В школах образовались два четко выделенных класса: высший класс – учителя, низший – ученики. Первые постоянно во всем ограничивают вторых. Например, недавно в одной из московских школ лестницы распределили так, что по одной можно только подниматься, а по другой – спускаться. Не будем обсуждать это решение, лучше посмотрим, как оно соблюдалось. Всякий раз, когда ученик ошибался дорогой и просил пропустить его, “стража”, приставленная к каждой из них, либо осыпала его бранными словами, либо переходила к насильственным методам. Но попробовала бы она что-нибудь сказать учителям, которые беспрепятственно нарушали порядки, ими же установленные!
Приведем еще один пример. Каждый раз, когда учитель входит в класс, ученики должны вставать. Но почему? В знак уважения? Субординации? Превосходства? Чем учитель заслужил то, что дети должны вставать в его присутствии, как перед монархом? Разве он не делал в своей жизни ошибок? Всегда ли был прав?
Но самым вопиющим нарушением является то, что некоторые учителя позволяют себе оскорблять учеников. Это приводит к тому, что со временем дети начинают считать, что такое обхождение с более маленькими и слабыми – норма, и когда они вырастают, начинают обращаться с остальными точно так, как с ними обращались учителя. Из всего этого вытекает вопрос: как можно строить демократию в стране, в которой не соблюдается ее самая главная заповедь – свобода личности, и начинается это уже с начальной школы?
Мне кажется, что пришло время пересмотреть отношения между учителями и учениками и не допускать культа личности учителя, потому что культ личности всегда приводит к диктатуре. Если мы не остановимся и не задумаемся над этим, то снова станем в глазах всего мира той “империей зла”, которой некогда являлись.

Василий ЛЬВОВ,
ученик 8-го класса

От редакции

Как говорится, “устами младенца глаголит истина”. Казалось бы, можно только порадоваться за то, что у нас есть такие ученики, как Вася Львов, способные аргументированно высказать свои претензии к существующей школьной действительности. Однако лично я, к примеру, прочтя его письмо, невольно задал себе вопрос: а на самом ли деле это писал ребенок? Или, может быть, это кто-то из взрослых решил взять на себя смелость от лица Васи выразить негодование по поводу “несоответствия нашей образовательной системы международным нормам”, как это сейчас принято? Мол, даже дети видят эти недостатки, а мы, взрослые, живем старыми традициями и не спешим меняться к лучшему!
Впрочем, было бы очень интересно узнать, что вы сами думаете по поводу этого письма. Ведь здесь затронуты вопросы куда более глубокие, чем просто “вставать или не вставать в присутствии учителя”.

Вадим МЕЛЕШКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте