Можно ли научить доброте? Можно и нужно, убеждены в Ленинградской области. Здесь стартовала акция «Уроки доброты», в рамках которой в образовательных организациях (ОО) региона проходят не столько урочные занятия, сколько неформальные встречи с разными интересными людьми.
Нужно заметить, что поводом для запуска новой инициативы стал неприятный случай в Тосненском районе. Одна женщина выложила в Сеть ролик, где пятеро мальчиков-школьников обижают девочку. При этом автор ролика снимала действие несколько минут, прежде чем выйти из дома и предпринять какие-то разумные действия, но это уже другая история.
Как пояснила председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Вероника Реброва, на ситуацию, произошедшую в Тосненском районе, важно было откликнуться и привлечь внимание к тому, что проявления жестокости детей друг к другу существуют, они не новы. Однако взрослые должны осмыслить проблему и понять: если не изменить стиль взаимодействия с ребенком, таких случаев станет больше. «Уроки доброты» призваны усилить расставленные акценты в той системной воспитательной работе, которая ежедневно проводится в каждой школе и в каждом детском саду.
По словам Вероники Ребровой, в Ленинградской области воспитание всегда было приоритетной составляющей образовательного процесса. Сегодня рабочая программа воспитания в ОО представляет собой широчайший спектр мероприятий: проекты, акции, лидерские практики, командная работа и т. д. Также постоянно ведется обучение педагогов-психологов, учительских команд в рамках семинаров, конференций, курсов повышения квалификации. Колоссальный пул мероприятий проводится для родителей, где тематика встреч разнообразна и актуальна. С 2018 года в регионе работает консультационный центр, куда могут обратиться мамы и папы детей от 0 до 18 лет, и количество таких обращений в год достигает 15 тысяч.
В этом обилии активностей теперь появится и такая, как «Уроки доброты». Главной особенностью акции станет ее неформальность. Как заметила Вероника Реброва, тему добра нужно развивать на собственных примерах. Поэтому гостями школьников должны быть люди, которые могут поделиться с ними личным опытом добрых дел.
Например, на дебютной встрече с учениками школы №2 г. Никольское Тосненского района сама Вероника Реброва рассказала о том, как работала с командой в консультационном центре, с какими вопросами к специалистам обращаются родители. А потом каждый из приехавших к ребятам на встречу гостей вспомнил свое школьное детство. И оказалось, что почти у всех в классе были ученики, с которыми никто не дружил, но на пути этих детей встречался кто-то, кто помогал им либо подружиться со сверстниками, либо найти такое дело по душе, которое помогало избавиться от клейма изгоя.
Взрослые участники встречи также предложили ребятам поработать в команде, чтобы те могли найти варианты выхода из ситуаций, которые вполне могут произойти в школьной жизни. Справиться с кейсовыми заданиями было не так-то просто, но в этом и заключался еще один замысел акции «Уроки доброты»: работая вместе и помогая друг другу, можно обнаружить общие интересы и подружиться.
«Уроки доброты», по задумке организаторов, еще и о том, как ближайшее окружение ребенка может ему помочь в оценивании и выборе поведения. Ближайшее окружение – это родители, классный руководитель, педагоги-предметники. Каждый из взрослых должен быть внимательным, наблюдательным, уметь чувствовать ребенка, вести доверительные беседы, подавать личный пример, чтобы вовремя нивелировать случаи проявления детской жестокости, помочь ребенку либо прожить ситуацию, либо правильно выстроить поведенческий маршрут.
Сегодня уже не новость, что проявления агрессивного поведения по отношению друг к другу помолодели. Главный внештатный педагог-психолог Ленинградской области, доцент кафедры педагогики и психологии Ленинградского областного института развития образования Елена Есликова считает, что буллинг может проявляться уже в дошкольных организациях и в начальной школе. Формирование социальных навыков начинается с 2 лет, но родители часто пропускают этот период. Дети обращаются к соцсетям, а здесь происходит трансформация понятий, выстраивается искаженная картина мира. Лайки и комментарии воспринимаются как одобрение, улыбка, комплимент, которого в реальной жизни ребенку не хватает. И часто похвалу он получает за треш-контент, но при этом ребенок не всегда может отличить постановку от жизни и оценить, допустимы ли в реальности действия, которые вызвали такое одобрение в Сети.
Австралийские ученые уже выделили 21 форму буллинга, но основная его цель – дестабилизация душевного состояния человека, пояснила Елена Есликова. Часто ребенок, которого травят в Сети, становится жертвой и в реальности. Поэтому важно и педагогам, и родителям объяснять детям: то, что они видят на экране, может быть лишь витриной, маской. Конфликты – нормальное явление для любого коллектива, но, когда они становятся постоянными, это может быть предвестником травли. В этом случае взрослым нужно принимать немедленные меры, чтобы атмосфера жестокости не распространялась в детской среде.
Человек не рождается плохим или хорошим, убеждена педагог-психолог Сиверской гимназии, лауреат Всероссийского конкурса «Педагог-психолог года»- 2017 Анастасия Законова. Все зависит от контекста, в том числе от среды, в которой воспитывается ребенок. Семьи бывают разные, но за годы работы в школе эксперт не видела ни одного благополучного агрессора. Как правило, помощь нужна и жертве, и преследователю, и наблюдателям. Очень часто дети не могут разобраться в своих чувствах, почему они сделали так, а не иначе, почему обидели кого-то. И здесь необходима помощь взрослых: научить видеть ситуацию изнутри, рассказать ребенку, что он испытывает на самом деле. В Сиверской гимназии уже пять лет работает служба медиации, и те ребята, кто оказывает помощь ровесникам, становятся настоящей опорой психолога и педагога. Потому что иногда школьнику нужно просто поделиться острым переживанием с кем-то, а если это не только взрослый психолог, но и понимающий сверстник, такая поддержка бесценна.
Один урок доброты, конечно, не решит все воспитательные задачи, но может стать моментом осмысления, стартом для последующих добрых инициатив и действий, подчеркнула Вероника Реброва. И, к слову, инициативу уже подхватили многие волонтерские и досуговые организации. А в тех школах, где акция «Уроки доброты» уже состоялась, дети и их родители отметили, что задумались о том, как часто они затрагивают тему эмпатии и взаимопомощи в повседневной жизни.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Ленинградская область
Комментарии