«Быть первым трудно, но когда-то все начинать сначала надо!» – написала пестовская поэтесса Лариса Янина. Пестово? Это глубинка Новгородской области, маленький и молодой город, «выросший» из железнодорожной станции, которому нет еще и ста лет. Биография у города не такая большая, но если ему нужно будет чем-то похвастаться, то в первую очередь своими людьми. Своим опытом поддержки молодых талантов.
Быть первым трудно… Заслуженный артист России Александр Корженков, известный по своей работе в «Сатириконе», по киноэпопее «Тайны дворцовых переворотов», первым в Пестовском районе организовал благотворительный фонд для поддержки творчески одаренных детей. 15 и 16 мая в райцентре впервые прошел большой и яркий конкурс «Юные дарования» (так называется и благотворительный фонд). У этого праздника есть свои особенности. Во-первых, в те два дня детям не просто предоставили сцену. С ними в течение многих месяцев шла работа. Александр Корженков проводил мастер-классы, ради чего по шесть часов гнал свою машину в Пестово из Москвы. Во-вторых, он привез для участия в финале и гала-концерте «Юных дарований» своих друзей – актеров-каскадеров, снимавшихся в фильмах Андрея Ростоцкого («Зверобой», «Мужская компания»), музыкантов из Москвы. Они были членами жюри, успели пообщаться с детьми. В-третьих, этот детский праздник был инициативой выпускника пестовской школы, прошедшего в искусстве определенный путь. Выпускника, который возвращается на родину, чтобы отдавать себя детям. Эти возвращения сделались постоянными. Не просто нагрянул один раз, и все. Много ли вы знаете таких выпускников?
«Здесь я почувствовал «нужность»
Все началось с того, что Александр Корженков получил приглашение в родное Пестово на 30-летие школы. В тот день у него был спектакль в «Сатириконе». Хотелось приехать, но условия театра не позволили. Он нашел возможность поздравить школу через «Учительскую газету». Взял охапку цветов, сфотографировался. Снимок с поздравлением был опубликован в «УГ». Прошло время, раздается телефонный звонок: «Александр Васильевич, мы пишем книгу об известных людях Пестова. Хотелось, чтобы вы дали какие-то материалы о себе». Звонила Антонина Анастасьевна Ефимова из пестовского литературного объединения «Лира» и журналист районки. Как отказать? Корженков послал в Пестово короткую творческую автобиографию.
После того он приехал на один день туда, в город детства, но за этот день удалось успеть многое: познакомиться с Антониной Ефимовой, впервые за тридцатилетнее отсутствие заглянуть в родную первую школу, повидаться с учителями.
Корженков и раньше приезжал в Пестово. Но теперь все стало переходить в особое качество. Другим сильным импульсом к тому, чтобы начать здесь работу с одаренными детьми, был конкурс «Учитель года-2001», точнее – церемония его закрытия. В предыдущем году Корженков был автором идеи и режиссером-постановщиком подобной церемонии, а теперь пришел в качестве гостя. В «пятнашку» лидеров прошла его землячка, учительница начальных классов из пестовской школы №1 Екатерина Пологутина. Александр Васильевич обзавелся букетом: «Пятнашка» – это уже супер, тем более для маленького городка». И вдруг Пологутина проходит в пятерку! Когда об этом объявили, то, нарушая режиссерский замысел, Корженков влетел на сцену… «Учительская газета» потом писала: «На сцену выбежал взволнованный Александр Корженков, заслуженный артист России: «Это незапланированная акция! Я выпускник 1-й средней школы города Пестово Новгородской области. Я хочу поздравить Екатерину Александровну, виват школа №1, виват Пестово!» Он завел весь зал.
Для него эта победа стала лишним свидетельством, что там, в Пестове, идет особая творческая жизнь. Уже он открыл для себя литературное объединение «Лира», открыл «Солнечный город» – детский вокальный ансамбль при пестовском Центре внешкольной работы, который выходит на российский уровень, завоевывает первые призы. Он узнал о пестовчанине, поступившем в Санкт-Петербургскую академию искусств. Он узнал о земляках, ставших известными спортсменами… Все это по-особому отозвалось в нем.
Но «последней каплей» стало 35-летие школы №1. Директор Нина Владимировна Муравьева ему звонила постоянно: «Приезжайте! Приезжайте! Приезжайте!» К тому времени Корженков стал человеком свободным. В 1999 году ушел из театра, работал в Москве и Австрии по контрактам. Он приехал и почувствовал, что в Пестове нужен. Нашел поддержку в лице зав. роно Валерия Козлова. А встречи с учителями и детьми превращались в настоящие творческие вечера.
– Мне казалось, что театр – моя ошибка, что там много фальши, много «деланности». Люди рвутся туда за одним – получают другое… Это адский труд, при котором человека можно угробить одним словом, уничтожить авторитетом другого человека. Много было разочарований. Но здесь пошла другая волна. Я вижу искренность в глазах людей. Я вижу поток энергии. Я почувствовал «нужность». И это перевернуло мое сознание. У меня здесь аудитория – 3200 детей, столько их в районе. Где я такую получу? Да нигде! Многое сложно, но я живу перспективой встречи с ними!
Изменилось Пестово, изменился и артист, приехав сюда.
Возникла идея создать благотворительный фонд «Юные дарования», приезжать и работать с детьми, раскрыть горизонты, попытаться поменять психологию, ибо талант может раскрыться только тогда, когда шелуха комплексов спадет хотя бы в большей своей массе. Ведь дело вовсе не в том, где ты родился…
Конкурс «Юные дарования» охватил все возрастные группы – младшую, среднюю и старшую. Основная цель состоит в том, чтобы не пропустить, помочь раскрыться, поддержать творчески одаренных детей, способствовать развитию дополнительного образования в Пестовском районе. Конкурс имеет множество номинаций: вокально-хоровая, авторская песня, хореография, инструментальная, театральная, художественное чтение, литературное и изобразительное творчество, декоративно-прикладное искусство, флористика, икебана, кино-, фото-, видео-, техническое творчество.
– Я хотел бы основательно работать с детьми того возраста, который позволяет что-то формировать, хотя я знаю, что и в тридцать, и в сорок лет люди находят себя… Я видел, как выстраивались очереди – кто станцевать, кто стихи почитать. У всех горят глаза. Все воодушевлены… Это окончательно подвигло на все то, что сейчас вы и увидели на сцене. Я не получаю нигде такого удовольствия от общения, как здесь. Потому что я вижу «нужность», я вижу горящие глаза, слышу неподдельные слова, которые мне произносят. Это сейчас не купишь ни за какие деньги! Я не пытаюсь предстать недоступным человеком. Абсолютно живое общение. Мы должны на одном языке разговаривать. Для детей очень важно то, что я не спустился с небес, что я их земляк, прошедший определенный путь. Что если они захотят (в чем я хочу им помочь) – они могут сделать еще большие шаги.
В Солнечном городе
Сергей и Елена Смирновы тоже вошли в книгу «Они прославили Пестово». Они создали «Солнечный город».
Антонина Ефимова рассказывает о них в «Они прославили Пестово»: «У каждого из нас в юности есть своя голубая мечта. Была она и у Сергея Смирнова, неразлучного с умной книгой и гитарой. Это его называют ныне крестным отцом популярных молодежных ВИА 70-х годов «Ливень», первого состава «Айвенго» и «Претендент». Ребята в группах постоянно менялись (уезжали учиться, уходили в армию) и Сергей понял: нужна студия, где можно развивать детские таланты с раннего возраста. Сам он к той поре уже сочинил ряд песен, но вот в правильности их записи на нотный лист уверен не был. Пошел за консультацией в детскую музыкальную школу. Навстречу вышла девушка, изящная, с теплыми карими глазами. Сергей обомлел: чему его, опытного (по пестовским меркам музыканта), может научить столь юное существо? Но очень скоро убедился в обратном. Леночка (так звали девушку) оказалась сильна в теории и музыкальном оформлении репертуара. Она была столь же увлечена музыкой, как и Сергей. Словом, налицо оказались и общность интересов, и единство противоположностей. Сергей – обстоятельный, серьезный и надежный, а Леночка – вся порыв, обаяние, женственность». Ну а дальше, как уже можно догадаться, в Пестове появилась особая музыкальная семья. Елену и Сергея объединяла общая цель – искать и развивать юные музыкальные таланты. Вскоре пришел к их «Солнечному городу» большой успех – победа на Рождественском фестивале детского творчества в Таллине.
Центр внешкольной работы – двухэтажное деревянное здание. Когда-то в нем располагалась школа №1. Именно тогда здесь учился Александр Корженков. Сергей Смирнов тоже.
– Она имеет какую-то очень хорошую энергетику, – говорит Смирнов. – Не только успокоительную, но… здесь как-то легко дышится. Это не дворец. И детям спокойнее. Знаете, когда мрамор вокруг, – это сковывает…
«Солнечный город» становился лауреатом областного фестиваля «Волховские зори». В январе 2001 года стал дипломантом Международного конкурса детской песни «День рожденья» (Санкт-Петербург). В начале 2001 года участвовал в конкурсе «Голоса ХХI века». Этот конкурс считается самым сложным для исполнителей эстрадной песни. «Солнечный город» завоевал в нем первую премию. Пришел успех на конкурсе программы «Утренняя звезда». Восемь эфиров по телевидению. И победа в суперфинале, где «Солнечный город» поделил первое место с ансамблем «Айер» из Армении.
В поезде, уезжая из Пестова, я вставил в диктофон кассету с записью «Солнечного города» – подарок Сергея и Елены Смирновых. Не вытерпел. Захотелось послушать.
Молога-река, Молога-река,
Мой дом на твоем берегу.
Я снова к тебе прибегу…
Мелодия была плавной и неторопливой, как течение маленькой русской речки. Три реки текут близ Пестова – Молога, Меглинка, Кетьма. Мотив возвращения, ощущения неразрывных связей с детством, со своей землей звучал и во многих прочитанных детьми стихотворениях на районном конкурсе чтецов, прошедшем в Пестове в апреле. Чувство родины – главное человеческое чувство… Но его надо уметь передать. Проникновенные строчки о родном городе и прочесть, и спеть нужно столь же проникновенно. Помощь Мастеров здесь очень важна. И хорошо, что они есть в Пестове.
«Это наша история, как ее не знать?»
С Антониной Ефимовой сидим в редакции «Нашей жизни» – районной пестовской газеты. Пока закипает вода для чая, Антонина Анастасьевна показывает мне большой альбом – летопись литературного объединения «Лира». Под его внушительным переплетом собраны газетные вырезки, фотоснимки, словом, исторические документы творческого пути.
Я слушаю и подвигаю к себе подшивку районки. Листаю.
В нескольких номерах подряд встречается одна и та же подпись: «Г. Брейнак». Постоянный автор со своей постоянной темой – о войне. Генриетта Петровна Брейнак. Как раз вчера я был в музее, который создала она. Музей Великой Отечественной войны в деревне Брякуново, в 12 километрах от Пестова…
Музей – одна небольшая комната. Но Генриетта Петровна не ограничилась только краеведческой тематикой. Свой маленький музей она посвятила всем основным событиям войны, хотя экспонаты – осколки мин, гильзы, предметы солдатского быта – большей частью подняты из местной земли. На стенах – стенды, посвященные сражениям и полководцам. Самое главное, что музей не существует изолированно, он стал особым школьным классом. Здесь проводятся уроки мужества. Ребята из брякуновской школы выступают в роли экскурсоводов. Генриетта Петровна помогает им готовить свои рассказы, рекомендует материал. Она убеждена, что преемственность исторической памяти необходима. Первыми экспонатами в музее стали личные вещи ее отца: письма, медали.
– В 2001 году к Дню Победы я решила преподнести небольшой подарок для ветеранов, стала просить помещение под музей. Какие-то ветеранские подарки тоже стали экспонатами. Было обидно, что дети знают о войне только то, что есть в учебниках. В них очень мало о войне. Но это наша история, и как ее не знать?
Помещение было выделено, музей расположился в сельском Доме культуры. Он пользуется известностью, сюда приезжают из других школ. За два года его существования брякуновская школа набрала вторую группу юных экскурсоводов. Пусть не все у них получается гладко, но важен сам воспитательный момент. Важна преемственность. Без исторической памяти нивелируются человек и культура.
И возвращаясь из Брякунова, и сейчас я думаю о силе человеческого неравнодушия. Как заветный и таинственный дар передается оно от поколения к поколению, проявляясь в разных человеческих делах. И дела, в которые вкладываешь душу, становятся самыми важными в жизни. Все это известно и сто раз сказано-пересказано. А вот сумей найти это свое заветное дело, свою дорожку к нему. Может, нужно для этого обернуться назад, вернуться мысленно в детство, вспомнив что-то очень дорогое в нем – мать, ушедшего на фронт отца, посетить родные края, пройти по лестницам старой школы. Надо почувствовать, где ты будешь нужнее всего людям.
Музей в Брякуново, повторюсь, небольшой, но и он вносит свою лепту в то, что здесь, в районе, развивается особый микроклимат для воспитательной работы. Та атмосфера, о которой говорит Корженков, которая и его привлекла в детях. И не зря Генриетта Петровна горит своим музеем, она знает, что будет отдача от созидания маленькой человеческой души – от дела, которым занялась она.
Будет.
Первая пестовская
Военное прошлое для райцентра – тема особая. Пестовская средняя школа №1 добивается, чтобы ей присвоили имя Николая Ивановича Кузнецова. Он – единственный оставшийся в живых полный кавалер орденов Славы. В 23 года он стал Героем Советского Союза, и он живет в Пестове.
Не столь давно ребята из пестовской школы №1 сняли о Кузнецове видеофильм, завоевавший высшее место на одном из конкурсов в Москве. Видеофильмами при школе занимается особая студия, и, конечно, сюжет о прославленном земляке – не единственная ее работа. Недавно ребята отправили на конкурс в Кемерово пять своих видеолент по экологической тематике, историческому краеведению, о природе родного края. Фильмы участвовали в областных конкурсах. Еще в первой школе есть свой музей, работает научное общество. На базе школы прошел межрайонный экологический форум. Здесь понимают значение экологической работы с детьми. Форум показал, что ребенок способен достаточно много сделать для сохранения природы. Прошли несколько экологических мастер-классов. Один носил название «Вторая жизнь дерева». В школьной мастерской ребята мастерили скворечники. Потом подарили их лесхозу. Заключили договор об изготовлении 100 скворечников и выполнили эту задачу. Два аспекта пересеклись в этой работе. Воспитательный (бережное отношение к природе как мировоззрение) и практический, трудовой. Состоялся мастер-класс по росписи и плетению из бересты. При школе работает летний лагерь «Зеленая республика». Каждое лето в течение полутора месяцев ребята очищают лесную зону и помогают выращивать елочки в лесхозе, маленькие, не выше травы, нуждающиеся в прополке.
Директор школы №1 Нина МУРАВЬЕВА рассказывает:
– Условия города, хотя он и небольшой, располагают к эстетическому воспитанию. Здесь воспряли ремесла. Большой интерес в школе к рукоделиям (у девушек). Уже три года действует программа «Здоровье», которая включает в себя и эстетическую сторону (спортивная гимнастика). В школе есть музыкальный коллектив. Конечно, большое значение имеет городской социум с Центром внешкольной работы, при котором действует вокальный ансамбль «Солнечный город». В Пестове сильный коллектив литераторов, а это тоже стимул для проведения конкурсов. Литературное творчество в хорошей перспективе. У ребят есть возможность печататься. И плюс ко всему контакты с Александром Васильевичем. Мы очень приветствуем его участие – неравнодушного выпускника, признанного артиста. Он любит и готов работать с детьми. Они получают сильные эмоциональные впечатления, пищу для души и для размышления. Он заставляет работать вместе с собой. Это очень важно…
Отличительная черта эстетического воспитания и образования в школе – деятельностный характер. Одно из направлений работы – поиск узловых, важных дел, которые позволяют консолидировать учителей, родителей, детей, выпускников. Первый пример – совместная работа с Корженковым. Не в каждой школе умеют использовать потенциал выпускников. Здесь это получилось, и в немалой степени благодаря Нине Муравьевой. В школе считают, что с этого момента начинается своего рода новый этап в ее судьбе. А может, даже и в судьбе города.
Черновая работа, самая «невидимая».
И ее итоги
Глава района Владимир Петрович Васильев убежден, что о развитии эстетического воспитания и спорта должен думать каждый человек. Чем больше блага сделаем сегодня детям, тем больше отдадут они обществу.
– Но на это нужны деньги.
– Когда видишь результат работы, то ничего не остановит, чтобы находить и выделять их и дальше.
Владимир Петрович – спортсмен, катается на лыжах, занимается бегом. Многие пестовчане уже перестали удивляться, видя его в пять утра на пробежке. В Пестове созданы условия для занятий греблей, лыжами. Я начинаю разговор о спорте.
– Развитие спорта говорит о развитии культуры. Но за то, как спорт развивается, в том числе детский, нам только троечку надо поставить. У нас потенциал больше. Великолепный спортзал, плавательный бассейн, стадион, легкоатлетические дорожки. Дети желают заниматься. Немного не хватает больных людей в здоровом смысле этого слова – фанатиков своего дела… Наступит время, и сегодняшние дети, прошедшие через спорт и культуру, создадут семью, в которой тоже будут нормальные дети. И они в свою очередь заложат потребность в спортивных залах, плавательных бассейнах, домах культуры. Считаю важным то, что мы сохранили систему внешкольной работы. И к нам теперь возвращаются выпускники, которые тоже когда-то были детьми. Творческая работа будет продолжаться. А сейчас идет черновая работа, я бы сказал. Никто не видит, сколько черновой работы делает спортсмен на тренировке. Так же и актер. Никто не видит, как много делает сейчас Корженков. Но успех приходит от труда. У нас дети умеют трудиться.
…Одно из отличительных свойств государственного человека – это понимание роли семьи, необходимости ее укрепления. Деньги, вложенные в дело нравственного созидания, даром не пропадут. С этой точки зрения «государственным» может действительно стать любой человек – учитель, глава района, актер…
Эту мысль о том, что «Юные дарования» – дело не только пестовское, но и государственное, подчеркнула народная артистка России Светлана Дружинина, режиссер-постановщик киноэпопеи «Тайны дворцовых переворотов». В Пестово она в эти дни приехать не смогла, но свое приветственное слово специально записала на видеопленку. Эту запись, как и отрывки из фильмов с участием московских каскадеров, можно было увидеть благодаря экрану, который спускался на конкурсную сцену ДК «Энергетик». Светлана Дружинина отозвалась об Александре Корженкове как о серьезном общественном деятеле, ибо фонд «Юные дарования», по ее словам, – дело подвижника, каких немного.
Два дня на сцене «Энергетика», украшенной большими фотографиями детей, звучали стихи, раздавались звонкие голоса певцов, зрители поддерживали аплодисментами танцоров. Лауреатам конкурса Владимир Васильев вручал почетные дипломы в рамочках. Песни и мелодии были самыми разными, от народных («Едет Кузя на коне, семь колечек на руке…») до современных. «Солнечный город» исполнил несколько своих динамичных песен. Зал дружно хлопал ребятам. Дружно рукоплескал юному Михаилу Коромыслову с его песенкой про пиратов. Аплодировал гостье, лауреату международных конкурсов Любови Басурмановой, играющей на редких шлемовидных гуслях… Не было похожих друг на друга танцев. Вот «Город», ребята в современных, даже обыденных костюмах танцуют с пластиковыми бутылками в руках, вот народная, веселая «Топотуха… Все менялось, как в калейдоскопе. Все было ярко и красочно. Лица зрителей, старых и малых, радостны. Значит, праздник удался… Он подтвердил большие творческие возможности пестовских ребят. Александр Корженков ставит задачу выйти на областной уровень.
Пора подвести некоторые итоги «черновой работы», стоявшей за этими двумя днями. Не лучше ли было просто выделить средства из фонда для какого-либо коллектива и успокоиться? Наверное, нет, это совсем другая форма поддержки. Здесь отходят на второй план соревновательность и праздничность, и горизонты расширяются ненамного. Коллектив что-то купит, но останется вариться в собственном соку. Сужаются возможности себя показать, порепетировать с известным артистом. «Юные дарования» продемонстрировали не только то, сколь важно для детей живое общение, но и то, как раздвигает горизонт выступление на одной сцене со знаменитым человеком. Работай и верь в себя, и ты так же сможешь, и ты своих учителей превзойдешь! Возникает ощущение перспективы, и что-то рушится в сознании такое, что прежде мешало ее видеть.
Конечно, провести конкурс искусств было бы сложнее, если бы Александру Корженкову не удалось объединить единомышленников. Крайне важно «двустороннее движение»: понимание значимости эстетического воспитания районной администрацией, роно, руководителями учреждений культуры и творческих коллективов, родителями. Наконец, просто друзьями и теми людьми, которые готовы отложить дела и куда-то ехать… Подобный конкурс искусств – также пример для других выпускников. Но без «двустороннего движения» им при всей своей энергии будет сложнее.
У Александра Корженкова впереди новые поездки к берегам Мологи и Меглинки, новые мастер-классы. Та «черновая работа», о которой, может быть, и не догадываются зрители, о которой и рассказать невозможно – так ее много. Но будем надеяться, что конкурс не останется в районных рамках, а найдет поддержку как в Новгороде, так и у неравнодушных людей в Москве. И выйдет за пределы одного района.
Комментарии