Работодатель правит бал, так коротко можно сейчас охарактеризовать ситуацию на российском рынке труда. Поговорку «работа не волк, в лес не убежит» из уст молодых слышишь все реже и реже. Ведь редкий работодатель мечтает связаться с неопытным, юным специалистом, единственное богатство которого – свеженький, еще пахнущий типографской краской университетский диплом. Куда проще взять того, кто уже отработал лет пять. Вместе с обязательным распределением канула в Лету и уверенность новоиспеченных выпускников вузов, что, оказавшись за стенами альма-матер, они тут же обретут интересную и высокооплачиваемую работу. К величайшему сожалению, по данным социологических опросов, по своей специальности трудоустраиваются лишь 40-47 процентов от всех выпускников. Получается, что деньги государства, затраченные на подготовку специалистов, улетают на ветер.
Кроме того, многие секторы экономики серьезно нуждаются в обновлении кадров. Серьезность проблемы подчеркнул и Президент России Владимир Путин. В послании к Федеральному Собранию 2004 года он заявил, что «следует стремиться к тому, чтобы большинство выпускников учебных заведений работали по специальности. Речь, разумеется, не о возврате к директивному распределению, а о прогнозировании потребности государства в необходимых ему специалистах». О создании эффективной системы трудоустройства выпускников вузов говорилось и на Всероссийском совещании с руководителями молодежных и детских объединений, на встрече с правлением Российской ассоциации студенческих профсоюзных организаций вузов и представителями Студенческого координационного совета ЦК Профсоюза работников народного образования и науки, где приняли участие министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко и директор Департамента по государственной молодежной политике Минобрнауки России Сергей Апатенко. По итогам этих встреч был принят приказ Минобрнауки России от 19.11.2004 года № 114 «О создании Межведомственной комиссии по разработке плана мер, концепции и программы внедрения эффективной системы содействия трудоустройству выпускников вузов и временной занятости студентов».
В настоящее время члены Межведомственной комиссии разрабатывают указанную программу, проект которой должен быть представлен в Минобрнауки России до 1 марта 2005 года.
Похожие вопросы поднимались на коллегии Федерального агентства по образованию «О содействии занятости, трудоустройству и поддержке экономической самостоятельности молодых граждан». Там говорилось, что, по прогнозам специалистов, среди ключевых проблем рынка труда в 2004 – 2005 годах на первое место выйдут недостаточная адаптация системы образования к требованиям рынка труда, а также низкая конкурентоспособность молодежи без практического опыта работы, обусловленная ужесточением требований работодателей к потенциальным кадрам. К сожалению, усилится так называемый селективный подход к претендующим на работу, причем решение работодателя будет зависеть от пола, возраста, семейного положения, здоровья, наличия опыта работы претендента. Кроме того, основное противоречие современного молодежного рынка труда – серьезный разрыв между амбициями молодых и возможностями их удовлетворения. Попросту говоря, молодежь, не имея никакого опыта, хочет сразу же получить интересную и высокооплачиваемую работу. Ситуация резко усугубляется в связи с криминализацией молодежной среды, ухудшением психического и физического здоровья молодежи, а также отсутствием мотивации у молодых к труду. Разумеется, на коллегии шел разговор и о том, как выйти из сложившегося тупика. Для этого, по мнению собравшихся здесь, необходима прежде всего комплексная система мер содействия занятости молодежи. Так, на базе МГТУ имени Баумана действует Межрегиональный координационно-аналитический центр по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профобразования МГТУ имени Баумана. Профильными управлениями Федерального агентства по образованию совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, образовательными учреждениями профобразования, МЦПТ МГТУ им. Баумана разработаны организационные принципы создания и функционирования государственной системы содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профобразования. Система базируется на сети центров содействия трудоустройству, созданной с учетом разделения задач между федеральными, региональными и местными властями. Дополнительно к ней создана распределенная информационно-справочная система взаимного информирования выпускников о спросе и предложении на региональных рынках труда. В то же время помочь молодежи невозможно без активной государственной политики на рынке труда, включающей в себя правовые организационные и экономические меры, необходимые для снижения безработицы среди выпускников вузов. Сюда входят профориентация, психологическая поддержка, социальная адаптация на рынке труда, обучение, переподготовка и повышение квалификации молодых, ищущих работу, активный поиск и подбор рабочих мест для молодежи, а также субсидирование создания рабочих мест.
Комментарии