search
main
0

Молодые выгорают раньше, чем опытные педагоги. ​Анна БОРКО, студентка 5-го курса факультета безопасности жизнедеятельности МГПУ:

– Давайте подумаем, что включает в себя понятие «безопасность жизнедеятельности человека»? Постигая смысл понятия «жизнедеятельность», мы постепенно начинаем осознавать его значение для каждого конкретного человека, учимся принимать его как важнейшую для себя ценность и глубоко осознаем, как важно научиться беречь и понимать значение и смысл того, что есть безопасность жизнедеятельности, что именно жизнь самая дорогая ценность для человека. Не случайно известный американский психолог Абрахам Маслоу среди базовых потребностей придавал особое значение «потребности в безопасности». Значит, каждому из нас необходимо знать основы этой безопасности, не сужая содержание предмета только до внешних угроз, но учитывая многообразие опасностей, которые таит в себе человеческий организм.

Меня заинтересовало психическое здоровье. Я будущий педагог и хорошо понимаю, насколько важно психическое здоровье для успешной педагогической деятельности. Это подтолкнуло меня к выбору темы исследования, и свой научно-исследовательский путь я начала с изучения психического здоровья как одной из составляющих педагогической деятельности.По данным социально-демографических исследований, труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда. Несомненно, существует большое количество заболеваний, связанных с нарушением психического здоровья педагогов, но меня больше всего заинтересовало достаточно распространенное явление – синдром эмоционального выгорания.Как известно, учитель включен в профессиональную деятельность, характеризующуюся высокими эмоциональными нагрузками. Специфика педагогической работы состоит в том, что она строится по законам общения, предполагающего активное эмоциональное взаимодействие. Александр Прохоров называет напряженность важной характеристикой профессиональной деятельности учителя.Среди педагогов существует проблема эмоционального выгорания, которая проявляется в повышенной раздражительности, агрессивности, тревожности, негативных изменениях в ценностно-нравственной ориентации личности и не осознается учителями. Предвестником возникновения эмоционального выгорания служит отсутствие положительных эмоций, связанных с удовлетворением от труда, осознание своей ненужности. Учитель понимает бесполезность собственных усилий и затрат, он не в силах соответствовать ожиданиям окружающих.«Выгоревший» педагог страдает сам, разрушает тех, кто находится рядом с ним: свою семью, учащихся, коллег. Не стоит забывать о том, что такие болезни, как ишемическая болезнь сердца, гипертония, язвенная болезнь и многие другие, связаны с психической напряженностью, тревогой, стрессами.Считается, что синдром эмоционального выгорания чаще всего встречается у людей старше 35-40 лет. Поэтому мне показалось важным определить, каковы особенности эмоционального выгорания педагогов с различным стажем педагогической деятельности? Мы решили провести предварительную диагностику уровня эмоционального выгорания среди педагогов, работающих в образовательных учреждениях Москвы, предполагая, что педагоги, имеющие большой стаж работы, более подвержены синдрому эмоционального выгорания.В исследовании приняли участие 20 педагогов, из них:    10 молодых педагогов (стаж работы 1-5 лет);    10 педагогов со стажем работы 10-20 лет.Безусловно, существует большое количество методик, позволяющих диагностировать эмоциональное выгорание, но мы решили провести предварительную диагностику, взяв за основу исследования методику Виктора Бойко, которая позволяет выявить сформированность фаз стресса и ведущие симптомы выгорания.Исследуемой группе было предложено ответить на 84 вопроса опросника, после чего данные были обработаны и проанализированы.Удивительным стало то, что показатели психического здоровья педагогов с разным стажем работы не сильно отличаются друг от друга, а по некоторым показателям уровень здоровья молодых специалистов гораздо хуже, чем у педагогов со стажем.На гистограмме представлены параметры, по которым наблюдаются отклонения у участников исследования.Анализируя полученные данные, можно отметить, что у учителей со стажем сложившийся симптом – редукция профессиональных обязанностей, которая проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, требующие профессиональных затрат. Также следует отметить, что в стадии формирования находятся параметры под номерами 3, 4, 5, что говорит о том, что учителя со стажем могут испытывать: состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика; энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги и разочарования; а также эмоции не побуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства.Что касается молодых специалистов, то высокий уровень параметров под номерами 5, 8, 10 говорит о сложившихся симптомах, которые указывают на то, что уже в начале своей профессиональной деятельности педагоги неадекватно «экономят» на эмоциях, ограничивают эмоциональную отдачу; появляются попытки упрощения профессиональных обязанностей; и, что самое важное, начинают исключать эмоции из сферы профессиональной деятельности.Меня заинтересовал тот факт, что данные, полученные на этапе предварительного исследования, расходятся с данными, представленными Ларисой Митиной, которая указывала на то, что у молодых специалистов показатели психического здоровья гораздо выше, чем у учителей с большим стажем. В связи с этим я провела анкетирование работающих в школе студентов 5-го курса, чтобы определить, какое место занимает стресс в жизни начинающих педагогов. Полученные данные показали, что у 77% стресс отнимает много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.Результатом предварительного этапа исследования стал вывод о том, что в настоящее время синдром эмоционального выгорания сопровождает и молодых специалистов, ухудшая состояние их психического здоровья. Все это говорит о том, что профилактические мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья необходимо начинать реализовывать уже на этапе получения высшего профессионального образования.Я считаю, что избежать раннего проявления синдрома эмоционального выгорания, сократить психосоматические нарушения у учителей будет возможно только тогда, когда с самого начала своего пути педагог научится творчески подходить к выбранной специальности, когда всегда сможет увидеть в своей деятельности что-то позитивное, а также если учитель будет стремиться получать знания о состоянии своего здоровья и развивать навыки, помогающие сохранить и укрепить его. Все это можно привить при помощи психолого-профилактических тренингов, которые должны стать основой в системе непрерывного образования педагогов. Ведь в каждом человеке заложен огромный потенциал силы и энергии. Чтобы открыть в себе этот потенциал, необходимо как можно лучше познать свое собственное «я», чтобы убедиться, что выбранный вид деятельности доставляет радость, а значит, снижает риск эмоционального выгорания.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте