Совсем не случайно в 2011 году министр образования Москвы Исаак Калина уделял много внимания молодым педагогам – выпускникам городских педагогических вузов. Ведь в ушедшем году стартовал и успешно реализовывался пилотный проект по модернизации общего образования, была принята государственная программа, предусматривающая развитие московской системы образования на 2012-2016 годы. В осуществлении всех планов и задумок Правительства Москвы молодым учителям предстоит сыграть весьма значительную роль. Свое мнение о том, какова должна быть подготовка будущих учителей, Исаак КАЛИНА высказал на Всероссийском совещании ректоров, посвященном модернизации высшего педагогического образования, которое прошло в МГПУ.
Перед московскими городскими педагогическими вузами стоят очень большие задачи, а значит, у них есть и большое будущее. Во-первых, мы все прекрасно понимаем: кто бы ни хотел вырастить для столичной системы образования воспитателя, вряд ли он может сделать это лучше, чем педагогические вузы. Во-вторых, не думаю, что вузы какого-либо другого профиля готовы учить будущих учителей начальной школы. К счастью, количество детей, которые сегодня идут в Москве в детские сады, в начальную школу, увеличивается и гарантирует потребность в соответствующих кадрах на много-много лет, а значит, и соответствующий уровень и объем работы для педвузов.При этом далеко не только от качества подготовки в педагогическом вузе зависят закрепляемость и качество работы его выпускников. Думаю, большая доля ответственности лежит на органах госвласти, органах управления для создания условий работы тех специалистов, которые приходят в детский сад, в школу, чтобы реализовать то, чему их научили в институте. Учителям начальных классов с 1 сентября Правительство Москвы выделило деньги на снижение нагрузки с 20 до 18 часов, тем самым фактически повысив зарплату этих педагогов на 12 процентов. Зарплата учителей начальной школы в Москве теперь практически не отличается от зарплаты учителей средней школы и выходит на уровень 40 тысяч рублей в месяц. Мы видим задачу педагогического вуза в организации психолого-педагогических магистратур для выпускников других вузов. Мы с огромнейшим уважением относимся к выпускникам классических университетов и других вузов, у нас много примеров, когда они очень успешно работают учителями-предметниками. Напомню, что Михаил Случ выпускник не педагогического вуза и даже не классического университета, а Института стали и сплавов, что ему не помешало в 2010 году стать победителем конкурсов «Учитель года Москвы» и «Учитель года России». Тем не менее мы понимаем, что наиболее перспективными эти выпускники могут быть только тогда, когда они пройдут обучение в педагогической магистратуре и поймут, что такое ребенок, что такое работа с детьми, а не только что такое предмет, который они наверняка знают очень хорошо. Кроме того, сегодня система повышения квалификации учителей будет перестроена, МИОО стал единым координатором повышения квалификации учителей Москвы, но это не означает, что он становится и монополистом. Институт будет автономным учреждением, и тем самым он получает право на наем, на субподряд других вузов для реализации отдельных модулей повышения квалификации. Мы подразумеваем, что если это учитель физики, то какой-то модуль он получит в самом МИОО, какой-то модуль – в МГППУ, МГПУ, МГПИ, а какой-то – и по договору в МИФИ или МФТИ, в лабораториях этих вузов. При этом еще и еще раз хочу сказать, что уверен: у педагогических вузов есть особый механизм, позволяющий получить и особые результаты. Только не нужно педагогическим вузам забывать про этот особый механизм, они должны использовать его на полную катушку. Скажем, в МГПУ у студентов есть 16 недель практики, может быть, это и не так много, если все эти недели распределить по уму. Но я в принципе хорошо помню новые стандарты и утверждаю: совсем не обязательно столько времени должно быть отведено на практику. Педвузы должны внимательно посмотреть, какая доля им предоставлена в этих новых стандартах. На одном из совещаний с ректорами вузов я все пытался получить ответ на вопрос: чем отличается выпускник педагогического вуза от выпускника классического университета? Скажу честно, что тогда это мне не удалось. Теперь я сам обязан сказать, в чем их отличие. Выпускник педагогического вуза отличался бы от выпускника классического университета, если бы за годы обучения в педвузе очень серьезно в течение нескольких недель прошел реальную практику, работая с разными детьми: инвалидами, одаренными, мигрантами, сиротами, активно занимающимися ученическим самоуправлением. Если бы в арсенале выпускника была такая очень серьезная практика умения работать с разными детьми, то тогда совершенно точно его конкурентное преимущество у реального работодателя – директора школы – было бы несомненным. Если, к сожалению, иногда в погоне за выравниванием объемов предметных или каких-то других курсов, в конкуренции с классическими университетами педвуз теряет эту составляющую, то тогда, конечно, трудно ожидать конкурентных преимуществ его выпускников. Средний балл поступающих в педвузы был всю жизнь (не надо лукавить, это не началось с введением ЕГЭ, а было всегда) пониже, чем у поступающих в МГУ, МФТИ, МИФИ и во многие другие вузы. Более того (хоть это и не очень педагогическая вещь), я, как педагог с очень большим стажем работы, готов признать, что как гражданин не хочу, чтобы даже ради педагогики ребята, которые побеждают на олимпиадах, проявляют огромные способности к будущей научной деятельности, к изобретениям в технике, не пошли в ведущие вузы, а обязательно пошли в учителя. Не уверен, что это было бы правильно и выгодно для общества. Способные ребята всегда уходили в науку, дай бог, чтобы они и дальше туда уходили. Сегодня технологии обучения, если мы, конечно, дадим их нашим студентам, стали интересными и широко распространенными. Я всегда сравниваю: изобрели книгопечатание (а до того только гении умели учить таланты), и стало попроще с процессом обучения – уже таланты стали учить способных. Постепенно профессия, занимающаяся обучением, становится довольно массовой, а обучение в первую очередь результативной деятельностью, если, конечно, мы вспомним, что сегодняшние технологии позволяют нормальному человеку учить всех детей, которые к нему приходят. Те, кто сегодня очень активно использует современные технологии, показывают неплохие результаты. Поэтому те ребята, которые на выходе из школы получают, например, по 60 баллов на ЕГЭ, способны стать очень продуктивными учителями математики. Я не думаю, что мы должны устраивать гонку за баллами ЕГЭ, с которыми ребята поступают в педвузы. Они немного для другого поступают в педвузы. Педагогический вуз, который не имеет в своем составе, полностью отвечая за результаты, учреждения того типа, для которого он готовит кадры, неполноценный педагогический вуз. МГППУ теперь готовится к открытию целого комплекса дошкольных учреждений в своем составе, МГПИ – к открытию школы в своем составе, эту работу проведет и МГПУ, для того чтобы у него были собственные детские сады, собственная школа. За результаты деятельности этих ОУ вузы будут отвечать до конца. На базе этих ОУ вузы должны создавать те самые лучшие образцы, на которых будут учиться и будущие учителя – студенты, и руководители образовательных учреждений, и управленцы разного уровня, работающие в образовании. Когда я говорю, что будут учиться и городские управленцы, то имею в виду, что у педвузов есть еще одна задача, которая когда-то была, а сейчас реанимируется. Я надеюсь, что теперь не только в Москве, но и в других регионах благодаря новой системе оплаты труда зарплата директоров учреждений стала достаточно конкурентоспособной. Например, в столице сегодня не редкость директор, получающий и сто, и сто тридцать, и сто сорок тысяч рублей, на днях я подписал договор о зарплате директора в 180 тысяч рублей. Это абсолютно заработанные людьми деньги, так как они работают в больших образовательных комплексах, несут огромную ответственность. Такая зарплата становится привлекательной не только для людей, у которых в дипломе записано «учитель средней школы», но и для людей из других отраслей, имеющих другие дипломы. Но тогда современному директору, имеющему педагогический диплом, нужно учиться менеджменту. Не случайно у нас уже более ста директоров школ Москвы – выпускников педвузов пошли учиться в магистратуры Финансового университета при Правительстве РФ, Российского университета народного хозяйства и управления, Высшей школы экономики. Это одна версия усиления подготовки директорского корпуса. Но есть и другая, она возникнет в ближайшее время, она уже возникает, когда к нам на работу директором школы будет приходить выпускник не педагогического вуза. Но тогда и ему потребуется магистерская подготовка по программе «Педагогическое управление школой». Неправильно, когда директора школы называют только менеджером. Понятно, что он менеджер, управленец, но управленец чем, какой деятельностью? Ведь все равно он управляет педагогической деятельностью, поэтому незнание основ педагогической деятельности будет резко снижать эффективность такого даже, казалось бы, эффективного менеджера. Не скажу обо всех вузах России, но новых задач у педагогических вузов Москвы очень много, времени на освоение этих задач мало, поэтому я очень надеюсь, что мы к их решению готовы и в ближайшее время будем их реализовывать.
Комментарии