Я не забуду никогда слов моего преподавателя, который сказал, что лагерь – это то место, поработав в котором либо сразу же уходишь и больше не возвращаешься, либо остаешься навсегда. Однажды уже переболев вожатством, я поняла, что профессию педагога бросать не стану, а буду развивать и продолжать дальше свое обучение. Я работала в лагере, где ведущей была воспитательная стезя.
* * *
В школе необходимо выдвигать на первый план образовательный аспект. Пообвыкнув, надо подумать, как совместить образование и воспитание детей в разумных пропорциях.
Перед приходом в школу было страшно непросто привыкнуть к своему новому статусу, к новому коллективу, к ученикам, к правилам, к традициям, к родителям, к завучам, к расписанию уроков. Новым было – всё.
Нелегким оказался период адаптации к новым своим двум статусам: учителя и студентки. Ритм этот тяжелый, иногда возникает желание все бросить, отдохнуть от детей, от профессии. Но непреодолимый интерес к детям снова и снова влечет меня.
Постоянное общение с ребятами заставляет меня вырабатывать с ними собственную систему общения в зависимости от моего темперамента… Я пытаюсь научиться черпать из своей профессии позитив.
Очень хотелось построить урок в соответствии с собственными целями, изложить материал без опоры на учебник или сменить очередность тем, но, к сожалению, в данном вопросе свобода выбора отсутствовала: за нами строго следили и направляли в нужное русло. У меня сложилось двойственное отношение к подобной политике учителей. Они учат преподавать так, как, вероятно, учили их; они великолепно представляют объемы учебных планов и знают цену каждой свободной минуты традиционного урока. Так можно полностью лишить практиканта самостоятельности – зашорить его учебником и планированием, безапелляционно накладывать вето на все возможные инновационные идеи, оправдываясь нехваткой времени, планами и стандартами Министерства образования…
Эта проблема приобретает особенную актуальность в свете намечающихся реформ в системе образования, направленных на переход к новаторским проектам от традиционных обучающих схем. Мне кажется, этот момент в условиях практики следует повернуть иначе, чтобы предложения будущего педагога хотя бы отчасти воплощались в жизнь. Тогда снимается конфликт между учителями-классиками и современными методистами. Разрешению проблемы помогло бы смещение практики – с октября на сентябрь. А уж если дело происходит в конце первой четверти, когда надо проставлять четвертные оценки, тогда студенту и шагу не дают ступить самостоятельно. При этом, если бы практика начиналась в сентябре, то можно было бы дать студентам немного больше свободы. Говорю о самостоятельности практикантов. Она важна для психологического настроя каждого. Ведь цель практики – дать почувствовать работу учителя. А может ли студент, за которого решают, что и как делать, почувствовать себя учителем? Очень серьезная проблема – проблема заинтересованности студента в педагогической практике. Еще одна мера для обеспечения интереса студента к школьной практике – зарплата. Если ставить целью практики предоставление возможности почувствовать себя учителем, то без этого компонента сложно обойтись. Кроме того, зарплата изменит отношение к практике – из повинности практика станет работой или подработкой, то есть оплачиваемым делом, а значит, появится и стимул для студентов брать большее количество часов.
Важным этапом для повышения заинтересованности студентов должно также стать апробирование собственного проекта на практике, то, как они могли бы преподать одну из первых тем программы любого класса. А осенью на практике студент должен будет применить свой проект непосредственно к детям. Таким образом, осуществляется контроль над содержанием урока, и самому проектировщику будет интереснее работать над собственной методикой. Таким образом, педагогическая практика, сильнее ориентированная на потребности и интересы студентов, в конечном итоге будет давать более видимые и значительные результаты.
Требования методистов, проверяющих кардинально отличаются и противоречат тому, чему нас учили в институте по методикам преподавания предметов. Поэтому переучиваться приходилось по ходу самой работы. Надежда на помощь учителя-методиста теплилась до самого последнего момента. Первым разочарованием стало то, что достойного примера преподавания этот учитель не подал, и мне хотелось сделать в дальнейшем все наоборот. Авторитарный способ преподавания, грубость сделали свое дело. Дети забиты и боятся. Что касается моей надежды на помощь преподавателя, то в подготовке к урокам она не оправдалась.
Я еще раз убедилась в том, что преподаватель, человек, работающий с детьми, обучающий и воспитывающий их, должен быть прежде всего лояльным и понимающим, требовательным, но не зверствующим. Я решила работать в школе, не задумываясь о том, сколько денег я буду получать и найду ли я себе там мужа.
От первой практики во многом зависит, каким будет этот учитель к моменту окончания университета. По своей сути педагогическая практика – сложный симбиоз психологии, социологии, педагогики и многих других наук, отвечающих за развитие человека. Самое сложное и самое первое препятствие для молодого учителя – психологический барьер. Переступив порог класса, учитель оказывается перед аудиторией, и здесь важны взаимоотношения и проникновенное сотрудничество студента-практиканта и учителя-методиста. От учителя в данной ситуации зависит крайне много, так как именно он принимает в свой класс человека, напичканного только теоретическими знаниями. К сожалению, многие школьные педагоги не относятся к появлению в их среде практикантов с должной долей серьезности.
Вообще не хватало практики подготовки к урокам. В методиках по математике и русскому языку содержались в основном теоретические тезисы. Поэтому первые шаги приходилось делать буквально вместе с детьми (и, к сожалению, методами проб и ошибок).
Не ясно было направление, в котором следовало работать с родителями. А уж родительское собрание вообще поставило в тупик. Все дети необыкновенно интересные. Но трудным оказалось организовывать детей на уроке.
Очень часто возникали в школе ситуации, разговоры, приводившие меня в ужас. Учителя так искренне возмущаются поведением своих учеников, отсутствием у них интереса к учебе, безразличием к преподаваемым им предметам, к двойкам, как будто сами они, учителя, все без исключения, были в школе отличниками, были увлечены всеми подряд предметами и своим поведением являли пример для подражания.
Важно, чтобы ребенок рос физически здоровым; чтобы у него хватало времени на занятия спортом и на игры; чтобы ребенок мог вовремя пообедать и вовремя лечь спать, а не переписывал бы до полуночи домашнюю работу. Это особенно важно, когда ребенок целый день проводит в школе. Поэтому вечером дитя должно быть со своей семьей.
Не все было гладко. Поскольку я работала первый год, родители и педагогический коллектив относились ко мне настороженно. Завучи часто приходили на урок, родители требовали, чтобы с их детьми работал более опытный педагог. Но спустя некоторое время все почти успокоилось: администрация увидела, что я готовлюсь к занятиям, ребята с удовольствием приходят на уроки. К концу года родители смирились и даже стали бояться моего ухода.
Быть классным руководителем интересно, но вместе с тем и хлопотно. Многие родители помогают или хотя бы не мешают. Но все-таки есть такие, которые ставят палки в колеса: выясняют отношения, пишут кляузы. Это очень обидно, потому что пишут неправду. Иногда возникают разногласия с начальством.
Самое сложное – провести родительское собрание: говорить людям вдвое старшим тебя о том, что их ребенок «не подарок» довольно трудно, а ведь нужно сказать так, чтобы тебя поняли, приняли меры и при этом не обиделись.
Я бы хотела стать хорошим учителем. В любом случае опыт работы в школе, на мой взгляд, ни для кого не бывает лишним. Это отличная возможность научиться лучше разбираться в людях, повысить свою эрудицию, развить творческие способности.
Я выбрала профессию учителя, о которой мечтала еще со второго класса. Как молодого специалиста меня не воспринимают ни коллеги, ни родители… Отношения между учителем и учениками никогда не бывают равными – сказываются возрастные различия. Но равенство между учителем и учеником должно быть обязательным, оно – в искренности.
С родителями учеников у меня сложились доверительные отношения. Во мне они видят человека, уверенного в себе и в своих знаниях, признают авторитет учителя!
Во взаимоотношениях с коллегами есть некая зависть. Она выражается в том, что у меня есть возможность, скорее желание, работать творчески, оставаться после уроков и заниматься дополнительными занятиями, ведь настоящая практика наступает с работой в школе. Но чувствуется некая осторожность в общении коллег со мной, а я так занята своими детьми, что на обед времени порой не остается, не то чтобы на общение с коллегами.
Желание учить других появилось у меня с очень ранних лет. Но после практики в колледже я очень сильно засомневалась в правильности выбора профессии. Очень тяжело она мне давалась. Безумное волнение не покидало меня с первого урока и до последней минуты нахождения в школе. Я поняла, что здесь мне не место!
Учитель – наставник очень сильно меня впечатлил и как учитель, и как человек… Со всеми она была ласкова, приветлива, отзывчива. В августе я увидела свой кабинет и коллег, которые встретили меня очень тепло – застольем.
С 1 сентября школа всецело поглотила. О ней я думала каждую минуту. Дети подобрались очень разные в плане умственном, возрастном, финансовом. Все очень яркие. С первого же дня класс воспринимался мной не как масса. Каждый из 22 был и остается личность.
Работа в школе дает возможность реализовать себя в качестве лидера и сформировать навык общения, отметить характерные особенности и трудности данной профессии. Молодому специалисту значительно труднее работать с младшими школьниками (я имею в виду свой нынешний 6-й, в прошлом 5-й класс). Главная особенность этого возраста заключается в том, что они совершенно не способны надолго удержать внимание. Вторая особенность 5-6-классников (я бы сказал, пережитки младшей школы) – абсолютно буквальное восприятие информации. Материалы учебника и урока воспринимаются как закон божий, как истинная правда, не требующая осмысления. Третья особенность – постоянное доносительство друг на друга и отсутствие чувства коллектива у этих детей. Они живут по закону – каждый сам за себя. Класс делится (не побоюсь этого слова) на кланы, постоянно враждующие между собой. Тот, кто не вошел в такой клан, становится изгоем со всеми последствиями своего положения. Жестокость по отношению к ним поражает. Сейчас я веду класс коррекционной педагогики, в основном это дети из неблагополучных семей. Мне работать с ними значительно проще, хотя они хронически не выполняют домашних заданий, их не страшат ни гнев администраций, ни репрессии родителей. Их удержать можно только на интересе учебы.
Это была третья в моей жизни педагогическая практика… Тогда 5 лет назад я еще не понимал всей сложности работы простого учителя… Следующая моя встреча с классом уже в качестве практиканта и студента 3-го курса далась мне более легко. Тогда я имел уже помимо практических представлений набор каких-то упорядоченных знаний, но конкретных навыков не было, а технологию преподавания нам не читали, поэтому пришлось учиться на собственных ошибках. Только конкретный опыт преподавания делает из практиканта настоящего профессионального учителя. Уже после первых двух дней практики я понял: чтобы «удержать класс», простого пересказа учебника недостаточно, поэтому учителю надо проделать сложную работу по поиску интересных и необычных моментов в скучном материале дат, событий и явлений.
Наиболее эффективным приемом я считаю игровую форму проведения занятий, лучше все мероприятия проводить непосредственно на уроке, меньше задавая на дом, так как ученикам и без истории задают очень много. Уже с первых уроков дома я разработал так называемые «предметно-игровые блоки», используя которые, и проводил уроки. В результате я приблизился к пониманию того, как и что преподавать и как делать эту работу интересной не только для себя, но и для учеников.
Я очень редко видела ее улыбающейся, но ни разу за четыре года не слышала ни одного обидного слова, ни одного несправедливого окрика ученика, ни одной оценки, поставленной на основании личного отношения, и решила, что надо стать такой же «правильной, как и она», то есть учительницей начальных классов. Практика в колледже не вызывала у меня особого восторга, но и сильного отвращения к профессии тоже. Я попала в школу за компанию…
Есть в школе нечто, с чем у нас отношения ну никак не хотят складываться. Это документация. Ее очень и очень много… Но сильно напрягает не само количество, а то, как мы о нем узнаем. Подходит, например, завуч и спрашивает, почему я вовремя не сдала отчет о контрольной работе. А на мое удивление она спрашивает, почему я не подошла и не узнала у нее, надо ли делать отчет после контрольной. В колледже нас этому не учили, а сама я вряд ли догадаюсь, что надо отчитываться. Но как ни странно, нас никогда не ругают за постоянное (мы ни разу не сдали ничего вовремя) опоздание с документами, не делают выговоров, не штрафуют зарплатой.
В этом году мне дали классное руководство. Уговаривали, как водится, долго и дружно. Класс оказался тяжелый. Милиция приходит как минимум раза два в месяц. Не курят только девочки и пара мальчиков (всего их в классе 20). К тому же они считают, что попросить передать ручку с последней парты на первую, когда учитель что-то вещает, это в порядке вещей. Тем более что просят они сразу громко, чтобы наверняка, а когда им делаешь замечание, совершенно не пытаются оправдаться, а возмущаются, ссылаясь на то, что ничего плохого они в этот момент не сделали. Нельзя сказать, чтобы отношения у меня с ними сложились плохие. Зато когда учителя приходят на них жаловаться, тогда уже я не могу добиться от них ни слова объяснения. Стараюсь на них никогда не кричать, но все-таки от классного руководства со следующего года я отказалась. Заполнение журнала и документация классного руководителя убивают желание работать напрочь. Все это было бы намного легче, если был бы родительский комитет.
В моем классе 60% детей из неполных семей, либо из семей алкоголиков, либо что-то в этом роде. На первом собрании я встретила приветливые улыбки и только. Начнем с того, что они ненавидят друг друга и умудрились припомнить какие-то долги с начальной школы. Моей большой ошибкой было то, что я дала свой домашний телефон. Многие из них, приходя в школу на собрания или еще зачем, любят рассказывать «гадости» про других родителей (не все опять-таки). А мне становится понятно, что какую бы воспитательную работу мы ни вели с детьми, это все в любом случае перечеркнется тем мощнейшим негативом, который они видят дома.
В школе действительно интересно. Мне очень нравится общаться с детьми. Это действительно работа, которой стоит заниматься. Но чего зря лукавить, получаю 6000, через год с меня снимут надбавку молодого специалиста (40%). Я могу, конечно, набрать себе часов и поселиться в школе, забыв про остальную жизнь. Но ведь не один нормальный человек этого не сделает. Поэтому после окончания института я найду себе подработку, доведу свои седьмые классы до одиннадцатого (не хочу их бросать, без них неинтересно будет) и со спокойной душой пойду зарабатывать деньги. Очень надеюсь, что не засосет в профессию. Надеюсь также, что зарплата станет такой, что не придется обращать внимание на все вышеизложенное (мы разговаривали с подругами и пришли к выводу, что могли бы позариться тысяч на 10).
В школу я шел без иллюзий. Для многих школьников урок – невероятная мука, а цель обучения видится им только как получение положительной оценки с минимальной затратой сил. Изменить такое отношение к школе трудно – его формирует сама система образования. Раз в четверть я устраиваю для детей творческие уроки, они проходят на «ура» и я надеюсь, что они станут доброй традицией.
Я использовал и творческие работы на развитие эмпатии, мои ученики выпускали специальные стенгазеты на заданную тему. Учитель должен избегать категоричных оценок, недопустимо оказывать давление на учащихся и подводить их к одной точке зрения, учитель должен вести себя в этом случае максимально деликатно…
Я посещал родительские собрания во всех классах, с которыми работал. Мои отношения с родителями, к счастью, строились на взаимоуважении. Подавать материал я старался как можно более активно, с долей юмора и энергии, заражая этой энергией слушающих.
Я – самый молодой преподаватель в нашей школе… Несмотря на это, ни у кого из моих коллег не возникло пренебрежительного отношения ко мне, «зеленому»… Среди преподавательского состава вообще наблюдается отличный, интеллигентный микроклимат, отсутствуют закулисные игры, нет деления на группировки, все педагоги уважают друг друга… общий уровень преподавания в школе очень высок… С чисто человеческой точки зрения, мне приятно знакомство с такими людьми, как мои коллеги – преподаватели из нашей школы.
На мой взгляд, профессия учителя одна из интереснейших, ответственных и трудных. Я бы даже сказала, что это не профессия, а призвание, так как очень многое в работе учителя основано на личностных качествах: любовь к детям, внимательность, самодисциплина и многое другое… Чтобы чему-то научить другого человека, нужно самому педагогу быть крайне осведомленным, и главное, хотеть учиться самому… Если зеркало человеческой души – глаза, то зеркало человеческого общества – учитель. Первой проблемой, с которой я столкнулась, было несоответствие методико-теоретической базы с реальной работой учителя. К тому же сейчас есть еще одна проблема: многонациональные классы. Еще одна проблема, с которой я столкнулась чуть позже, на практике, – это адаптация учебного материала для школьников.
Благодаря школьной практике я смогла выявить для себя специфику работы в школе, но пойти работать туда я еще не готова, поскольку считаю, что нужно обладать большими знаниями и подготовкой.
Приход в школу молодого специалиста всегда воспринимается неоднозначно. Всегда найдутся люди, готовые поддержать и помочь освоиться, поделиться опытом, но есть и такие, которые смотрят свысока и считают ниже своего достоинства воспринимать неопытных работников как равных.
В профессии педагога мне нравится то, что можно увидеть и чувствовать благодарность и любовь. Нравится то чувство, которое возникает при общении с ними, чувствуешь, что занимаешь какое-то значительное место в их жизни. Но у всего есть и обратная сторона. В данном случае это боязнь не оправдать доверия, обмануть ожидания тех, кто так беззаветно тебе доверяет. Еще один минус в этой профессии – рутина, которая год за годом будет засасывать все больше и больше.
Учитель – это преподаватель, преподающий какой-то предмет. Учитель – это воспитатель, особенно ярко выражена эта функция в начальной школе. Учитель – это и наставник, это и педагог. Учитель и руководитель, потому что именно он руководит учебным процессом в классе на уроке со своими учениками.
Я работаю учителем не так давно. По первым впечатлениям могу сказать, что молодым специалистам приходится довольно трудно. Во-первых, приходишь в педагогический коллектив, с которым совершенно не знаком, и в нем все ново… Приняли меня добродушно и с уважением, как вполне подготовленного специалиста, без настороженности, с доверием относятся к моим делам. Однако внутри души я испытывала какой-то дискомфорт и порой чувствовала себя студенткой. И это, наверное, потому, что коллеги старше меня, а у меня нет еще опыта практической работы.
Труд учителя почетен и ответственен. Очень хочу, чтобы государство и правительство проявляло больше заботы об учителях, их жизни и быте, чтобы почетность профессии учителя подкреплялась не только морально, но и материально. Жизнь и быт учителя также многогранны и сложны. Материальная сторона вопроса: заработная плата не из высоких, жилищные условия ниже средних – разве учитель имеет дома кабинет для работы?
Мой педагогический опыт составляет 5 лет. Чем больше работаю, тем больше понимаю, что необходимо представлять не только конкретные задачи отдельно взятого урока, а «видеть» этот урок в системе других… Мне нужно было осознать, что дети ждут от меня новых впечатлений.
Приняли меня в классе очень хорошо, и дети даже очень захотели, чтобы в 11-м классе я вел у них уроки истории. Учительница относилась к нам просто замечательно. Марина Николаевна Чернова помогала нам во всех проблемах, связанных с ведением уроков. Благодаря ей мы провели практику отлично.
Педагогическая практика. Организована не очень хорошо, так как когда практикант входит в класс, у него происходит раздвоение: с одной стороны, есть то, что в нас вложили на «парах» по методике преподавания, с другой стороны, – требования учителя, школы и в принципе государства. Происходит несовпадение того, чему нас учили и чего от нас требуют.
Отношения между учителями и практикантами в школе, где мы проходили практику складывались очень хорошо. Отношения между мной и учениками складывались сложно, так как классы разные и к каждому надо найти свой подход, а для этого класс надо «вести» с первого сентября. Не имея никакой практики, трудно войти в класс, особенно если не умеешь чувствовать настрой коллектива. У меня был один класс, который надо было успокаивать и немного припугнуть, чтобы они выучили тему и выполнили задание.
Как мне кажется, сейчас работать в школу идут либо энтузиасты, либо люди, уже заработавшие деньги на жизнь, которые могут ради своего удовольствия заниматься обучением и воспитанием детей. Я, скорее всего, отработав практику после окончания вуза, не пойду работать в школу, так как это непрестижно и очень низкая оплата труда. Через некоторое время надо будет создавать собственную семью и своих детей обеспечивать и воспитывать, а на зарплату учителя и одному не прожить.
Менять надо не педагогическую практику, а систему образования. Пока не существует общего адекватного стандарта образования, никакие изменения не могут спасти положение.
Есть в обществе определенное предубеждение по отношению к молодым учителям. Это выражается в том, что родители с достаточной неохотой «доверяют» обучение своих детей молодым учителям. Также более опытные, старшие преподаватели часто изначально занимают позицию недоверия по отношению к новым молодым педагогам.
К начинающим всегда повышенное внимание. В основном завуч и учителя русского языка мне помогают, не оставляя на произвол судьбы. Они часто присутствуют на моих уроках, после них они с доброжелательностью указывают мне на некоторые ошибки, дают хорошие советы, в общем, очень помогают мне.
Отношения внутри нашего педагогического коллектива не очень хорошие, как, в принципе, и всегда внутри коллектива, в котором преобладающее число женщин (сплетни, зависть, жалобы).
В моей работе мне нравится именно процесс обучения, когда я вижу, что ученики на самом деле учатся у меня.
В целом работа в школе мне нравится, нравится и хорошая профессия – учитель. Коллеги говорят, что у меня есть талант, ведь учителем может быть не каждый. Дети меня любят, хоть и хулиганят. Но я считаю, что человек, который помогает стать ребенку в первую очередь человеком и личностью, заслуживает большего материального вознаграждения, чем то, которого не хватает на почти двухмесячный отпуск.
При всей своей любви к этой профессии после окончания университета зарплата сыграет одну из главных ролей при решении вопроса: оставаться или нет, быть учителем или не быть. Думаю, я вряд ли смогу позволить себе быть учителем.
Школа – это не здание в несколько этажей, это жизнь бок о бок с людьми, общее строительство (не хочется говорить высокопарных слов, но…) новой жизни в лице учеников. Учителя к концу рабочего дня устают не меньше человека, который стоит у станка. О своем педагогическом коллективе я не могу сказать ничего плохого, разве что о нескольких его представителях, но они не заслуживают моего внимания. Что касается молодых учителей, то, как правило, их очень мало в школах, и это минус. Что нужно сделать, чтобы мы хотели идти в школу? Не знаю. Мне кажется, что молодые люди моего поколения менее терпеливы, а в школе может работать человек, способный растягивать терпение «как резину». Знаю одно: быть педагогом – это тяжелый труд, требующий прежде всего работы над собой, над своим «я».
Комментарии