search
main
0

Молодые ученые России

Научно-практические конференции – важнейшее образовательное событие для участников проектов предпрофессионального образования. Педагоги и школьники проводят длительную подготовку, прежде чем представить свои исследования и проекты на суд авторитетного жюри. Для большинства школьников участие в конференции – шаг навстречу осмысленному выбору профессии, возможность представить себя как перспективного исследователя, заявить о себе на уровне столицы как о будущем высококвалифицированном специалисте. В дальнейшем, после окончания школы и вуза, юные ученые продолжают участвовать в научных фестивалях, форумах и конференциях.

Особым вниманием молодых исследователей пользуется конкурс на соискание премий Правительства Москвы молодым ученым, проводимый Департаментом образования и науки города Москвы. Стать победителем конкурса престижно. Но главное – разработки талантливых специалистов в сфере биотехнологий, IT, фармацевтики и других направлены на улучшение жизни мегаполиса и страны, а значит, находят применение в жизни. Претендовать на получение премии могут научные, инженерно-технические, научно-педагогические работники, аспиранты, докторанты, специалисты, осуществляющие экспериментальные разработки, не достигшие возраста 36 лет, и доктора наук до 40 лет включительно. Размер премии – 2 миллиона рублей.

В 2021 году на конкурс поступило 1083 заявки, премию получили 82 участника, которые представляли свои исследования как индивидуально, так и в составе коллективов до трех человек.

Егор АНДРЕЕВ, номинация «Наука мегаполису», проект «Носимые биосенсорные электроанализаторы для неинвазивной персонифицированной диагностики и телемедицины», кандидат химических наук, выпускник Московской школы-интерната СУНЦ МГУ:

– Я окончил Школу-интернат СУНЦ МГУ, профильный химический класс. Могла бы быть серебряная медаль, но вместо нее меня ожидал приз гораздо лучше. Благодаря подготовке в 10-11‑х классах немало учеников, включая меня, получили грамоты различных степеней по профильным олимпиадам от факультетов МГУ и поступили в университет по выпускным экзаменам. Для меня отправной точкой в научной карьере стал химический факультет МГУ.

Отмечу, что все учителя увлечены своим предметом и стремятся привить это ученикам независимо от выбранного профиля. Будучи подразделением МГУ, школа задавала высокую планку – часть материала, даже не обязательного профильного в отдельном классе, давалась не на школьном, а на университетском уровне. Это очень здорово.

Во внеучебное время преподаватели вели тематические кружки: кинематограф, латинский язык, углубленные лекции и многое другое. Это позволяло переключиться с учебы и не давало, как сейчас принято говорить, деградировать. Многие ребята увлекались спортивными играми, это тоже отличный досуг, который помогает основной задаче – на­учиться учиться.

Как будущему ученому-химику школа дала мне в первую очередь практикум на том же уровне, что и студентам 1-3‑х курсов. Первое представление об университетском образовании, когда читаются лекции на большую аудиторию, общение с преподавателями, научными сотрудниками, профессорами МГУ – эдакий экскурс в научную жизнь. Некоторые из учеников могли наравне со студентами проводить научные эксперименты в лабораториях под руководством сотрудников. При этом только часть выпускников, включая меня, избрали научную карьеру, но в любом случае достойное образование получили все независимо от отметок в аттестате.

Анатолий ВЕРШИНИН, лауреат номинации «Передовые промышленные технологии», проект «Система прочностного инженерного анализа «Фидесис», доктор физико-математических наук, выпускник школы №1534:

– Классным руководителем у нас была Галина Михайловна Соловьева, учитель математики. На первом занятии она подарила книгу «Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным». Галина Михайловна мотивировала нас на творческую работу, вела кружки по математике, где мы учились решать нестандартные олимпиадные задачи.

Школа привила мне любовь к математике и нестандартному мышлению. Здесь у меня появилась мечта – поступить на мехмат МГУ. И она осуществилась!

В старших классах школы я был членом сборной школы по беговым лыжам. До сих пор регулярно бегаю на лыжах – зачастую неожиданные идеи и решения приходят во время занятий спортом.

Мой научный руководитель Владимир Анатольевич Левин говорит, что любить и творить из-под палки нельзя. Можно многое заставить человека делать кнутом или пряником, но вот любить и творить точно не заставишь.

Желаю ребятам прислушиваться к самим себе. Понимать, к чему душа лежит. Я вот с первых лет в школе понял, что мне интересны математические кружки, олимпиадные задачи. Мой жизненный путь в этом направлении и сложился. Когда любишь свое занятие, тогда работа будет в чем-то похожа на хобби. Именно тогда и будут настоящие результаты.

Алиса БАРАНСКАЯ, номинация «Науки о земле», исследование «Берега Российской Арктики: прошлое, настоящее, будущее», кандидат географических наук, выпускница предуниверсария МГЛУ:

– С благодарностью вспоминаю наших учителей. У нас замечательно преподавали иностранные языки, историю и литературу. Хотя отдельные какие-то факты и знания, конечно, теряются, в целом кругозор остается. В последних классах отдельным предметом был перевод. Очень полезный предмет и навык, там много от литературного редактирования. Важно, на мой взгляд, при переводе любых текстов переводить не дословно, а передавать смысл. Язык дал мне возможность подрабатывать, пока после университета я училась в аспирантуре.

Как исполнить мечту в науке? Мой совет нынешним школьникам: обязательно идти учиться дальше туда, куда хочется, даже если все вокруг говорят, что там неперспективно. Если желаний несколько или все неяркие, не бояться ошибиться. Потому что всегда можно все изменить. Да и в 17 лет, поступая куда-то, невозможно представить, где потом окажешься и как твоя работа будет выглядеть. Важно искать, как получать удовольствие от учебы, работы и всего того, что обязательно и нужно. Искать, как делать это не из-под палки, а потому что интересно или приятно. Искать, что поменять в себе, в том, чему учишься, или вообще в своей жизни.

Дмитрий АНФИМОВ, номинация «Приборостроение», проект «Методы и средства дистанционной локации и идентификации химических соединений в атмосфере и на различных поверхностях»:

– В составе группы мы создали ряд устройств, которые определяют различные химические вещества в атмосфере и на поверхностях, а также оценивают их концентрацию. Область применения этих приборов широка: экология (мониторинг экологической ситуации), безопасность (химический контроль в местах большого скопления людей), промышленность. Устройства уже внедрены в серийное производство и выпускаются в Смоленске.

От начала разработки до запуска прошло немногим более пяти лет. Я подключился к проекту, когда учился на 3‑м курсе МГТУ имени Н.Э.Баумана. Пришел на практику в лабораторию спектроскопии кафедры физики МГТУ имени Н.Э.Баумана.

Что мне дала школа? Безусловно, базовые знания, которые позволили мне поступить в университет и заниматься научной деятельностью. Я учился в Реутове, в школе №2. Отмечу, что я не ограничивался только школьной программой, изучал самостоятельно дополнительные материалы. Все это позволило мне успешно сдать ЕГЭ и поступить в вуз. Кстати, ЕГЭ до сих пор считаю одним из самых сложных испытаний в жизни. Но уже сейчас понимаю, что при достаточном уровне подготовки, вдумчивом подходе к изучению материала и мотивации, для чего тебе это нужно, большинство вопросов, особенно психологических, во время экзаменационного периода снимается.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте