Можно ли заявить о себе как о профи еще на студенческой скамье? Безусловно. Хотя во многих вузах считается, что получение диплома основная цель, а реализовываться ребята будут уже после окончания вуза. Но одна из установок федеральной программы «Столичное образование-5» нацелена как раз на более инновационное отношение к школьнику (студенту). Практически все дети в той или иной степени могут считаться одаренными. Но современные социальные реалии часто сводят эти способности к нулю. А ведь одаренность – это тоже ресурс, и, очевидно, еще более важный, чем газ и нефть. Увидеть одаренность и развить способности одаренного школьника и студента – это не только одна из приоритетных задач современной педагогики, но и необходимое условие выживания и развития нашего общества. Ведь еще недавние школьники, став студентами и аспирантами, иногда способны инициировать идеи и решать сложные прикладные задачи не хуже сложившихся специалистов. Об этом говорит опыт работы со студентами, накопленный на факультете информационных технологий МГППУ. Впрочем, лучше, чем они сами, никто о них не расскажет. Поэтому мы решили предоставить слово студентам факультета информационных технологий МГППУ, чья работа в будущем непосредственно будет связана с инновационными технологиями.
Анастасия ПАНФИЛОВА (студентка 5-го курса): – Я считаю, что зря многие современные студенты проявляют расслабленное отношение к учебе, думая, что только после получения диплома надо начинать браться за ум. Каким бы ты ни был умным, но добросовестное отношение к учебной деятельности – это мотивированность на профессию. Самообучением и самообразованием можно и так всю жизнь заниматься. Поэтому я стала заниматься научной работой уже на факультете. Для меня мой рост как будущего специалиста – это проявление интереса к научной деятельности факультета и непосредственное участие в ней, представление вуза на олимпиадах и международных конференциях. Особенно интересна для меня тема искусственного интеллекта. Искусственный интеллект – это автоматизация действий, которые свойственны человеческой природе: мышление, рассуждение, речь, эмоции, обучение, принятие решений, творчество. Занимаясь исследованием структуры интеллектуальных способностей с использованием математического моделирования, я разработала новый метод, позволяющий провести этот анализ. Несмотря на перспективы получения интересной работы, я хотела бы продолжить обучение и работу в университете. Мне, возможно, не хватает в определенной степени научной и практической подготовленности, которую я хотела бы получить во время дальнейшего обучения в аспирантуре. Конечно, меня прельщают перспективы работы или обучения за рубежом с целью получения научно-исследовательского опыта для его реализации в России. Павел МАРМАЛЮК (аспирант третьего года обучения): – Никогда не думал, что мой диплом уже на студенческой скамье получит высокую оценку специалистов. Поэтому одним из самых ярких и волнующих моментов обучения в вузе стала защита диплома. Дипломной работой было создание специализированного комплекса программ для диагностики функционального состояния человека по результатам спектрального и вейвлет-анализа биомеханических сигналов. Я больше года трудился над этим проектом, и государственная комиссия по достоинству оценила мою разработку. Эта дипломная работа позже заняла третье место на Всероссийской олимпиаде высших квалификационных работ по моей специальности. В сфере информационных технологий сейчас чуть ли не ежемесячно появляются новые разработки, поэтому участие в научных конференциях необходимо для ориентации в данной области науки. Наш факультет дает возможность принимать участие в них – от научных семинаров университета до серьезнейших мероприятий международного уровня. Это очень важно, ведь на конференциях происходит обмен новыми знаниями, обсуждение самых актуальных разработок, а разумная критика представляемых работ помогает обнаруживать изъяны в них. Наиболее крупная и серьезная конференция, в которой мне приходилось участвовать, – международная конференция по статистике DAGStat в Техническом университете Дортмунда (Германия), в которой приняли участие около 800 специалистов из самых разных стран мира. На этой конференции мне удалось успешно продемонстрировать свою диссертационную работу, посвященную применению факторного анализа данных мониторинга для исследования эволюции характеристик сложных социальных и экономических систем. Было приятно осознавать, что моя работа котируется на международном уровне! Наталья ГУНЬКО (аспирантка второго года обучения): – Моя работа связана с изучением возможности построения психологического портрета человека по признакам его почерка. В промышленности ее вряд ли можно применить, а вот в криминалистике, психологии, педагогике вполне. Фактически я занимаюсь поиском альтернативной методики определения психологических характеристик. Если способ, который мы используем, себя оправдает, то исследования в этой области можно будет продолжать очень долго и с большой отдачей. Ведь почерк в отличие от ответов на психологические тесты фактически не может контролироваться произвольно. Значит, и полученный по результатам исследования почерка психологический профиль при ряде общих условий будет более надежным и достоверным. Я проектировала интернет/интранет-ресурс для нужд средней школы, проходила практику в школе и убедилась в необходимости разработки локальных программ. Хочу сделать прежде всего удобный и нужный программный продукт, который бы позволил автоматизировать большую часть деятельности преподавателей и облегчить жизнь не только родителям, но и школьникам. Многие студенты в силу разных причин не принимают участия в конференциях. Я бы посоветовала тем школьникам, которые в этом году поступят в вуз, с первого момента учебы принимать участие в них. К примеру, мне очень много дал опыт участия в научной конференции, посвященной нейрокомпьютерам, проводимой нашим факультетом. Эта конференция знаковая, она проводилась до 2002 года и собирала множество различных специалистов. Потом был длительный перерыв, и вот в 2011 году она снова была проведена на базе нашего университета. Таким образом, это возрождение замечательной традиции. Конференция дала возможность представить не только свою научную работу, но и ознакомиться с новыми веяниями в науке, приобрести новые знания и опыт, получить полезные советы.Григорий ЮРЬЕВ (аспирант первого года обучения): – Моя работа посвящена созданию новой модели тестирования. Такой способ контроля знаний приобретает все более широкое распространение, но мы редко задумываемся о том, что в основе любого процесса тестирования лежит некоторая модель, чей-то взгляд на то, как оценка за тест представляет знания. Чаще всего сейчас используется одна из самых старых моделей, впервые предложенная в середине прошлого века, хотя есть и более современные подходы. В то время как многие технологии с тех пор претерпели значительные изменения, в области тестирования продвижение далеко не такое значительное, как хотелось бы. А ведь именно от правил, по которым мы оцениваем знания, будет зависеть точность, и достоверность таких оценок. Необходимо совершенствовать тестирование, ведь это измерительный прибор, как, например, градусник, манометр, только измеряет он не физические параметры, а знания или способности, и точность в этом деле не менее, а подчас и более важна, чем в любом другом деле. В своей работе я пытаюсь решить проблемы, которые раньше оставались за кадром. И есть существенное продвижение в этом направлении. Если не углубляться в технические детали, то модель, над которой мы с научным руководителем ведем работу, включает параметры, которые не рассматривались ранее, – это один из критериев, свидетельствующих о новизне разработки. Если рассматривать ее практическое применение, то можно говорить об использовании некоторых компонентов моей работы в системах управления и специализированных интеллектуальных системах. В этой области работают множество государственных и коммерческих структур. Сейчас в современном открытом информационном пространстве все начинает смешиваться, ведь наука – понятие интернациональное. Есть области закрытые, представляющие государственную или коммерческую тайну. Есть материалы, с которыми проблематично ознакомиться, так как они просто не переведены ни на английский, ни на русский языки. Но все же хорошие практические решения распространяются быстро, так как в них есть потребность, часто коммерческая. Проблемами искусственного интеллекта занимаются люди увлеченные, это их увлечение побуждает постоянно следить за всем новым в данной области. Мне интересно заниматься чем-то новым, искать неочевидные решения сложных задач. Без этого интереса, на мой взгляд, невозможно заниматься наукой. Я оцениваю состояние отечественной и зарубежной науки в области искусственного интеллекта одинаково высоко. У нас есть известные школы и известные подходы к проблемам искусственного интеллекта, иногда они достаточно противоречивы, ведь это понятие достаточно многокомпонентное. В случае искусственного интеллекта недостаточно реализовать семантику или память, необходимо создать над всем этим некоторую управляющую структуру. Для меня важно наличие реального, практического приложения того, что я делаю, видимого невооруженным глазом результата. Наверное, это в характере – мне трудно заниматься чистой теорией, хотя часто именно такие исследования обеспечивают грандиозный прорыв в какой-то области. Мне нравятся смежные области, то, что происходит на стыке наук, в моем случае – информационных технологий и еще чего-то. Есть странное изящество в том, как часто задачи, не решаемые в рамках конкретной области, находят решение всего в нескольких шагах за ее границей. Горизонт моих знаний достаточно широк, и в то же время я не являюсь очень хорошим специалистом практически ни в чем, кроме создания программ, но эта возможность взглянуть сквозь призму других предметных областей на поставленную задачу часто дает отличный результат. Во многом такие возможности обеспечил наш факультет, так как помимо технических знаний нам давали достаточно много психологии, психофизиологии и других дисциплин, находящихся в значительном отдалении от технических. Это и экспериментальные центры факультета, где мы не только выполняли совместные работы с психологами, но и имели возможность просто ознакомиться с совершенно иным взглядом на мир и на вещи. Это и преподаватели, которые всегда шли навстречу нашему любопытству и обеспечивали доступ к знаниям, выходящим далеко за рамки учебной программы. От редакцииМы не случайно дали слово именно этим аспирантов и студентов факультета информационных технологий МГППУ. Павел Мармалюк награжден медалью Всероссийской выставки научно-технического творчества молодежи, он стал победителем Всероссийского конкурса студенческих выпускных квалификационных работ 2008 года, отмечен дипломами Международной конференции – школы-семинара «Новые информационные технологии», лауреат конкурса научных работ молодых ученых Всероссийской научной конференции «Нейрокомпьютеры и их применение», отмечен дипломом Российской академии естественных наук. Григорий Юрьев награжден медалью и дипломом Всероссийской выставки научно-технического творчества молодежи, неоднократно был победителем Всероссийской олимпиады по программированию в среде LabVIEW, неоднократно получал дипломы 1-й степени Международной конференции – школы-семинара «Новые информационные технологии», лауреат конкурса научных работ молодых ученых Всероссийской научной конференции «Нейрокомпьютеры и их применение», отмечен дипломом Российской академии естественных наук. Наталья Гунько награждена медалью Экспертно-криминалистического центра МВД России, неоднократно получала дипломы 1-й степени Международной конференции – школы-семинара «Новые информационные технологии», лауреат конкурса научных работ молодых ученых Всероссийской научной конференции «Нейрокомпьютеры и их применение». Анастасия Панфилова награждена дипломом Всероссийской выставки научно-технического творчества молодежи, дипломом 1-й степени Международной конференции – школы – семинара «Новые информационные технологии», лауреат конкурса научных работ молодых ученых Всероссийской научной конференции «Нейрокомпьютеры и их применение». Все эти ребята блестяще представляли свои работы на зарубежных научных конференциях.
Комментарии