Нина ВОРОНКОВА, директор технологического колледжа №34: – Наш коллеж сегодня – многопрофильное, многофункциональное образовательное учреждение, в котором обучаются более полутора тысяч студентов по 25 профессиям и специальностям. По 15 направлениям осуществляется обучение и подготовка кадров для потребительского рынка и услуг. Это в основном профессии для швейной отрасли, трикотажного производства и парикмахерского дела.
У нас есть условия для подготовки специалистов, материально-техническая база соответствует государственным стандартам, кадровые вопросы решаются, но есть проблемы, многие из которых решить на своем уровне нам не представляется возможным.
Еще 2-3 года назад не было проблем в подготовке швей, портных, закройщиков, выпускники могли реализовать себя на предприятиях, в ателье, в салонах. Сегодня на московских предприятиях и объединениях огромный спрос на эти профессии, на одного выпускника мы получаем более 10 заявок от работодателей, а вот приема с 2007 года фактически нет, так как упал престиж профессии. При большой трудоемкости низкая зарплата, плохие условия труда, при трудоустройстве студенты не получают социальную поддержку от работодателя. Ассортимент однообразный, нет индивидуальности в работе, мало осталось предприятий типа ателье, где вели индивидуальный пошив и изготавливали полуфабрикаты. В основном идет продукция на потребительский рынок, она низкого качества и сомнительного производства. В связи с этим учебные заведения начали подготовку специалистов по более престижным специальностям швейной отрасли: «модельер-конструктор», «дизайнер», «художник по костюму», появился набор на обучение им. Однако эти специальности относятся к категории узкопрофильных, что значительно снижает их востребованность на рынке услуг.
Совсем иная картина по парикмахерам – другой характер труда, более высокая зарплата, возможность творческого подхода, самореализации, возможность работать и зарабатывать на дому. В результате – огромное количество абитуриентов, профессия у молодежи пользуется большим спросом, а трудоустроить ребят очень сложно, так как московский рынок переполнен.
Возникают конфликт между потребностью города и выпускником, противоречия между рыночной потребностью и потребностью личности. Кто их должен разрешать? Учебное заведение предоставляет только образовательные услуги, и, к сожалению, мы не можем формировать и определять кадровую стратегию или строить кадровую политику региона.
Сегодня мы имеем договоры со многими предприятиями столицы, с Конфедерацией промышленников и предпринимателей, с Гильдией легкой промышленности по подготовке кадров, но открытой заинтересованности в нас у них нет, наша совместная деятельность сводится к участию в выставках, профессиональных конкурсах («Московские мастера», «Кубок мэра»), а хочется поработать совместно по перспективам развития нашей отрасли и знать, что будет на потребительском рынке с рабочими кадрами завтра.
В последнее время в наш адрес поступают замечания на плохую подготовку специалистов, выпускники доучиваются на предприятиях в течение 2-3 месяцев, но если обратиться к госстандартам, то они не меняются еще с 90-х годов, особенно в части профессиональной подготовки, а ведь мы нынче говорим о высокотехнологичных производствах и оборудовании, о нанотехнологиях. Здесь прежде всего нужна помощь работодателей – заказчиков кадров в пересмотре профессиональных параметров содержательной деятельности, а также в оснащении учебных лабораторий и мастерских современным оборудованием, а не только использование наших выпускников как дешевой рабочей силы.
Московский регион растет, меняется инфраструктура города, меняются и требования к уровню и качеству подготовки рабочих кадров, поэтому уже сейчас необходимо организовать работу таким образом, чтобы молодежь нашла свое место на рынке труда и в сфере услуг.
Возникает проблема кадров для отрасли, дефицит квалифицированных инженерно-педагогических работников становится серьезным препятствием для дальнейшего развития и роста образовательных учреждений столицы. Ни для кого не секрет, что преподавательский состав сегодня в учреждениях профессионального образования (особенно мастеров производственного обучения) в возрасте от 40 до 60 лет. Только у нас в колледже из 60 мастеров 80% в возрасте от 45 лет и выше. Повышают они свою квалификацию только в части психолого-педагогических знаний, а уровень профессиональной квалификации работающих мастеров остается низким. Попасть на предприятия невозможно, нет экскурсий и тем более стажировок, обучать мастеров негде, помимо мастер-классов. Нам нужны индустриально-педагогические вузы, мы сами готовы перейти на подготовку и переподготовку специалистов совместно с вузами на уровне бакалавриата, но, к сожалению, на сегодняшний день еще не разработана в достаточной степени нормативно-правовая база. Все эти проблемы нужно решать.
Комментарии