Новые требования к уроку являются мотивационной средой для совершенствования методической и дидактической подготовки учителя. Педагогу необходимо учиться проектировать урок в структуре типологии уроков в соответствии с ФГОС, составлять технологические карты. Для этого нужны специальные умения и навыки, а лучше технология, которая позволит оптимизировать время подготовки к уроку. Предлагаем технологию «Конструктор урока».
Ключевые слова: типология урока по ФГОС, технологическая карта урока, рабочая программа, методическая копилка, конструктор урока.С чего начинается подготовка к уроку? С рабочей программы, учебника, дополнительной литературы и всего того, что может пригодиться, например КИМы, чтобы учить сразу же отрабатывать формат заданий государственной итоговой аттестации, рабочие тетради на печатной основе с заданиями, методические пособия. Список может быть любым и очень индивидуальным, все зависит от библиотеки учителя, умения работать с интернет-ресурсами, общей педагогической культуры.Тему урока формулируем в соответствии с рабочей программой учебного предмета. Например, «Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Реформы государственного управления. М.М.Сперанский», 9‑й класс, история России. Смотрим в рабочей программе раздел «Содержание учебного предмета», чтобы определиться с объемом и содержанием учебной информации и расставить акценты в теме урока. Содержание следующее: Александровская эпоха: государственный либерализм. Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М.Сперанский.Следующий шаг – определиться с типом урока. Что влияет на выбор типа урока? Объем учебного материала, характер предполагаемой работы на уроке, планируемые результаты, положение урока в рабочей программе: является ли он новым в теме или продолжением какой-либо темы.Типология урока по ФГОС следующая: урок открытия нового знания, урок отработки навыков и рефлексии, урок развивающего контроля, урок-исследование, урок построения системы знаний (уроки общеметодической направленности). В целом все уроки отличаются от тех, которые относятся к традиционной технологии, следующими аспектами: четкая и дробная структура урока; целеполагание на каждом этапе урока; акцент на внутреннюю мотивацию школьников; построение урока от ученика – от целеполагания до рефлексии; выполнение действий как по образцу, так и в измененных условиях; обязательная рефлексия; системно-деятельностный подход в обучении. То есть учим в деятельности, учим способам деятельности, простраиваем деятельность под контролем учителя и в сотрудничестве с одноклассниками, не передаем информацию, а создаем проблемное поле через систему учебных задач и учим школьников преодолевать их.Учитывая, что наш урок первый в разделе, остановимся на уроке-исследовании. Урок-исследование имеет специфическую структуру, которую мы приведем ниже в технологической карте.Теперь к технологической карте урока. Технологическая карта вообще – это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции, некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта. Технологическая карта урока – графическое представление сценария урока, содержащее описание этапов урока, технологий, отдельных техник и приемов, направленных на достижение планируемых результатов. Постараемся определить те аспекты технологической карты, которые необходимы, алгоритм из заполнения по принципу конструктора. Главная цель такой формы работы – показать наиболее энергозатратные и результативные приемы деятельности педагогов при подготовке к урокам.Пример технологической карты.Тема урока (в соответствии с рабочей программой).Цель (образовательная).Планируемые результаты (выполняют функцию других целей урока) прописываются с учетом, во-первых, первого раздела рабочей программы, во-вторых, с учетом типа урока.Предметные: метапредметные:1) познавательные;2) регулятивные;3) коммуникативные; личностные(См. таблицу 1.)Из данной структуры видно, что исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышаются осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.В нашем случае начало технологической карты может быть следующим.Тема: «Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Реформы государственного управления. М.М.Сперанский».Цель: формирование знаний о курсе нового императора. Планируемые результаты:1. Познавательные УУД: разрешать проблемные ситуации, находить аргументацию в историческом источнике.2. Регулятивные УУД: сравнивать, давать оценочные суждения.3. Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге.4. Личностные УУД: преодолевать затруднения.Теперь самое основное: необходимо заполнить все пустые сегменты нашей технологической карты. Для этого необходимо изучить материал в учебнике, его содержание и структуру, иллюстративный материал, документы, вопросы и задания, чтобы оптимально использовать дидактический аппарат учебника. После этого можно выбирать из своего методического арсенала методы, приемы, техники и целые технологии, которые позволят простроить процесс исследования на уроке. Приведем вариант конструктора. Он собирается легко, учителю нужно завести записную книжку, в которой следует записывать разные интересные приемы, использовать их в практической деятельности, отмечая их эффективность. (См. таблицу 2.)Заполняем графы:1. Мотивация: рассказ учителя: «Павел I был задушен в собственной спальне в Михайловском замке 11 марта 1801 г. В заговоре участвовали Н.П.Панин, Л.Л.Беннингсен, три брата Зубова, генерал-губернатор Петербурга П.А.Пален. Активное содействие заговору оказывали английские дипломаты. Войска встретили появление нового императора Александра I угрюмым молчанием. «Да здравствует император Александр!» – крикнул генерал Талызин. Солдаты хранили молчание. Зубовы пытались разъяснить, почему они должны радоваться. Но солдаты продолжали молчать. Когда офицеры говорили: «Радуйтесь, братцы, тиран умер», солдаты отвечали: «Для нас он был не тиран, а отец». Новый император встречен был по-разному. Одной из оценок его правления до 1812 года станет фраза А.С.Пушкина «дней Александровых прекрасное начало». Обучающиеся предполагают причины разного отношения к приходу к власти нового императора, аргументируют точку зрения А.С.Пушкина. Запись всего этого в технологической карте выглядит так. (См. таблицу 3.)2. 2‑й этап урока – операционно-исполнительский.Учитывая условия прихода к власти, необходимо простроить основные направления реформаторской деятельности императора и возможные границы этих реформ. Обучающиеся высказывают предположения, формулируют возможные противоречия. Учитель называет тему урока и с учетом этого предлагает конкретизировать цель исследования, варианты работы.Технологическая карта заполняется. (См. таблицу 4.):3. 3‑й этап – оценочно-рефлексивный. Главное – обобщение и систематизация материала, формулирование выводов. Применение новых знаний в учебной деятельности: сравнение реформаторской деятельности по отдельным направлениям со временем правления Павла I, другой вариант – оценка реформ современниками, или определение последствий реформ, или просчет удовлетворенности общества и отдельных социальных групп реформами Александра I. Обязательным элементом этого этапа является рефлексия.Можно использовать рефлексию в качестве формирования оценочной деятельности школьников в процессе всего урока. Для этого составляется таблица с фиксацией в ней всех этапов урока, на каждом из которых ученик должен оценить степень своего участия в общей работе, например в баллах от 0 до 3, индивидуальное участие и результат (при работе с текстом и заполнении кластера), фиксировать затруднения. Рефлексия может быть проведена через прием «незаконченные предложения». Например: «Приход к власти Александра I в результате заговора против его отца и участия в нем дворян привел к тому, что…», «Негласный комитет» – это…», «Крестьянский вопрос при Александре I был решен…», «Либеральный курс императора характеризуется…». Варианты могут быть различные. (См. таблицу 5.)Технологическая карта закончена.В нашей статье мы попытались представить алгоритм работы педагога по составлению технологической карты урока. Главным в этой работе является понимание требований ФГОС ОО, наличие у педагога своей методической копилки, понимание сути конструктора урока и умение пользоваться рабочей программой учебного предмета как инструментом проектирования урока.Марина ПЕТЯКШЕВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории;Радион ЗАБУГА, учитель истории, Старопестеревская средняя общеобразовательная школа, Беловский муниципальный район, Кемеровская область
Комментарии