Вступительное слово взял Александр Биржаков, заместитель начальника Управления организации обучения и социализации в профессиональном и дополнительном образовании Департамента образования Москвы. Александр Валентинович уточнил, что на форуме присутствовали педагоги не только из Москвы, но и из других городов, а также из других стран, выразил надежду на то, что это мероприятие будет полезным для развития общего воспитательного дела. Действительно, на плечи всех участников форума легла огромная ответственность.
Ректор Института открытого образования Алексей Рытов обратил внимание на большое количество иностранных гостей. Сегодня проблема образования особенно заострена. Для ее решения нужно прилагать максимум усилий. Институт открытого образования идет в ногу со временем – активно внедряются инновации в процесс обучения в соответствии с компетентностью педагогов. Алексей Иванович рассказал, что благодаря работе института московские школы теперь могут самостоятельно определять количество учебных часов, принципы и темы обучения. А чтобы процесс шел активнее и информация запоминалась, институт старается расширить формы и виды обучения: интерактивный, дистанционный, что соответствует современному уровню образования в России. Также на базе Московского института открытого образования есть программы повышения квалификации молодых руководителей, которыми, вероятно, станут в будущем молодые педагоги форума. В рамках программ происходит обучение новым технологиям, коммуникации, взаимодействию с постоянным развитием и многому другому. За два дня присутствующие смогут не только удовлетворить потребность в новых знаниях, но и подружиться с коллегами. – Мы провели анализ, опросив молодых педагогов, и вывели портрет современного учителя, – отметила председатель Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования Марина Иванова. – На первом месте у современных преподавателей стоит желание реализации как педагога. То есть они изначально знают, какую стезю для себя выберут в будущем. Но получение диплома, пусть даже и об отличном окончании вуза, – это еще далеко не все. При опросе выяснились и отнюдь не радостные факты: оказалось, многие не читали специальной документации, закона об образовании и текста профессионального стандарта, например, и не имеют о них никакого понятия. Молодые специалисты больше внимания обращают на личностные качества, а не на профессиональные – креативность, активность, ответственность, любовь к работе. А педагогические составляющие остались в стороне и объяснялись размытыми понятиями «профессионализм» и «компетентность». Все эти показатели говорят о том, что с молодежью надо работать.Существует мнение, что учитель загружен колоссальной работой как в школе, так и дома. Но после проведения опроса выяснилось, что молодые преподаватели меньше времени тратят на проверку тетрадей, чем их старшие коллеги, практически совсем не тратят время на работу с трудными учениками, а также на общение с родителями, не занимаются подготовкой специального оборудования перед уроком и не тратят время на саморазвитие. А ведь, казалось бы, именно молодой учитель должен как нельзя лучше контактировать с новыми методиками в школе: вести специализированные блоги и сайты, создавать видеоуроки. Среди опрошенных около 50 процентов учителей этим не занимаются. Несмотря на эти недостатки, которые показывают активную работу, Марина Алексеевна заметила, что решительность молодого поколения учителей похвальна, «смелость города берет». Все они еще изменятся, их изменят ученики, достижения. Но для того чтобы стать профессионалами в будущем, нужно работать сейчас, и работать необходимо активно.О проектах системы образования Москвы на форуме рассказал Дмитрий Зернов. Дмитрий Игоревич уточнил, что в столице хорошо развито клубное движение. Существует и клуб молодых педагогов, для которого методический центр проводит многочисленные выездные семинары, лекции и занятия для неофитов. В клубе они могут попробовать себя в работе в группе, которой предстоит выполнить тот или иной проект, и эта работа будет удостоверена специальным сертификатом.Дмитрий Зернов рассказал о метапредметной олимпиаде «Московский учитель». В этом году олимпиада проводилась второй раз, и ее участники, пройдя отбор подобным испытанием, стали конкурсантами «Учителя года Москвы-2016».Набирает популярность проект «Контент-марафон», разработанный Городским методическим центром. Это тот случай, когда необходимо уметь наполнить учебную часть уникальным контентом для создания дальнейших материалов цифрового формата, аудио- и видеокурсов. С ним взаимодействует и проект «Больше, чем урок». Это, с одной стороны, источник дополнительной информации для учеников, с другой – методическая копилка для преподавателей. В рамках проекта разработано 18 предметных областей. Все лекции доступны в Интернете для школьников и учителей. А еще есть «Урок в Москве» – организация занятий для детей на базе исторических памятников и объектов столицы. Эта идея родилась в 2015-м. Сейчас на сайте разработано уже более 500 объектов. В тесном контакте с «Уроком в Москве» состоит проект «Юбилейный урок», представляет собой интерактивные книги – «флипбук». В них содержатся жизнеописания знаменитых деятелей России. В разработке активное участие приняло издательство «Слово учителю». Особенность его в том, что это не конспект готового урока, но его конструктор, который учитель может самостоятельно создать. Так же как и для учителей, для учеников старших классов создана метапредметная олимпиада «Связь поколений». В ее рамках школьники встречаются с ветеранами, общаются с ними, оказывают всевозможную помощь, в том числе и социальную, и по результатам общения пишут эссе. И очень популярен проект «Интерактивный диктант». Письменные работы подготавливаются к юбилеям и памятным датам великих писателей. Сейчас в интернет-версии 18 диктантов. Это возможность в онлайн-режиме проверить свои знания, подготовиться к экзаменам. Тексты сами по себе небольшие, познавательные. Подобный проект востребован сейчас более чем в 80 странах мира – для усовершенствования своих знаний и укрепления национальных традиций.Уже успели полюбить москвичи «Чтение видеокниг». В прошлом году была прочитана повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка». В этом году было решено читать повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце». Это будет приурочено к 125-летию со дня рождения знаменитого писателя. В ролике, который был представлен участникам форума, были продемонстрированы подготовка к чтению и герои будущего события. На форуме говорили, что решить проблемы учителей нельзя без самих учителей. О развитии школ информировал директор школы №1371 с углубленным изучением языков Илья Бронштейн. Илья Михайлович рассказал о средней зарплате учителей в его школе – 80 тысяч рублей – и о высоких требованиях к педагогу, который такую зарплату получает. Каждый целеустремленный работник может достичь вершин в своем деле.Каждый уважающий себя руководитель образовательного учреждения стремится попасть в топ рейтинга школ. Это важный фактор совершенствования школы и ее коллектива. Бронштейн подчеркнул, как важно не бояться совершенствоваться и выходить из зоны комфорта, даже если работа, приносящая достойный доход, и есть эта зона. Есть работники образовательной сферы, которые перешли в нее из бизнеса, строительной отрасли или какой-то другой сферы деятельности. Любой опыт полезен, если он используется во благо. Кроме того, смена обстановки может привнести свежие идеи в процесс.Важный вопрос, в котором должен разбираться будущий директор, подчеркнул Илья Бронштейн, – это финансирование. Требуется понять работу школы как системы. Важно понимать экономические процессы, чтобы справляться с ответственностью за финансирование системы. Именно поэтому так важна аттестация для молодых педагогов, которая бывает разных видов, например, аттестация на 2 года и на 5 лет. На сайте Московского института открытого образования есть тесты, которые можно попробовать пройти. Заседание аттестационной комиссии транслируется в прямом эфире. А это и есть самое важное – открытость информации.Помимо столичных представителей системы образования на пленарном заседании выступила и Анна Кузнецова – председатель объединения молодых педагогов Волгограда. По мнению Анны Владимировны, молодым педагогам не хватает опыта, адаптация выпускников вузов проходит тяжело в условиях реализации ФГОС. Особо трудно первые три года работы. Эту проблему в Волгограде решают мониторингом общих знаний молодых учителей, составлением рейтингов для мотивации. Кроме этого, организуются различные секции, где перед первым сентября молодые преподаватели могут окунуться в рабочую среду, провести открытые уроки, мастер-классы или тренинги. Также в Волгограде существуют школы молодых педагогов, работа которых направлена на улучшение качества преподавания.А гость из Болгарии рассказала о том, как там обучают русскому языку. По последним данным, свыше 200 тысяч школьников учат русский язык в этой стране. Разработана целая стратегическая сеть – объединение детских садов, школ и университетов для взаимодействия с русской культурой. Постоянно проводятся дополнительные семинары, лекции и демонстрации на базе этой сети о русских традициях, о народе России и его языке. Открыто большое количество классов русского языка, в рамках которых кинолектории, выставки, соревнования и многое другое, что способствует возникновению интереса к русскому языку у болгарских детей. Преподаватели стараются по максимуму использовать нововведения в учебном процессе. В том числе и социальные сети, которые помогают установить с учениками контакт, завести дружеские отношения и «держать руку на пульсе». И конечно, постоянный контакт с Россией, программы обучения по обмену и дружеские связи помогают погрузиться в изучение языка, не находясь на территории его страны.Форум показал: ничего невозможного нет, если хотеть, стремиться и не бояться делать.
Комментарии