search
main
0

Молодость – время смелых

Сегодня никого не удивляет, что именно кадеты чаще всего инициаторы общественно значимых дел

Начиная новое дело, всегда переживаешь: все ли верно спланировано? Какие будут подстерегать трудности? Удастся ли их преодолеть? Именно такие размышления приходили на ум, когда почти пять лет назад в нашей школе №1596 впервые заговорили о возможности организации кадетского класса.

Сначала казалось, что главное – ответить на запрос времени и пожелания родителей. Знакомясь с уже имеющимся опытом, мы видели, что слаженные действия заинтересованных сторон приносят хорошие результаты. Большое впечатление производили подтянутые и нарядные кадеты в школах, которые мы посещали, и их несомненный положительный вклад в учебные и внеучебные школьные достижения. Но ясно было и то, как непросто будет изменить работу коллектива, по сути, создать новую школу внутри продолжающей функционировать прежней.

Выдача обмундирования и контроль за его состоянием, организация строевых занятий, питания, утренние и вечерние построения, расписание занятий по дополнительным предметам и выезды на мероприятия после уроков – это очень небольшой перечень спе­ци­фи­чес­ких вопросов, поставленных тогда перед администрацией, офицерами-воспитателями, классными руководителями и даже родителями. Заявления в кадетский класс могли подать все желающие. Как создать из них единый коллектив? Ведь у кандидатов разная мотивация к учебе и занятиям спортом. Какие учебные предметы привлекают, а значит, требуют дополнительных занятий? Как заинтересовать в участии в конкурсах и олимпиадах?

Еще за полгода до набора шестиклассникам и их родителям рассказывали об особенностях кадетской жизни. Однако готовы ли они на самом деле к новому и достаточно специфическому учебному режиму? Интересно ли будет ребятам заниматься китайским языком? А французским или испанским? Смогут ли заниматься с преподавателями вузов? Как найти время и помещение для дополнительных занятий спортом? А танцами? Смогут ли они сочетать такую нагрузку с прежними увлечениями, занятиями музыкой, спортом или внешкольными кружками и секциями?

Можно сразу сказать, что многие вопросы решались как раз благодаря пониманию и взаимопомощи. Общими усилиями удалось объединить пришедших из разных классов и школ учеников, разбудить у ребят интерес к новому делу, желание быть впереди других, вести за собой, как бы громко это ни звучало. Но молодость – это как раз время смелых.

Конечно, и педагоги немало постарались. А уж роль офицера-наставника и классного руководителя в таком деле особенно велика. Знакомство с опытом коллег, обучение на специальных курсах педагогического мастерства, посещение семинаров в различных учебных заведениях, в том числе в Дипломатической академии, стали своеобразной школой для взрослых.

Так, с сентября 2019 года мы начали привыкать к построениям, маршировке, отдаче рапорта в начале каждого урока, когда по притихшим коридорам разносится дружное приветствие кадет. На переменах в коридорах замелькали подтянутые фигуры в форменных куртках с красно-золотыми погонами на плечах. А школьный сайт запестрел новостями о событиях из их жизни.

С того времени прошло уже четыре года. И вот 1 сентября нынешнего года на линейке в честь Дня знаний стояли уже пять классов, объединенных в кадетскую семью: десятый, восьмой, новый седьмой и два пятых, которые названы прокадетскими. Повзрослевшие старшеклассники, как всегда, нарядные, подтянутые, маршировали, выполняя сложный парадный церемониал, выносили знамена, поднимали государственный флаг, повязывали галстуки малышам, приобщая их к кадетскому братству. А когда зазвучала музыка и нарядные пары закружились в вальсе, всем стало ясно, что «Кадетская вертикаль» стала не просто составляющей частью нашей школьной жизни, а ведет за собой большой коллектив детей и взрослых.

В чем это проявляется? Например, в ответственном отношении к учебе. Ученики старшего кадетского класса, несомненно, доказали это, успешно сдав экзамены за 9‑й класс. Большинство решили продолжить учебу в своей школе, выбирая интересующий их профиль – гуманитарный или технологический. При этом класс остается кадетским, что предполагает сохранение специальных предметов наряду с добавлением новых. На несколько освободившихся мест сразу пришли новые ученики. Второй класс, на два года младше, на глазах сплачивается, меняется.

Важен пример активного участия кадет в олимпиадах и конкурсах, чему способствует посещение всеми учениками кружков дополнительного образования. Они проявляют себя и во Всероссийской олимпиаде школьников, и в кадетско-юнармейском фестивале-конкурсе «Тебе, столица, наши юные таланты!». В прошлом учебном году, например, кадеты стали призерами и победителями в восьми номинациях этого известного смотра талантов. Замечательно, что они не боятся пробовать свои силы в новых делах. Школа же всегда готова поддержать такие инициативы. Сотрудничество с Дипломатической академией открыло ребятам форматы встреч с интересными людьми, пресс-конференций, молодежных моделей ООН, БРИКС, ШОС. Это пробудило желание попробовать себя в роли специалистов в области международных отношений, экспертов в области права, переводчиков, экскурсоводов. И как первый результат – разработка экскурсий в школьном музее на русском и английском языках и проведение встреч гостей. Приуроченные к 80‑летию Парада на Красной площади 7 ноября 1941 года, эти мероприятия произвели большое впечатление на почетных гостей – ветеранов и членов управляющего совета школы.

Находить общий язык с новыми людьми и сотрудничать кадеты учились на встречах со сверстниками в рамках межрегионального и международного сотрудничества со школами Российской Федерации (например, Многопрофильным кадетским корпусом имени Героя Советского Союза летчика-космонавта Л.С.Демина) и Белоруссии. Такие встречи, несомненно, помогают раскрываться личности, расширяют круг интересов, будят самосознание.

И сегодня никого в школе не удивляет, что именно кадеты чаще всего бывают инициаторами новых общественно значимых дел, в первую очередь волонтерских акций. Одно из самых важных дел – поддержка детей, борющихся с тяжелыми недугами, акция «Коробка смелости», итогом которой была поездка в Детский онкологический центр имени Д.Рогачева с собранными игрушками и сувенирами.

Хочется верить, что ребята получают урок человечности на всю жизнь. И мелочей в этом деле нет. Участвовать в концерте – кадеты среди первых. Субботник по уборке территории – кадеты в полном составе. Сбор макулатуры – кадеты в числе лучших. Совсем недавно в школе прошла еще одна акция – «Лохматая посылка», в ходе которой ребята и родители смогли помочь приюту для животных. И опять кадеты были впереди. Но это не самоцель, это естественный ход событий.

Они теперь по-другому не могут. То есть сама жизнь показывает, что цели достигает тот, кто не к победе стремится, а хочет выполнить задачу на «отлично», потому что для него теперь это норма. Об этом, кстати, мы говорим родителям будущих и нынешних кадет на ежегодном дне открытых дверей. Это производит впечатление, хотя не все готовы в это поверить. Но потом они видят, как ребята свободно проводят мастер-классы, экскурсии, защищают проекты, выступают с презентациями, дискутируют. Некоторые не верят, что это обычные ученики, их дети. У других появляются новые вопросы, что тоже хорошо. Третьи сразу готовы написать заявление с просьбой о приеме их ребенка в кадетский класс. Так время все расставляет на свои места.

Ведь и мы тогда, четыре с половиной года назад, вряд ли бы поверили, что в 2022 году празднование Дня города начнется для наших кадет с торжественного марша и выставления почетного караула на Посту №1 у Огня Памяти и Славы у монумента Победы на Поклонной горе. О чем думали ребята, печатая шаг и стоя в карауле? Это было впервые для нашей школы. Это великая честь, высокая оценка. Это память на всю жизнь. Они очень достойно выполнили почетную миссию. И еще долго будут обсуждать это событие и вспоминать экскурсию по праздничной Москве. А мы будем помнить, как во все глаза смотрели на девятиклассников семиклассники-кадеты и мечтали когда-нибудь оказаться на их месте.

Хотя они ведь уже не однажды оказывались рядом. И в учебных, и во внеучебных делах. Показательным оказалось одно очень заметное событие в конце прошлого учебного года. 13 мая наши кадеты пригласили в гости своих коллег из еще семи школ районов Внуково, Солнцево и Переделкино.

Юноши в парадной форме, девушки в красивых бальных платьях… Когда на площадке перед школой в вальсе, польке и кадрили закружились сорок пар, все собравшиеся аплодировали от души. Причем достойно выступили не только девятиклассники, но и семиклассники, которые занимались танцами первый год. Стало ясно, что занятия танцами – это не для урока. Это для жизни. Для праздника. Для самоутверждения.

Неудивительно, что о кадетском бале разговоры в школе не смолкали еще долго. И не утихли до сих пор. Можно признаться, есть у нас мечта устроить под Рождество такой праздник для всех наших кадет. Они этого заслужили. Это стоит сделать уже ради того, чтобы, собравшись вместе, эти ребята разных возрастов осознали свое единство.

Да, жизнь показала, когда мы, учителя, родители, ученики, едины, мы добьемся цели. И воплотим в жизнь самые смелые мечты!

Илья РОГОВ, директор школы №1596

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте