search
main
0

Молодость – время работы в парламенте

Олег НИКИТИН, директор Центра студенческих инициатив Тверского государственного университета:

– Нам кажется, что самое главное – развитие студенческого самоуправления. Оценка уровня подготовки молодого специалиста складывается, как минимум, из двух составляющих. С одной стороны, это глубина знаний по выбранной специальности, а с другой стороны, это такие личные качества, как добросовестность, ответственность, а также способность к лидерству. Что касается получения достаточного объема знаний и навыков, то с этим дела у нас обстоят более или менее нормально. Но что касается воспитания личностных качеств, а тем более подготовки лидеров, будущих управленческих кадров, то здесь начинаются проблемы.

Необходимо создание определенной среды для выявления неформальных лидеров, которые могли бы стать «золотым кадровым резервом», в том числе для министерств и ведомств, ответственных за реализацию программы «Студенчество России».

Такой средой может и должна стать система студенческого самоуправления. Историческим примером могут служить комсомольские организации, существовавшие в советское время в вузах и ссузах. Достаточно вспомнить, сколько современных руководителей предприятий, государственных структур, бизнесменов и предпринимателей вышли из комсомола, чтобы убедиться в эффективности его работы. Если убрать идеологическую направленность подобных организаций, а во главу угла поставить возможность самореализации студента, развитие его творческих и организаторских способностей, дополнить все это истинно демократическим механизмом формирования управляющих органов, то получится достаточно современная модель организации студенческого самоуправления. Целью таких студенческих организаций, уже существующих в вузах и ссузах, стало преодоление основных проблем, с которыми сталкивается современное студенчество. Это полностью соответствует целям и задачам межведомственной программы «Студенчество России».

Информация

для размышления

В комплексной программе поддержки студентов, разработанной и принятой в Тверской области на 2002-2004 годы, предусмотрены следующие мероприятия:

• проведение ролевых игр со студенческим активом вузов и ссузов, а также со старшеклассниками средних школ по проблемам гражданского и избирательного права РФ, цикла телепередач «Власть, которую мы выбираем», цикла радиопрограмм по повышению правовой культуры молодых избирателей, исследования «Гражданская активность и политические настроения молодежи»;

• обеспечение деятельности областного штаба студенческих отрядов на базе Агентства молодых специалистов, помощь выпускникам учебных заведений в трудоустройстве;

• создание банка данных о социально незащищенных студентах и молодых семьях для оказания им адресной помощи;

• реализация программы «Школа деловой и семейной жизни»;

• проведение конкурса на лучшее студенческое общежитие;

• проведение ежегодного социологического исследования «Молодежь Верхневолжья», семинаров по правовому просвещению молодежи в городах и районах Тверской области;

• разработка и реализация проекта «Формирование позитивного социального образа молодежи Тверской области»;

• проведение областного фестиваля «Студенческая весна», турнира КВН;

• проведение областной выставки технического творчества студентов вузов и ссузов, интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Интеллект-шоу» и так далее;

• проведение областного молодежного туристического слета;

• проведение Спартакиады студентов ссузов;

• организация межрегионального лагеря актива студентов вузов «Поколение», лагеря актива студентов ссузов.

Студенческое самоуправление не только выполняет роль кузницы кадров, но и становится необходимым условием для реализации этой программы. Например, в Тверском университете есть студенческий парламент, который разработал, в частности, программу информационного обеспечения студентов, занявшую третье место на Всероссийском конкурсе программ общественных объединений. Согласно этой программе, мы каждый год проводим школу старост-первокурсников. От них молодые люди получают информацию о своих правах и обязанностях, всех структурах университета по работе со студентами, сферах их деятельности и предоставляемых услугах.

В ТверГУ есть студенческий научный клуб, где всеми оргвопросами занимаются только ребята, а преподавателей приглашают только как консультантов по интересующим направлениям.

Я сам, будучи студентом ТверГУ, принимал участие в реализации проекта «Биржа разовых работ». Ее деятельность была эффективнее, чем у классических бирж труда, поскольку мы были лично заинтересованы в нахождении приемлемой работы для себя и своих товарищей. Считаю, что это тоже одно из самых перспективных направлений развития самоуправления.

Мы организовали в университете туристический клуб, который смог объединить большое количество студентов, предпочитающих активный отдых с пользой для здоровья. Туристические походы и палаточные лагеря – самый малозатратный вид отдыха и досуга студентов. Мне кажется, что именно это направление должно получить поддержку государства.

Студенческое самоуправление может существовать и развиваться только в тех учебных заведениях, где руководство понимает его важность и необходимость. Например, в ТверГУ поддержка ректората, администрации университета стала залогом успешной работы Студенческого парламента. За методическое обеспечение его деятельности отвечает наш Центр студенческих инициатив. Проект, разработанный студентами, ставится в план работы центра, финансируется из средств вуза и становится реальным делом. Мы также стараемся привлекать внебюджетные ресурсы и спонсорскую помощь.

На этапе своего становления студенческое самоуправление чрезвычайно уязвимо. Выйти на уровень реального саморазвития оно сможет лишь через несколько лет при обязательной поддержке государства. Этот процесс чем-то напоминает раскручивание маховика: сначала идет тяжело, а потом все легче. «Раскрутившись», студенческое самоуправление сможет само обеспечить свое существование и активно помогать студентам в решении их насущных проблем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте