– В одиночку сейчас не выжить, – только и успела заметить Елена ТУМАШОВА, начальник Управления образования Любинского района. Будто подтверждая ее слова, в кабинет стали забегать по делам сотрудники управления, немедленно включаясь в разговор.
– У нас нет такого, чтобы образование занималось одним, «молодежка» – другим, культура – третьим. Все переплетено. Если готовится большое районное мероприятие, участвуют все, включая медицину, полицию, хотя они давно федеральные. Так повелось. Тем более что глава района Абай Курмашевич Ракимжанов поставил перед школами задачу – стать центрами сел. А раз центр, значит, объединяет все и всех, – говорит Елена Борисовна.Система образования Любинского района включает в себя 19 общеобразовательных школ, 2 учреждения дополнительного образования – Дом творчества и Физкультурно-спортивный центр, а также 16 детских садов.- В 2011 году у нас возникла проблема с очередностью в детский сад, – рассказывает главный специалист управления образования Юлия Ивашкина. – Рождаемость до этого времени составляла около 460 малышей, а потом вдруг стали рожать по 600. 828 детей от трех до семи лет остались без мест. Мы открыли 27 групп, в основном на базе школ. В 12 детских садах и школах района создали мобильные группы: когда дети находятся в образовательном учреждении три часа в день, им не нужны ни питание, ни кровать, но для многих мам это оказалось удобнее. Их посещают 80 детей. Любинские детский сад №1 и 2 стали у нас участниками областного инновационного комплекса по внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного общего образования, красноярские №1 и 2 участвуют в федеральном эксперименте в освоении образовательной программы «Мозаика». Любинский детский сад, где у нас молодой руководитель Людмила Демидова, теперь комбинированного вида – там много ребят с ограниченными возможностями здоровья, поэтому работают и психолог, и логопед, и медик.Правда, для малышей до трех лет мест пока нет. Но смогли организовать на базе дошкольных учреждений консультационные центры, где педагоги оказывают родителям методическую, диагностическую, психолого-педагогическую и консультативную помощь. Как ни странно, вынужденная мера – детсады на площади школ – оказалась полезна.- Преемственность образования стала четче, – считает Елена Борисовна. – Причем, когда мы объединяли в одно юридическое лицо школы и детсады в селах, они не становились настолько «близки». А теперь руководитель школы понимает, что это его дети, принимает их как своих. Старшая группа проводит мероприятия уже вместе с начальной школой.Как и везде – проблема с кадрами. Идет старение – средний возраст за несколько лет повысился с 40 до 43 лет. Это тем не менее ниже, чем по Омской области. Вот чудеса – школы Любинского района успешно пополняются молодыми.- План по молодым мы перевыполняем ежегодно, – рапортует Елена Тумашова. – Надо 17, а у нас 20 каждый год, нынче даже 21. Сначала тяжело было, а теперь получается!Вряд ли секрет в доплатах молодым педагогам – они не столь велики. В первые три года это 30 процентов к окладу специалиста с высшим образованием, 20 – для специалиста со средним специальным. Плюс 25 процентов сельского коэффициента, хоть и зовется Любино в народе поселком городского типа. Еще 2300 рублей – областная компенсация за коммунальные услуги. Подъемные составляют 16 тысяч тем, кто окончил вуз, и 6 – тем, кто получил профессию в колледже. Но ведь и текучка небольшая.- По «дорожной карте» мы должны были к 2020 году достигнуть порога в 82,5 процента закрепляемости на селе, – продолжает Елена Борисовна. – А мы его перешагнули три года назад. Сейчас в школах района практически треть – это педагоги до 35 лет. Сосредоточились на подготовке своих специалистов – у нас по целевым направлениям в педагогическом университете и университете физической культуры учатся 11 человек. Все получают стипендию – небольшую, 1,5 тысячи рублей, но независимо от оценок, полученных во время сессии. Мы с ними общаемся постоянно. У главного специалиста Тамары Каргиной телефоны всех детей, родителей, деканов и кураторов. Ребята регулярно отчитываются о своей учебе, присылают справки о сдаче сессии. Но этим дело не ограничивается – встречаемся с ними, напоминаем, что ждем их. Есть у нас замечательный проект «Землячество». Абай Курмашевич решил, что надо встречаться со студентами, приглашать их в район. Каждый год мы организовывали большую встречу в Омске, в ДК «Химик». Приглашали любинских ребят, которые в свою очередь звали товарищей. Наши педагоги выезжали, рассказывали о жизни на селе, о работе. А в прошлом году решили, что пора уже собраться на нашей земле. Глава выделил автобусы – 9 учреждений с кураторами прибыли! Концерт в ДК устроили, беседу, напоили чаем, накормили блюдами национальных кухонь. Шар дружбы запустили в небо. По итогам этой встречи двое молодых специалистов приехали работать! Молодым идем навстречу. Не хочет молодой специалист забираться далеко от райцентра, мы понимаем. Вот до Алексеевки немногим меньше, чем до города, – 100 километров. Но надо. А при первой же возможности переводим его поближе, льгот при этом он не теряет. Не оставляем без крыши над головой – в некоторых поселениях выделяют жилье, в некоторых помогаем найти аренду. Хорошо развита система наставничества – каждого молодого специалиста курирует старший товарищ, помогая в любых вопросах, и это официально закрепляется приказом директора. В этом году провели конкурс «Молодость + мудрость = сила», в котором участвовали и молодые педагоги, и их наставники. Хотим расширить сеть педагогических классов – пока их у нас два. Это не дает льгот при поступлении в вуз, но погружает детей в профессию, тем более что желание такое у ребят есть.По словам заместителя начальника управления Светланы Савиной, секрет еще и в том, что в районе кипучая культурная жизнь.- Молодых мы любим, – смеется Елена Борисовна. – Доверяем. Работает Лаборатория молодого педагога, которую возглавляет Андрей Феськов, учитель информатики, физики и технологии Красноярской школы, очень увлеченный человек. Отправляем его в командировки для обмена опытом, он привозит идеи из областного Института повышения квалификации работников образования. Молодежь ведь не всегда понимает, с какими проблемами им придется столкнуться на практике, а когда вместе, легче. У нас практически в каждой школе есть адаптивные классы – дети с нарушением интеллекта, которые учатся по своей программе. Лаборатория каждый год берет какую-то тему, старательно ее разрабатывая. Нынче молодежь осознала, что далека от проблемы детей с ОВЗ. Теперь организует «Осенний бал», где мы собираем только эту категорию детей: они представляют свое творчество – поют, танцуют, демонстрируют поделки. Мы проводим такой фестиваль каждый год, но в этом всю организацию взяли на себя молодые педагоги, чтобы познакомиться с ребятами поближе. В районном лагере уже для них квест устроили. Это очень важно и для детей, и для взрослых – чувствовать единение друг с другом, со всем районом, со своей землей. Собственно, все и началось с устройства в Любино площади Единения. Раньше там лягушки квакали, теперь праздники проходят. У нас ведь 38 национальностей в районе! Кинотеатр недавно открыли, ДК отремонтировали…Школьникам района скучать не приходится. Основное в воспитательной работе – социальное проектирование. Это направление стало главным в любинской СОШ №3, Новоархангельской и Красноярской школах. С 2011 года образовательные учреждения района сотрудничают с областным бизнес-инкубатором.- За эти годы прошли обучение 318 подростков, – рассказывает Елена Тумашова. – Занятия в бизнес-инкубаторе интересны старшеклассникам, потому что здесь в доступной увлекательной форме знакомят с основными этапами и правилами разработки бизнес-проекта – от выбора темы до презентации проекта и его реализации. И ведь проекты реальные! Состоялось шесть муниципальных конкурсов: ребята представили 56 проектов, которые полностью или частично реализованы. Благодаря детям появились красочные клумбы, детские и спортивные площадки, разбит сад в Центрально-Любинской школе, разработана экологическая тропа в Любинском питомнике, созданы хоккейные коробки, в Красноярской школе открыли буфет.Самая трудная задача – включить в общую работу родителей, особенно из неблагополучных семей, они не видят, чем могут быть полезны школе.- Ищем приемлемые формы. В 2013 году управление образования разработало муниципальный проект «Шаг навстречу» – стали привлекать родителей для совместной деятельности с детьми. Общественное управление стало активнее, развиваем волонтерское движение. «Подтягиваем» даже тех родителей, которым мало интересны собственные дети. Вот горячим питанием у нас охвачено маловато детей – 90 процентов. Спрашиваю директора одной из школ, где кормят почти 100 процентов: «Как вам это удается?» Она смеется: «Как зарплата приходит, я у банка дежурю. Приходят родители снимать денежку, а я тут как тут: «Сдавайте на питание!» Иначе пропьют». У нас нет равнодушных педагогов. Медкомиссию дети проходят, а педагоги отслеживают, напоминают мамам, чтобы выполняли рекомендации врача. В Пролетарской школе родители никак не могли ребенка в город на консультацию отвезти, так директор сама машину нашла, посадила всю семью и сама отвезла. На том и держимся – на неравнодушии, – заключает Елена Тумашова, начальник Управления образования Любинского района Омской области. Омская область
Комментарии