search
main
0

Молодость или опыт?

Смена поколений в системе образования проходит со скрипом.

Ирина КУРБАТОВА, директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова», Тамбов:- Сразу скажу, что однозначно отказываться от молодых, начинающих педагогов в пользу опытных и возрастных я не стану. И наоборот, не отдам предпочтение молодому только из-за его возраста. Все надо решать при встрече, должен состояться реальный разговор, и все зависит от того, каково внутреннее физиологическое состояние человека. Ведь может быть молодой, которому плюс 30 по возрасту, и может быть опытный, которому минус 20! Поэтому здесь все зависит от индивидуальности, от того, как человек воспринимает современную педагогику, какие у него перспективы, планы. К нам приходят люди в разных жизненных ситуациях. В прошлом году мне пришлось в связи с дефицитом кадров взять на должность учителя физики человека с большим реальным опытом, которому за 50. Он прекрасно себя проявил и продолжает работать. И оказалась вторая похожая ситуация с учителем математики, который, к сожалению, не смог продолжить работу, хотя до этого был известен в городе на достаточно высоком уровне, считался хорошим профессионалом. Но, к сожалению, есть современные требования к образованию, в частности индивидуализация образовательного процесса, и это для учителя математики оказалось очень тяжело. Человек привык работать по старым нормам и не особенно стремился что-то менять.Если говорить о молодых специалистах – вчерашних выпускниках вузов, у нас обновление педагогических кадров идет достаточно быстро. За последние три года средний возраст педагогов по школе изменился и сейчас составляет 37-41 год. Сегодня в нашем Центре образования работают 162 человека, а молодых специалистов в последние годы мы приняли человек 15. Это стало возможным благодаря нашему опыту работы с молодежью. Дело в том, что школа является базовой площадкой для университета по прохождению студентами практики. И мы уже во время педпрактики присматриваемся к нашим будущим педагогам. Получается в итоге, что к нам приходят вчерашние выпускники, которые уже хорошо понимают, что такое профессия педагога, и сориентированы на нее. Александр ПОНАРЬИН, директор средней общеобразовательной школы села Вторые Тербуны, Липецкая область:- Я отдам предпочтение молодому педагогу. Ведь со временем молодой станет опытным профессионалом, а опытный будет проживать свою дальнейшую профессиональную жизнь за счет своего опыта. Молодость позволяет впитывать больше. Еще с молодым легко работать, его можно вооружить опытом. А возрастной учитель не всегда готов совершенствовать свой опыт. Наглядный пример – мой заместитель Ольга Николаевна Гулевская, учитель русского языка и литературы, пришла к нам работать после вуза, училась в нашей же школе. А в прошлом 2014 году представляла Липецкую область в Москве на конкурсе «Учитель года» как наш лучший педагог. Начинала как неопытная, а доросла до определенных высот, постепенно набираясь опыта. С другой стороны, такого примера, чтобы пришел работать в школу педагог в среднем возрасте или в более старшем и стал потом победителем областного конкурса, у меня нет. Допускаю, что мое суждение не бесспорно, но я придерживаюсь этого мнения. Хотя понимаю, что молодые тоже бывают разные, некоторые не стремятся набирать опыт, отдавать себя профессии. Но такие в школе не задерживаются.Как определиться, кого брать на работу, а кого нет? По глазам! Если глаза у человека горят, когда он идет по школе, значит, учитель из него будет. Пообщаешься с человеком, и будет виден его определенный опыт, пусть даже накопленный только на педагогической практике, еще будет видно стремление к достижению определенных целей. Любовь и внимание к детям, что тоже важно. Все это во время общения себя проявит.На оценки в дипломе не смотрю принципиально. Помню, еще когда учился в институте, мы обсуждали эту тему и пришли к выводу, что далеко не каждый студент-отличник становится хорошим учителем. Зато достаточно часто тот, кто учился на «четыре» и «три», прекрасно осваивает педагогическую профессию!Единственная проблема сегодня – это как раз нехватка молодых учителей. Не очень охотно они идут работать в школу, не знаю, может, в сельской местности эта проблема более выражена. К нам приходят в основном учителя среднего возраста. Переходят из коррекционной школы, она у нас рядом. Приходят из закрывающихся школ, причем педагоги в возрасте не идут, а вот «средний возраст» приходит. Они, как правило, хорошо себя зарекомендовывают и у нас, на новой работе.Татьяна ЧЕРНЯЕВА, директор Черемисиновской средней общеобразовательной школы пос. Черемисиново, Курская область:- Я полностью согласна с высказыванием, что кадры решают все, поэтому и сама как директор придаю большое значение подбору кадров. Наш коллектив стабильный, молодые люди приходят, и чаще всего это наши бывшие выпускники. На сегодняшний день коллектив Черемисиновской школы более чем на половину состоит из учителей – наших бывших выпускников. У нас 41 педагог в школе, и, конечно, очень приятно, что среди них есть победитель конкурса «Учитель года-2013» Курской области Алексей Юрьевич Лыков, который тоже является нашим выпускником, здесь учился, а теперь и работает у нас. В нашем коллективе люди работают и по 25 лет, и больше 40, но есть и молодежь, хотя, к сожалению, она сегодня приходит трудоустраиваться в школу не так часто, как раньше. Повсеместно говорят, что зарплата у учителя сейчас высокая, но при этом забывают, сколько за эти деньги учителю приходится работать. Если он ведет две ставки, тогда зарплата будет нормальной, а если, как молодые, одну, да еще и стажа пока нет у них, то зарплата получается низкая. И это мало привлекает в школу. Поэтому мы очень любим и ценим нашу молодежь, которая сегодня не только приходит работать в школу, но и остается здесь, понимая свое назначение в педагогике. У нас и биолог, и вожатая, и информатик – молодые учителя, а всего их в школе, если считать всех до 30 лет, 15%. И все в основном наши, местные. Иногородние, без жилья, приезжают очень редко.Есть у нас две незакрытые ставки – психолога и учителя музыки. В нашей области в школах ставки педагогов-психологов не сокращали, и мы этому очень рады. Потому что современной школе без них никак нельзя. Работа психолога видна и нужна в школе! Учителя с удовольствием пользуются помощью психолога в общении с детьми. Есть у нас и социальный педагог, без него тоже работать современной школе невозможно. Это молодая учительница, которая ведет историю и работает социальным педагогом. Что же касается учителя музыки, она у нас была, но вышла замуж и уехала, и мы, к сожалению, никак не можем найти ей замену. Выставляю вакансии и на биржу труда, объявления даем, надеемся, что найдем.Также мы активно сотрудничаем с высшими и средними профессиональными учреждениями: с Курским государственным университетом, с Кшенским социально-аграрным колледжем, который тоже готовит педагогов, с Рыльским педагогическим училищем. Наши выпускники, которые там обучаются, сначала приезжают к нам на практику, а когда заканчивают учебу, возвращаются к нам работать.Как определить, останется ли человек работать в школе и получится ли из вчерашнего выпускника хороший учитель? Не знаю, как так получается, возможно, и потому, что к нам много наших возвращается, и людей уже знаешь, но сразу видно, будет ли человек учителем, есть ли у него учительская хватка. Никогда не забуду, как ездила однажды в Москву на стажировку, и в поезде мы практически безошибочно определили, кто из нас учитель. То есть узнали коллег из других городов еще до знакомства – по глазам, по внешнему виду! И в школе так же получается: практически безошибочно определяешь, какой педагог получится. Я директором работаю 25 лет и все годы параллельно веду русский язык и литературу, учительство не бросаю. Наверное, потому, что не мыслю себя без детей, просто администратором, скучаю без нашей настоящей профессии.Виктор МИЛОВИДОВ, директор школы №51, Воронеж:- На мой взгляд, сегодня одна из самых серьезных проблем – это подобрать нужного учителя. Я, к сожалению, не всегда попадаю в точку, ошибки бывают. Иногда возьмешь человека на работу, а на самом деле лучше было бы его не брать. Если бы я был волшебником, без сожаления вернул бы некоторых за порог школы. Говорю все это, потому что стараюсь быть объективным. Хотя вроде бы и опыт работы немаленький, но ситуации бывают разные, к примеру, когда надо брать обязательно хоть кого-то, иначе ставка свободна, учителя нет, уроки вести некому.Особенно острой сегодня стала проблема подготовки молодых специалистов – вчерашних выпускников вузов. Часто их уровень не выдерживает никакой критики. Например, нам нужен был учитель математики, не могли найти довольно долго. Приходят вчерашние выпускницы, и завуч мой предлагает им побеседовать, а заодно и решить задачку, например, уровня С из ЕГЭ. Девушка сразу: «Нет, извините, я решать не буду». Ладно, это сложно, тогда предлагаем уровень B, но она и с ним справиться не смогла! Пришлось сказать до свидания. А был случай, когда учитель не смогла решить задачи уровня 5-6-го класса! У нас достаточно высокие требования, и даже из семи-восьми преподавателей математики, которые работают в нашей школе, в старшие, выпускные, классы я могу допустить только троих. По уровню их квалификации. Хотя я прекрасно понимаю, что учитель развивается, нарабатывает опыт, не стоит на месте, и я надеюсь, что с математиками когда-нибудь у нас будет, как с учителями русского языка и литературы. Наши филологи все могут работать в выпускных классах!Еще одна проблема – трудно найти учителя-мужчину. Их, к сожалению, и раньше было мало в школах, и сейчас немного. А мужчины школе необходимы! У нас примерно 830-840 учеников, а педколлектив – около 55 учителей. Среди них педагогов-мужчин шестеро: два учителя физкультуры, два – ОБЖ, один трудовик и я шестой. А молодых учителей – и женщин, и мужчин – всего человек 10, может, чуть больше.Если ко мне приходят трудоустраиваться молодой учитель – вчерашний выпускник и учитель в предпенсионном возрасте, я, наверное, все-таки предпочту молодого. Он, на мой взгляд, более перспективный. Хотя, возможно, сделаю так: с первым поговорю с молодым, но если пойму, что он человек неподходящий, буду думать. Не скажу, что сразу возьму пожилого, но буду думать! Сложно сегодня вчерашним выпускникам с математикой, информатикой и другими точными предметами, к сожалению. Не то что профессионала найти трудно, а даже просто знающего человека.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте