1 сентября, как всегда, в московские школы и детские сады придут выпускники городских педвузов и педколледжей. Как сделать так, чтобы они остались в образовательных учреждениях надолго, чтобы не разочаровались в выбранной профессии, чтобы преодолели все трудности, которые возникают, особенно на первых шагах, кто их поддержит, кто им поможет, кто о них позаботится? Об этом и многом другом свое мнение имеет первый заместитель председателя Московской городской организации Профсоюза работников образования и науки Марина ИВАНОВА.
В английском языке есть выражение fresh teacher, означающее не просто молодого педагога, а педагога со свежим взглядом, способного действительно менять в лучшую сторону школьную жизнь. Мы стремимся к обновлению школы и поэтому хотим, чтобы таких людей у нас было как можно больше. А чтобы подобрать соответствующие методы работы, нам необходимо понимать проблемы и мотивы молодых учителей. С этой целью МГО профсоюза был проведен социологический опрос молодых педагогов Москвы. Мы попытались выяснить, каковы мотивы у молодых, выбирающих профессию учителя, воспитателя, что привлекает их в работе педагога, что мешает работать, что вынуждает менять профессию.
Почти две трети опрошенных составили молодые учителя, четыре процента – воспитатели дошкольных учреждений. При этом более 65% опрошенных представляли возрастную группу до 25 лет, около 30% – 25-30 лет. Подавляющее большинство наших реципиентов – женщины (около 87 процентов), что вообще характерно для системы общего образования, хотя рост числа мужчин-педагогов в столичных школах все-таки наблюдается.
Что же определяет выбор профессии учителя (воспитателя) у молодежи?
Из семи предлагаемых анкетой формулировок почти половина опрошенных (около 47%) отдала предпочтение ответу: «Любовь к детям». Это говорит о том, что большинство молодых учителей имеют хорошую мотивацию к педагогическому труду.
Второе место в рейтинге (около 31%) получил ответ: «Технический вуз меня не интересовал». И это тоже соответствует настроениям сегодняшней молодежи при выборе профессии. К сожалению, «понимание, насколько важна профессия педагога», занимает всего лишь третье место в рейтинге.
Интересно, что такой приоритетный для большинства ровесников мотив, как «Возможность построить карьеру», молодые педагоги ставят лишь на четвертое место (около 19% ответов). В данном случае можно предположить не только низкий уровень карьерных претензий в исследуемой среде, но и невысокие карьерные ожидания, связанные с реальным положением педагога в нашем обществе.
Вызывает известный оптимизм, что ответ «Легкость поступления в вуз» в качестве мотива дали лишь около 17% опрошенных. Пример любимого учителя, совет родителей (по 16%) также не стали определяющим стимулом для молодых. О чем это говорит: о падающем авторитете учителей и родителей или о самостоятельности молодых?
Интересная, живая работа – вот самое важное, что привлекает, по словам молодых, их на работу в школе, таковы ожидания молодых специалистов, во всяком случае большинства из них – 68%.
Как вы думаете, а каков второй по важности приоритет молодых учителей? Все просто – удобный график работы (свыше 65%), хорошо оборудованный кабинет и оптимальная нагрузка (52%), помощь и понимание старших коллег и коллег-ровесников, поддержка руководства (48%), ощущение своей полезности, налаживание контактов с учениками, возможные сложности с родителями и другое.
Надо сказать, что ожидания эти во многом оправдались. Судя по ответам, молодые нашли в основном и поддержку коллег, и помощь руководства, и понимание своих проблем, и получили удобное расписание, и почувствовали свою полезность. Все эти ожидания сбылись больше, чем у двух третей молодых специалистов. Гораздо меньше проблем, чем ожидалось, возникло в общении с родителями (только у 36%). Это плюс, а к минусам можно, несомненно, отнести несбывшиеся надежды на помощь наставников (они реализовались только у одного из трех молодых), на ознакомление с уставом, колдоговором, правилами внутреннего распорядка, традициями учебного заведения – только 40% смогли реализовать это пожелание.
Все эти негативные моменты, с нашей точки зрения, должны быть учтены руководством и профсоюзными комитетами учреждений образования в работе с молодыми специалистами. Это, несомненно, увеличит долю молодых педагогов, которые считают себя полноправными членами трудового коллектива. Сейчас такими ощущают себя около 54 процентов, в то время как свыше 40 процентов опрошенных не уверены в своей полноправности.
Почему молодые педагоги уходят из образовательных учреждений?
Как и следовало ожидать, большинство уходящих не устраивают оплата труда (56%) и невысокий престиж работы (48%), так что у руководителей в сфере образования и у Правительства Москвы есть большой ресурс в плане закрепления специалистов в системе образования.
Настораживают ответы в третья позиция этой части анкеты – «Сложные отношения в трудовом коллективе и с администрацией» и 41 процент ушедших и по этой причине, которые нужно расценивать как серьезный звонок. Можно было бы подумать и о перспективах карьерного роста молодых, поскольку почти четверть педагогов называют отсутствие таких перспектив причиной увольнения.
В то же время радует сравнительно невысокая доля учителей и воспитателей, жалующихся на «профессиональное выгорание». Меньше ожидаемого и процент педагогов, недовольных конфликтами с родителями и учениками, – 20%.
Каковы дальнейшие планы молодых специалистов?
Больше половины (около 55%) собираются продолжать педагогическую деятельность. Еще около 20% намерены либо остаться в системе образования на педагогических должностях, либо заняться научной деятельностью. Вместе с тем обращает на себя внимание факт, что каждый пятый все же планирует в ближайшем будущем уйти из системы образования в коммерческие структуры, а значит, нам надо активно заниматься мотивацией молодых специалистов к педагогическому труду.
Комментарии