Знакомство с Сергеем Эдидовичем Гутсайтом в Павловске складывается как бы невольно, независимо от его на то согласия. Подъезжая к станции, всякий пассажир обращает внимание на затейливые строения в русском стиле, знаменитые, наверное, на всю страну после того, как сам Президент России однажды отмечал здесь, в ресторане «Подворье», свой день рождения. А если кому непонятно, что за терема стоят, местные жители тут же все объяснят. И непременно расскажут, какие необыкновенные пироги выпекаются в этом ресторане, как вкусны обеды и все, что остается в котлах и кастрюлях, хозяин велит отдавать бесплатно людям, специально приходящим теперь к дверям кухни.
Бросается в глаза и само здание вокзала, восстановленное и свежевыкрашенное тоже на средства Гутсайта.
– Он и свой собственный домик перестроил так интересно, необычно, что многие архитекторы восхищаются. А школу его видели? – обязательно спрашивают местные жители новичка. Частные рестораны, павильоны и оригинальные собственные дома – это для нас теперь привычно. Но школа!
Основной ориентир, по которому ее можно отыскать, – остатки крепости, возведенной здесь по приказу императора Павла I. Главная башня ее официально называется БИП, что в просторечии расшифровывается как Башня Императора Павла. Грозный силуэт ее царит над окрестностями, отсылая нас куда-то в европейское Средневековье, и уж никак не может ассоциироваться с традиционными представлениями о школьном здании. Собственно, школа рядом. Но и она ничем не напоминает учебное заведение. Уютная дачная усадебка, принадлежавшая когда-то семье Брюлловых, реставрирована и аккуратно расширена так, чтобы пристройка не нарушала общего стиля. В новом крыле расположены комфортабельные спальни, потому что учебное заведение, которое тут расположилось, интернатного типа. Четыре десятка мальчиков – два учебных класса – сейчас живут и учатся здесь постоянно. Как говорится об этом в школьном путеводителе, «…В 1996 году усилиями известного петербургского предпринимателя и мецената С.Э.Гутсайта на территории Павловского парка и прилегающей к нему Мариентальской долины начался процесс реставрации и возрождения исторических памятников, объединенных в общий проект «Культурно-образовательный комплекс. Школа им. А.М.Горчакова». В настоящий момент завершена реставрация Павловского музыкального салона (Круглый зал), где с 1998 года еженедельно организуются музыкальные вечера для жителей Павловска. Сердцем проекта выступает школа им.А.М.Горчакова…».
Сердцем проекта школа названа совсем не для красного словца. Столько любви и заботы, столько внимания, сколько уделяет этому учебному заведению Сергей Эдидович, не достается, пожалуй, даже сети ресторанов, которые приносят меценату основной доход. Школа сразу задумывалась как элитная, да что там – просто самая лучшая в мире! Школа сбывающейся мечты. Проектировать и обсуждать ее Гутсайт с самого начала считал возможным только с лучшими педагогами, с людьми самыми компетентными в области образования. Такими, например, как бывший председатель соответствующего комитета мэрии, доктор педагогических наук, профессор Олег Ермолаевич Лебедев. Уж он-то прекрасно знает всех самых творческих, неординарных организаторов и всех чудаков, бесконечно преданных детям и умеющих их учить. К счастью, на ниве просвещения таких донкихотов всегда находится немало. У них никогда не было денег, не было материального ресурса, который позволял бы осуществить самые заветные мечты. А тут вдруг приходит человек, который говорит, что согласен финансировать любые предложения, если они направлены на создание идеальных условий для развития и обучения детей. Можно представить себе, какое вдохновение, какой полет педагогической фантазии поселились здесь с первых же дней! Понятно, что кроме программы, соответствующей образовательным стандартам, воспитанникам надлежало дать хорошее музыкальное и художественное воспитание, отличную спортивную подготовку. Но особый энтузиазм вызывала идея попытаться открыть им весь мир так, чтобы каждый мог не только на картинках увидеть, скажем, египетские пирамиды, но потрогать их своими руками, ощутить таинственную энергетику. Собственными глазами прочесть надписи на Дельфийском храме в Греции, посетить знаменитые тибетские монастыри.
Широчайшую программу образовательных путешествий молодые педагоги так насытили содержанием, что многочисленные поездки, которые стали обязательной частью учебной программы, превратились в увлекательную, но очень напряженную работу. А после того, как возглавить школу согласилась доктор педагогических наук, профессор Елена Ивановна Казакова, школа и вовсе превратилась в маленькую педагогическую лабораторию, где каждый этап жизни, каждый результат отслеживается грамотно и внимательно, бесстрашно называются своими именами ошибки, подробно обсуждаются трудности. А проблем тут тем больше, чем выше требования. Заявив сразу, что школа задумывается как действующий памятник Пушкинскому Лицею, как современная версия этого учебного заведения, авторы взвалили на себя огромную ответственность. «Царскосельский лицей, воспитавший целую плеяду блестяще образованных российских государственных и общественных деятелей, заслуживает гораздо большего, чем быть просто фактом истории и музейным объектом», – считают они. И с первых дней существования школы присваивают ей имя А.М.Горчакова.
Выбор имени исторического покровителя не случаен, пишут авторы в самом первом своем буклете, изданном после того, как был набран первый пятый класс из 18 мальчиков. Шестьдесят лет прослужил А.М.Горчаков в Российском министерстве иностранных дел, из них 25 на посту министра, а в 1867 году стал последним в российской истории государственным канцлером. Школа им. А.М.Горчакова разместилась в непосредственной близости от того места, где когда-то помещался приют для малообеспеченных, но подающих надежды детей. Сегодняшние ученики (18 мальчиков), без сомнения, принадлежат к малообеспеченным семьям российском интеллигенции и, по мнению педагогов, подают серьезные надежды. Надежды на то, что ими во всей полноте будут реализованы жизненные программы, девиз которых «Образованность. Ответственность. Нравственное служение Отечеству». Школа реализует авторские образовательные программы, которые выступают закономерным развитием программ Царскосельского лицея, помноженным на безграничные возможности современного открытого образования.
Оценивать работу школ после первых семи лет ее существования, конечно, еще рано. Нынешней весной первые одиннадцатиклассники – те самые 18 мальчиков из малообеспеченных семей российской интеллигенции – сдадут выпускные экзамены. Этот первый набор проводился в наиболее удаленных уголках области – Подпорожье, Лодейном Поле, где учителей всегда не хватало, а преподавателей такой квалификации, какая нужна, чтобы подготовить абитуриентов к поступлению в престижные вузы, никогда и не было. Приглашая первых пятиклассников, приходилось, однако, не столько отбирать, сколько радоваться, если мама – учительница, медсестра или библиотекарь – соглашалась рискнуть, отдать ребенка в неизвестную и тогда еще не вполне обустроенную школу, поверив вдохновенным проектам и обещаниям. Главные критерии, которыми руководствовались тогда педагоги, – чтобы ребенок любил читать и умел хоть как-то размышлять о прочитанном. И второе – чтобы он не боялся перспективы жить вдали от семьи, в среде таких же, как он, ребят. Кстати, второе условие оказалось как раз совсем не простым. Проблема не только в том, что впечатлительному одиннадцатилетнему мальчику бывает трудно оторваться от родных, но и в семье с его отсутствием может начаться развал. Один такой случай уже был, и человеку пришлось вернуться домой.
Надо сказать, что букет проблем, которые стали выявляться в такой школе, во многом нов и необычен. Каждая – повод для отдельных размышлений, и касается это не только проблем детских, но и учительских, и родительских. За эти годы Елене Ивановне Казаковой пришлось расставаться и с очень сильными педагогами, и с теми, кто откровенно «не тянул». Причины разные. А коллектив, который сейчас сложился, состоит в большой мере из кандидатов наук, преподавателей университетов, совмещающих основную работу в вузе с работой в школе. Так достигается открытость маленькой уединенной школы новейшим идеям и теориям, постоянное развитие, совершенствование самих преподавателей, а вместе с ними – ребят.
Победы на конкурсах, олимпиадах, высокие показатели во время тестирования, многочисленные творческие работы позволяют надеяться, что этот, первый, выпуск будет очень сильным. А двоих ребят уже сейчас учителя единодушно называют по-настоящему талантливыми людьми. Что было бы с ними без этой школы, как могла бы сложиться судьба, даже думать не хочется. Не говоря уж о том, что хорошего образования достоин каждый ребенок из тех, кто не попал под покровительство Гутсайта.
Второй набор – эти 19 мальчиков сейчас в седьмом – шел легче. Школа приобретала авторитет. Родители взахлеб рассказывали соседям, в какие сказочные условия попали их дети. А сами мальчики во время каникул убедительно демонстрировали дома друзьям свои достижения. Слухи о необыкновенном учебном заведении вышли за переделы Павловска, Подпорожья и Лодейного Поля. Появились желающие попасть сюда из других уголков. Возник своеобразный конкурс. И сегодняшние семиклассники здорово отличаются от первого набора. Но и хлопот с ними больше. А грядущее, уже третье поколение горчаковцев, которое сейчас только формируется и сядет за парты в сентябре 2006-го, обещает быть не похожим ни на второе, ни на первое. И это тоже хороший повод для исследования. Меняется жизнь в дальних уголках, меняются дети.
Как и какие новые проблемы ждут школу в связи с этим? Правильно ли, например, сохранять строгий «мужской профиль», не стоит ли начать учить здесь и девочек? Именно этот вопрос остро обсуждался в споре Сергея Эдидовича с кандидатом психологических наук Сергеем Леонидовичем Братченко, когда я впервые увидела легендарного мецената лично. О нем так и сказали: застать Гутсайта легче не в его ресторанах и не на многочисленных стройках, которыми он тоже занимается очень придирчиво и дотошно, а в школе. Там без его личного участия не решается ни один серьезный вопрос.
Но озабочен Гутсайт не только судьбами горчаковцев. Во время нашего разговора заглянул на минутку тренер уличной футбольной команды. «Я понял, что детский спорт в Павловске нуждается не столько в новых спортивных залах и стадионах, сколько в добросовестных наставниках-тренерах. Теперь плачу им за каждого воспитанника. Понимаете, не стабильный оклад и не за часы тренировок, а за каждого ребенка, который занимается. Очень эффективно!»
Кроме детского спорта его всерьез занимает вопрос, как увлечь детей чтением. Если я правильно понимаю ситуацию, в Павловске скоро может стать очень популярной детская читательская лотерея. Идея Гутсайта проста: мудрые библиотекари, умеющие определить, прочитал ребенок книжку внимательно или только полистал, за каждую прочитанную будут выдавать лотерейный билет. А призы должны разыгрываться нешуточные: роликовые коньки, велосипеды, мобильные телефоны. Так, смотришь, и приохотятся к книжкам некоторые ребята всерьез.
Есть идея, касающаяся помощи знаменитой детской клинике, расположенной в Павловске. И кое-какие еще. Например, создание здесь клуба попечителей детства. Сам Сергей Эдидович считает, что неспособен этот клуб создать. Тут особый талант нужен. Мне кажется, он такого человека найдет. Непременно!
Нина ПИЖУРИНА
Санкт-Петербург – Павловск
Комментарии