search
main
0

Молодо выгляжу – потому и трудно! Начинающие педагоги Воронежской области ответили в своих анкетах на самые насущные вопросы учительского бытия

Опросы и анкетирование – дело очень интересное. Во-первых, потому что дает возможность сравнить твое собственное мнение с обобщенным мнением какой-нибудь группы населения. Во-вторых, «статистика», о которой упоминал Марк Твен, призвана не следить за общественным мнением, а формировать его. За тем, как это делается, тоже очень интересно наблюдать. Ну и, в-третьих, объективные результаты опросов все-таки помогают понять, какие переживания та или иная группа населения испытывает: довольна ли она своим житьем, хватает ли ей денег, лежит ли она вечером около телеэкрана или рисует плакат для завтрашнего протестного митинга.

Воронежский обком Профсоюза работников народного образования и науки РФ тоже проводит свое анкетирование – ежегодное, и уже на протяжении четырех лет. Респонденты – молодые учителя, чей стаж работы не превышает трех лет, участники учебно-методического сбора «Школа молодого педагога». В 2018 году на вопросы анкеты ответили 110 человек. Результаты оказались очень интересными, тем более есть с чем сравнивать.Молодым учителям задали шесть вопросов, на некоторые предлагалось несколько вариантов ответов – выбрать можно было больше одного или добавить свой ответ, если не нашли подходящего. Так, на вопрос, с какими трудностями вы столкнулись, придя работать в школу, 59 человек выбрали ответ «низкая заработная плата». По 24 голоса набрали ответы «трудности во взаимоотношениях с учениками» и «трудности во взаимоотношениях с родителями». На третьем месте – «отсутствие жилья» (21 голос). Также в первой «шестерке» ответов оказались: «невозможность устроить личную жизнь» (20), «отсутствие наставника» (19), и по 14 голосов набрали ответы «высокая оплата съемного жилья» и «отсутствие уверенности в завтрашнем дне».Для сравнения. В прошлогоднем анкетировании (обрабатывалось 103 анкеты) в первой тройке были ответы про низкую заработную плату (43), отсутствие наставника и отсутствие жилья (по 34 ответа в обоих случаях), а места с четвертого по шестое заняли ответы про высокую оплату съемного жилья (27), трудности во взаимоотношениях с родителями (22), и по 19 голосов набрали ответы «трудности во взаимоотношениях с учениками» и «невозможность устроить личную жизнь». Об отсутствии уверенности в завтрашнем дне в прошлом году высказались 13 молодых учителей.Для информации. Если кто-то подумает, что на «Школу молодого педагога» приглашают одних и тех же учителей, он будет не прав. Каждый год на сбор приезжают новые участники, повторно сюда можно попасть только за особое отличие и уже в роли кураторов групп. Но анкеты заполняют только приехавшие впервые.Вернемся к трудностям нынешнего года. 10 человек отметили невозможность «творческой самореализации в соответствии со своими интересами», 9 педагогов – «трудности во взаимоотношениях с коллегами». Далее голоса распределились так: трудности в получении льготного отдыха (6), в доступности юридической помощи (5), а также угроза потерять работу (5). Нашлись и те немногие, кто ответил, что не испытал никаких трудностей, придя работать в школу, таких оказалось шестеро! Было еще несколько ответов не из предложенного перечня, их респонденты дописывали в анкетах от руки. Три человека указали на огромный объем бумажной работы, двое – на недостаток опыта, по одному человеку заявили о «многозадачности», о «проблемах с инвентаризацией», о «сложностях с набором детей в сельскую школу» и об «очень большой нагрузке в первый год работы». Самый философский ответ оказался таким: «Осознание тщетности бытия и исторического пути отечества и его системы образования».В прошлом году среди предложенных самими педагогами ответов про трудности были: бумажная волокита, возросшие требования к учителю, временное трудоустройство вместо постоянного, трудности во внедрении нового, «часто приходится выполнять работу не по специальности», «отсутствие уважения со стороны родителей, которые младше меня», «трудно добираться до места работы в соседнее село», «трудно убедить родителей в необходимости обучения ребенка в учреждении дополнительного образования». Также в ряду трудностей было «отсутствие доплаты на питание» и «молодо выгляжу!».На вопрос анкеты, чувствуете ли вы себя уверенно в учительской профессии, 85 учителей ответили: «Да!» (В прошлом году таких было только 69.) Семь человек высказались отрицательно (в прошлом году было двое), еще 18 ответили: «И да, и нет». Объяснения своим сомнениям дали такие: «Мало опыта», «Нет наставника, не к кому обратиться со своими проблемами», «Боюсь навредить детям и сделать что-то не то», «В начале года уверенность была, но из-за количества нагрузки уверенность и желание работать начали угасать».О нагрузке, количестве часов, стаже и сумме заработной платы молодых педагогов тоже просят рассказать в отдельном вопросе. Тех, кто не захотел ответить, оказалось 13 человек, остальные постарались быть откровенными. Максимальная нагрузка среди указанных составила 36 часов. Стаж работы при этом один год, а зарплата – 23 тысячи рублей. За 35 часов при стаже работы до одного года зарплаты разнятся – от 15 тысяч рублей до 20 тысяч. Педагоги со стажем работы в три года и нагрузкой 32‑33 часа «плюс внеурочка и классное руководство» получают 20‑22 тысячи рублей «на руки». Был и такой ответ: «Работаю 2,5 года, получаю за 18 часов 18 тысяч рублей в одной сельской школе и за 14 часов – 7 тысяч в другой». Жаль, не написал отвечавший, сколько в месяц тратит на оплату проезда.Обычная ставка, как оказалось, тоже не везде одинаково оплачивается. За 18 часов можно получать 7070 рублей, или 9000, или 15000, а можно даже 24 тысячи рублей. Но это уже несказанно повезло, особенно если учесть, что стаж работы при этом составляет один год. Обычно 25 тысяч – это зарплата за такую примерно нагрузку: «ставка учителя начальных классов плюс индивидуальная работа с особенным ребенком, плюс полставки ГПД и 7 часов кружковой работы», все при стаже в 2,5 года. Максимальной зарплатой стала сумма в 29 тысяч рублей при стаже 1,5 года за нагрузку «20 часов, классное руководство и 8 часов «внеурочки». Минимальная среди указанных зарплата в 7070 рублей за 18 часов при стаже в полгода.Интересными оказались ответы на вопрос «Столкнулись ли вы с чем-то новым, работая в школе, что не преподавалось в вузе и о чем вам не говорили на лекциях и семинарах во время обучения?». 40 человек ответили, что ничего нового, что бы не преподавалось в вузе, они в школе не увидели (в прошлом году таких было 23). Зато для 60 молодых педагогов все оказалось новым, «лекции и практика не совпадали». Десять человек на этот вопрос решили не отвечать. Самым интересным, конечно, стали комментарии, которые всем респондентам предлагалось оставить при ответе на этот вопрос.12 человек написали, что новым стало заполнение документов и ведение электронного журнала. Электронные дневники вызвали трудности у пятерых. Девять человек написали, что в вузе им не говорили о том, как правильно вести себя при работе с «трудными» родителями. Работа по ФГОС вызвала затруднение у семерых, работа с детьми с ОВЗ – у двоих. Вот полностью некоторые комментарии:- Заново знакомилась с ФГОС в школьной программе, училась заполнять журнал и все отчеты, училась заполнять электронный журнал, учусь до сих пор общаться с родителями учеников, для меня это очень трудно.- Я столкнулась с глупостью и необразованностью родителей, а еще с рамками закона, в которые «заключен» учитель.- Совмещение ставок и невозможность полноценной оплаты, мало выходных, иногда и воскресенье рабочее, нет методдня.- Не учили тому, как работать с трудными подростками, которые матерятся на уроках и ничего не хотят делать.- Столкнулась с «дедовщиной» со стороны некоторых учителей с большим опытом работы.- Новое – это ФГОС, а еще мне пришлось руководить детской организацией, а я не была к этому готова. Пришлось учиться с нуля.- Столкнулась с новым – критерии выставления оценки, а во-вторых, поддержание дисциплины в классе нетрадиционными методами.- Заполнение журналов, составление рабочих программ, ведение родительских собраний, в вузе мало внимания уделялось тому, как регулировать дисциплину.Самым оригинальным мне показался такой ответ: «В вузе было очень мало занятий, где учили каллиграфическому письму». Как видите, требования к вузу растут.Последний вопрос, точнее, он стоит первым в анкете, но именно им хочется закончить, звучит так: «Почему вы выбрали профессию учителя?» 21 молодой учитель ответил двумя словами: «Люблю детей», – и такой ответ очень радует. Но есть и другие ответы, тоже очень интересные. 11 человек написали, что продолжают учительскую династию. 17 – что эта профессия была их мечтой с детства. Восемь человек признались, что это было «спонтанным решением». «Люблю предмет и детей» ответили шесть педагогов. Просто любят свой предмет пятеро, столько же считают учительскую профессию интересной. Четверо написали примерно так: «Это не только мечта с детства, но еще и любовь к детям, тяга к чему-то новому, а учитель – это всегда новое!» Еще четыре человека считают свою профессию перспективной, и у стольких же появилось желание попробовать себя в роли учителя. Своим призванием учительскую профессию назвали три человека. Еще трое написали, что настоящее желание стать педагогом появилось у них после прохождения педагогической практики. Двое – что хотят походить на свою любимую учительницу, еще двое – что хотят быть полезными обществу и передать знания новому поколению.Ну и в заключение цитаты, которые чем-то зацепили (удивили, рассмешили и т. д.):- Это профессия выбрала меня, а я хотела стать переводчиком! Теперь не жалею.- Нравится школьная атмосфера, люблю командовать людьми.- Выбрала профессию учителя, потому что я добрый человек и хочу научить этому современных детей. На своем примере хочется показать, что должно цениться в людях.- Мама посоветовала.- Работая учителем, ты всегда будешь оставаться молодым. Будучи учителем, ты всегда будешь учиться новому, развиваться.

– Вообще профессию учителя выбрал случайно, но любовь к детям смягчила удар судьбы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте