search
main
0

Молодо-учено

​Мария САФРОНОВА, кандидат психологических наук, и. о. председателя совета молодых ученых Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ):

– При МГППУ с 2004 года   работает Центр учебно-методического сопровождения молодых специалистов  – педагогов-психологов. В целом в течение первых трех лет до 60% молодых специалистов уходят работать в другие сферы, в то время как слушатели программы постдипломного сопровождения, включенные в совместную работу с наставниками,  остаются работать в системе образования.Существует распространенное мнение, что уход  молодых специалистов связан с низкой заработной платой. Безусловно, важно иметь достойную заработную плату, но материальный стимул недостаточное условие для осуществления профессиональной деятельности. Я считаю, что важно создавать условия (профессиональную среду) и инфраструктуру, которые позволят достигнуть высокого уровня практической подготовки молодых специалистов и получить высокие научные результаты.МГППУ реализовал инновационную образовательную программу «Формирование системы психологического образования в университете как базовом ресурсном центре практической психологии» в 2007-2008 годах, в  2011 году получил сертификат соответствия системы менеджмента качества МГППУ международному стандарту ISO 9001:2008. Все это позволило университету создать условия и инфраструктуру для подготовки и развития молодого специалиста как в области практической деятельности, так и для дальнейшей научной карьеры.Система постдипломного образования и адаптации молодого специалиста в практической психологии включает интернатуру, квалификационное испытание на соответствие занимаемой должности (педагог-психолог) и процесс постоянного повышения квалификации. На базе Центра учебно-методического сопровождения молодых специалистов (педагогов-психологов) разрабатывается программа интернатуры для бакалавров (педагогов-психологов) продолжительностью один-два года. В настоящее время разработано квалификационное испытание на соответствие занимаемой должности (педагог-психолог), которое необходимо пройти молодому специалисту в течение первых трех лет после завершения обучения. Этот «экзамен» разработан в соответствии с международными стандартами лицензирования на право ведения самостоятельной профессиональной деятельности на основе опыта США и других европейских стран. По выявленным у молодого специалиста в ходе квалификационного испытания профессиональным проблемам возможно повышение квалификации на базе центра и университета.В МГППУ созданы два института: Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования и Институт экстремальной психологии. В университете работают 20 научно-исследовательских лабораторий по проблемам профилактики безнадзорности и сиротства, девиантного поведения, профессионального консультирования, готовности к школе, ювенальных технологий, психологии здоровья и другим. Городской ресурсный центр одаренности Московский городской центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек,  три научно-образовательных центра проводят фундаментальные исследования в области нейрокогнитивных исследований (МЭГ-Центр), нейробиологической диагностики наследственных психических заболеваний детей и подростков и экспериментальной психологии.Студенты и аспиранты работают в исследовательских коллективах и пишут квалификационные работы под руководством ведущих ученых.В центрах разработаны практикумы для студентов, аспирантов и специалистов. Например, в центре экспериментальной психологии можно овладеть инструментальными методами современной психологии, в частности узнать о работе системы видеорегистрации и анализа поведения людей в реальных ситуациях общения и деятельности. В центре когнитивных исследований – ознакомиться с работой уникальной магнитоэнцефалографической системы.Стажировки проводятся в рамках четырех международных магистерских программ на факультете психологии образования:     Психология развития (руководители Л.Обухова, А.Н.Перре-Клермон (Швейцария).    Психология и педагогика развития дошкольников (руководители И.Бурлакова, П.Хаккарайнен (Финляндия).    Педагогика и психология воспитания учащихся (руководители В.Гуружапов, П.Лучисано (Италия).    Школьная психология (руководители И.Дубровина, Р.Стаматов (Болгария).Молодым ученым важно иметь возможность получения финансовой поддержки их научных проектов. С одной стороны, наши молодые ученые подают самостоятельные исследовательские заявки, например, два наших кандидата психологических наук получили грант Президента Российской Федерации: Е.Александрова – «Индустриальная культура и культура традиционная: особенности взаимодействия в условиях глобализации» (2007) и А.А.Демидов – «Микродинамика межличностного восприятия» (2009). Студенты и аспиранты как молодые исследователи также участвуют в работе научных коллективов по проектам, получающим гранты.С другой стороны, МГППУ поощряет научно-исследовательскую деятельность студентов психологических факультетов вузов РФ. В 2011 году был проведен первый Всероссийский конкурс на присуждение именных стипендий в следующих областях: педагогической психологии – им. В.Давыдова; возрастной психологии – им. Д.Эльконина; психологии развития (дошкольный возраст) – им. Л.Венгера; социальной психологии – им. А.Петровского,  получены 170 заявок из 48 городов и 68 вузов РФ, одна –  из Казахстана. По результатам рассмотрения заявок конкурсной комиссией МГППУ поддержаны 6 проектов на 2011 год.Поскольку результаты проведенного исследования нужно разделить с профессиональным сообществом, в университете существует добрая традиция проведения ежегодных научных конференций и научных школ для молодых ученых.В 2011-м под эгидой Департамента образования проведена X юбилейная  межвузовская ежегодная научно-практическая конференция «Молодые ученые – нашей новой школе, состоялась XII ежегодная зимняя психологическая школа «Одаренные дети: выявление, развитие, поддержка».Второй год МГППУ совместно с Международным обществом культурно-деятельностных исследований (ISCAR) проводит Международный летний университет для аспирантов. В 2010 году в работе школы приняли участие шесть зарубежных профессоров из Италии, Великобритании, Финляндии, Германии, представили свои диссертационные исследования 18 аспирантов из 11 стран (Австралии, Бразилии, Великобритании, Германии, Сербии, США, Финляндии, Китая, Мексики, Нидерландов, Швейцарии) и 10 аспирантов из России. В этом году II Международный летний университет ISCAR «Теоретические проблемы культурно-исторической психологии в контексте современной социальной практики» (проект РГНФ 11-06-14056г) пройдет с 26 августа по 1 сентября.Работа по проведению научного исследования завершается написанием научной статьи. В МГППУ по результатам конкурса именных стипендий и ежегодных конференций и школ издаются специальные выпуски научных журналов, в которых молодые ученые пишут статьи в соавторстве с профессорами. МГППУ издает пять журналов, рекомендованных ВАК (psyjournals.ru), специальные выпуски со статьями молодых ученых выходят в журналах «Психологическая наука и образования» и «Культурно-историческая психология».При этом даже самые идеально созданные условия и инфраструктура не приведут к достижениям и результатам, важно, чтобы молодые ученые сами проявляли активность и инициативность, в совместной деятельности с наставниками и научными руководителями воплощали практические и научные проекты. Алексей ЗАГАЦКИЙ, председатель студенческого совета МГПУ:туденты считают, что непрерывная педагогическая практика (НПП) – важный этап профессионального становления,  и в большинстве своем заинтересованы в прохождении этого вида производственной практики. Методическую помощь пятикурсникам в этом вопросе оказывают профессорско-преподавательский состав университета, методисты кафедр, руководители педагогических практик. Более 70%  выпускников педагогических вузов остаются работать в тех школах, где проходили НПП. Однако директора школ и завучи очень часто рассматривают пятикурсников как молодых специалистов, на которых перекладывают неосновную работу: внеучебные мероприятия, работу с отстающими учениками. Из-за этого часто возникают  проблемы с предоставлением учебных отпусков, с подготовкой старшеклассников к ЕГЭ.В соответствии с аккредитационными показателями вуз должен располагать достаточным количеством мультимедийных аудиторий и аудиовизуальных средств обучения. В МГПУ оборудованы 58 компьютерных  классов со свободным выходом в сеть «Интернет». В учебном процессе используются программные продукты фирм  Adobe, Autodesk, англо-русский электронный словарь Lingvo 9.0, математические  расчетные, визуализационные и аналитические  пакеты Mathematica, Maple, MathCad. В настоящее время в университете есть 91 стационарная мультимедийная аудитория, 18 из них оснащены интерактивными досками. В Институте иностранных языков и Институте педагогики и психологии образования оборудованы лингафонные кабинеты, а Институт естественных наук располагает уникальной установкой 3D-технологий для создания аудиовизуальных эффектов и моделирования.Необходимо отметить, что студенты МГПУ участвуют в проектах Intel, имеют  грант по подготовке мультимедийных пособий. Однако применение на практике в учебном процессе умений и навыков затруднено недостаточной технической оснащенностью московских школ, а в некоторых  случаях и полным его отсутствием. Студентам преподают дисциплины с учетом уровня материально-технической базы вуза, в то время как в школах города отсутствуют не только интерактивные доски, но и компьютеры в кабинетах.Нежелание педагогов с большим стажем поддержать молодых специалистов в их инновационной деятельности создает в школе обстановку, когда выпускник педуниверситета оказывается  в изоляции и теряет способность реализовать свои проекты на практике.После окончания педвуза молодой специалист оказывается в сложной ситуации выбора концепции преподавания: между тем, что ему преподавали в вузе, и тем, с чем он сталкивается в школе. При учебной нагрузке  молодые специалисты вынуждены в связи с «окнами» находиться в школе до 30 часов в неделю, что приводит к появлению проблемы психологического выгорания. Нередко молодым учителям предлагают работу в более сложных старших классах, что порождает  конфликтные ситуации.Сегодня оплата  труда  молодых педагогов – выпускников  педвузов низкая. До настоящего времени выпускникам МГПУ присваивался разряд. Основанием для его присвоения становились  результаты непрерывной педагогической практики, стаж работы в школе и, конечно же, успеваемость в вузе. С принятием новой системы оплаты труда (НСОТ)  уровень подготовки сегодняшнего выпускника при трудоустройстве определяет только директор школы. В связи с прекращением присуждения разряда по итогам  окончания вуза выпускник не заинтересован в успешном прохождении непрерывной педагогической практики.Для подготовки  будущих руководителей педагогических учреждений   необходимо использовать потенциал студенческого самоуправления, в деятельности которого помимо основных навыков, полученных в процессе учебной деятельности, студент на практике реализует  свои организаторские и управленческие способности, учится  работать в команде, взаимодействовать  с общественными организациями и органами исполнительной власти города.Предполагалось, что в каждой школе к молодому специалисту прикрепляется наставник (мастер производственного обучения). Мы не можем говорить о финансировании этого института, было ли это оплачиваемо или было общественным поручением, но подобная  инициатива не была реализована в должной мере. Как следствие  молодые педагоги объединились в советы в каждом округе, в связи с чем существует  необходимость создания общегородского совета наставников, в рамках которого молодые специалисты смогут не только обмениваться опытом, но и получать консультации более опытных педагогов. В некоторых педагогических коллективах трактуют  понятие наставничества как постоянный жесткий контроль и давление на молодого специалиста, в то время как главная задача педагога-наставника – оказывать помощь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте