search
main
0

Молодо, но не зелено

Студент филологического Московского педагогического государственного университета Сергей Валюгин стал победителем конкурса «Учитель года Москвы-2009» в номинации «Педагогический дебют». Он человек серьезный и учитель, несмотря на молодость, отменный, а еще очень творческий педагог. Ведь и работает он, совмещая учебу, тоже в очень творческой школе – №1318 «Московская международная киношкола». Из стен этой школы вышли многие известные ныне артисты театра и кино, например, сестры Кутеповы, с успехом играющие в театре выпускника МПГУ Петра Фоменко. Остается ожидать, что и кто-то из учеников Сергея Валюгина скажет свое весомое слово в отечественной культуре, ведь он учит их владеть русским языком, о котором говорит всегда интересно и с увлечением.

усский язык для нас родной, такой знакомый с детства. Именно на этом языке мы произнесли когда-то наши самые первые слова – «мама», «папа», а кто-то и слово «дай!». Это наиболее знакомый нам язык, но в то же время и совсем незнакомый. Осваивая язык не методически, через погружение в языковую среду, мы получаем огромное количество информации, можем использовать огромное количество методов и приемов, но чаще всего мы их используем неосознанно, не придавая этому значения. Чем старше мы становимся, тем больше неразгаданных тайн остается для нас в нашем родном языке. А ведь если мы овладеем им в полной мере, это станет серьезным подспорьем и помощью для каждого из нас, чем бы мы ни занимались. Поэтому, на мой взгляд, так важны уроки русского языка в школе. На них мы должны детей не просто учить писать и читать без ошибок, но и осваивать, открывать еще пока неизвестные им стороны родного языка.

В настоящее время для учеников средней общеобразовательной школы наибольшую проблему представляет неспособность своими собственными силами представить те данные, что они получают на уроках, в стройную систему. Соответственно такая бессистемность знаний приводит к достаточно плачевным результатам при попытках сдачи государственных экзаменов за 9-й и 11-й классы средней школы. В связи с этим деятельность педагога должна быть направлена на установку связей между полученными знаниями и систематизацией их. Если говорить о русском языке как школьном предмете, то здесь картина мрачная. Как мне кажется, это связано с тем, что долгое время для большинства русскоязычного населения знание русского языка приравнивалось к умению грамотно и без ошибок написать под диктовку чужой текст или же создать свой собственный текст. И выпускные экзамены по русскому языку (изложение с элементами сочинения в 9-м классе или сочинение в 11-м классе) в основном проверяли только орфографические, пунктуационные и стилистические навыки. Теперь же ситуация кардинальным образом изменилась: для успешной сдачи экзамена по русскому языку (ГИА и ЕГЭ) знание орфографии и пунктуации уже не играет той основополагающей роли. Здесь уже выходит на первый план знание всех областей предмета. Этому можно радоваться, это можно ругать, но сегодня мы обязаны учитывать эти требования при изучении предмета.

Разумеется, программа по русскому языку никогда не была узконаправленной, в результате ее освоения учащиеся должны получать комплексные знания по русскому языку. Но, как всем известно, то, на что будет обращено внимание учащихся в большей степени, зависит от учителя. Именно он указывает на то, что необходимо ученикам усвоить «намертво», а что можно и оставить напоследок.

Учитывая сложившуюся ситуацию, я стараюсь находить такие методы и приемы работы, которые помогли бы ученикам выстроить четкую систему знаний. Нынче такой эксперимент проходит на базе школы с углубленным изучением области знаний «Искусство» №1318 «Московская международная киношкола». В Московской международной киношколе обучаются дети с 8-го по 11-й класс. Все они приходят из самых разных школ, у кого-то до того были замечательные учителя-словесники, кому-то повезло не очень, кто-то уделял достаточно внимания этому предмету, кто-то не обращал на него внимания до определенного класса, потому уровень детей очень разный. Моя главная задача по отношению к 8-му классу – выяснить, кто каким уровнем знаний обладает и какие пропуски придется активно восполнять. Именно в 8-м классе каждый ученик начинает создавать свою собственную «тетрадь конспектов», к которой он будут постоянно обращаться на каждом этапе дальнейшего обучения. Первые страницы этой тетради мы отводим под схемы-таблицы, куда учащиеся по мере изучения заносят основные сведения по русскому языку. Например, одна из таких первоначальных схем-таблиц – схема «Русский язык как система разноуровневых единиц». В ней мы выделяем свой раздел для каждой единицы языка (звук, буква, морфема, слово, предложение и так далее), в соответствующий раздел вносим те правила и знания, которые именно на них и опираются.

Соответственно в 9-х, 10-х и 11-х классах мы продолжаем заполнение такой тетради и вносим уже новый материал. Вообще создание опорного конспекта уже очень давно используется в школах. Отличие моего метода, повторю, в том, что ученики вносят записи в тетрадь не в порядке их поступления, а в том порядке, который задан схемами-таблицами. Так, например, сведения по типу подчинительной связи в словосочетаниях они отнесут к разделу «Словосочетание как единица языка», а повторение темы «-Н- и -НН- в прилагательных, образованных от существительных», – к разделу «Морфема как единица языка». В итоге, получая новые знания, ученик не просто машинально заносит их в свою тетрадь, а сам определяет наличие системных связей и роль знаний в уже выстраивающейся схеме. Наиболее удобно для составления таких тетрадей-конспектов пользоваться блочными тетрадями, потому что по мере необходимости можно менять темы местами, вставлять дополнительные листы и так далее.

Для каждого ученика учитель ведет персональную карту полученных, усвоенных и отработанных умений и навыков. Именно на анализе этой карты основывается индивидуальная работа с учениками на дополнительных занятиях, работа мастеров со своими подопечными в свободное время, а также осуществляется связь с родителями, которые тоже могут помогать ученикам восполнять те или иные пробелы в знаниях. В конце 10-го класса такую карту мы с учениками немного перерабатываем, основываясь на результатах пробных ЕГЭ по русскому языку. В итоге у нас получается общая таблица, где наверху фамилии учащихся, а в левом столбике – А1, А2…А31, В1…В8, К1…К12. В таблице мы плюсиками отмечаем те разделы, которые ученики поняли, при этом зеленым цветом отмечает плюсики ученик, а красным – учитель. И если стоит зеленый плюс, но красный минус, значит, тема, с точки зрения учителя, еще недостаточно отработана, а если наоборот – значит ученик сам не уверен в своих знаниях в этой области. Тем самым мы даем возможность выразить свое мнение и ученикам, и учителю.

За основу для 8-9-х классов взята программа по русскому языку М.Баранова, а для 10-11-х классов – программа по русскому языку В.Бабайцевой для общеобразовательных учреждений филологического профиля. Программа В.Бабайцевой требует большего количества часов, чем стандартная, но в то же время она помогает ученикам лучше понять структуру текста, лучше разобраться в «дебрях стилистики». Параллельно основному учебнику в 10-11-х классах также используются «Стилистика русского языка» Г.Я.Солганика, «Русский язык: тренинг по орфографии» В.Бабайцевой, О.Сальниковой и «Русский язык: тренинг по пунктуации» В.Бабайцевой, Л.Беднарской, Н.Рудомазиной.

Для переключения внимания школьников, когда они уже немного подустали, я использую игровые задания. Например, учащимся очень нравится игра «Наборщик наоборот». Думаю, что игра «Наборщик» известна всем: берется слово, состоящее из многих букв, из букв этого слова нужно составить как можно больше других слов (нарицательных имен существительных в именительном падеже единственного числа), при этом необходимо учитывать повторяемость той или иной буквы в исходном слове.

Например, исходное слово – ОБОЗРЕВАТЕЛЬ. В каждом из составленных слов буквы О и Е должны встречаться не более двух раз, буквы Б, З, Р, В, Т, Л, А, Ь – не более одного раза. Есть еще ОБОЗ, ЗЕВОТА, ОТЕЛЬ, ОТВАР и другие. Лучше, если в составленных словах будет не менее двух слогов.

В «Наборщике наоборот» из загаданного слова по правилам игры «Наборщик» составлены новые слова. Нужно отгадать исходное слово. Особое внимание мы с учениками обращаем на повторяемость букв. Например, даны слова ВОСТОК, КЛИЧ, СТЕКЛО. В каждом из этих слов буквы В, С, Т, К, Е, Л, И, Ч встречаются не более одного раза, а в слове ВОСТОК две буквы О. Выпишем буквы: ВОСТОКЕЛИЧ – из них можно составить слово КОЛИЧЕСТВО. Значит, исходное слово – КОЛИЧЕСТВО. Таким образом можно зашифровать и тему урока, чтобы заинтересовать учеников уже с самого начала занятия.

Особый интерес у учеников вызывает и игра «Анаграммы». Анаграммы – это слова (имена существительные в именительном падеже единственного числа), отличающиеся друг от друга только порядком букв, из которых они состоят. Например, слово ТАПИР состоит из тех же букв, что и ПИРАТ. А если поменять местами буквы в слове САЙРА, то получится САРАЙ. Таких анаграмм в русском языке огромное количество. Кстати, подобные анаграммы можно использовать (правда, это наиболее актуально для младшего и среднего звена) и для запоминания написания словарных слов. Например, мы знаем, что слово КАМЫШ и МЫШКА – анаграммы, следовательно, состоят из одних и тех же букв. В слове КАМЫШ два гласных, Ы – ударный, значит, безударный может быть обозначен только буквой А.

Таких методов и приемов еще неисчислимое множество. И хочется верить, что учителя-словесники, вступая в общение друг с другом и делясь своими наработками, смогут повысить свой профессиональный статус и смогут помочь нашим школьникам понять и освоить такой непростой предмет, как русский язык.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте