На трехдневные испытания в Глазовский государственный педагогический институт имени Короленко съехались студенты вузов и ссузов более чем из десяти городов России. Конкурс проходил в рамках фестиваля студенческого творчества «Весна ГГПИ». Зрители шутили: история конкурса так же молода, как его участники. Но в эти дни Глазов поистине стал педагогической столицей.
Великолепные семеркиБлагодаря Министерству образования и науки Удмуртской Республики в «Открытом уроке» приняли участие все семь педагогических ссузов республики, а также семь вузов, большинство из которых – оплоты науки в своем регионе.Для студентов каждого уровня профессионального образования была выстроена своя конкурсная программа. Команды соперничали за право называться лучшими в одной из самых сложных и спорных профессий нашего времени.- Сложился стереотип, что в педагогические вузы сегодня поступают не лучшие выпускники школ, а работать в школы идут не лучшие выпускники педвузов, – говорит исполняющая обязанности ректора Глазовского пединститута Янина Чиговская-Назарова. – Задумывая этот конкурс, мы хотели по-новому посмотреть на профессию учителя, привлечь к ней внимание общественности. А заодно показать, какие замечательные педагоги вскоре будут учить наших детей.- Почему вы решили организовать конкурс «Открытый урок»?- У нашего вуза богатый опыт проведения подобных состязаний: от вузовского конкурса педагогического мастерства до всероссийского «Учителя нового поколения». Вот мы и решили поделиться накопленными знаниями и опытом с коллегами.Кстати, сроки проведения нашего конкурса совпали с конкурсом, проходившим в Самаре. Но студенты Казанского федерального университета приехали в наш институт. По их словам, они знали, что в ГГПИ все конкурсы проводятся на самом высоком уровне.Чем мы хуже Сухомлинского?Торжественное открытие конкурса началось с приветственного слова ректора ГГПИ, председателя оргкомитета Янины Александровны Чиговской-Назаровой. Она пожелала ребятам успехов в предстоящих испытаниях.Затем сразу же началась конкурсная программа. Первое задание – представить свои визитки в конкурсе «Дневник учителя». Каждая команда в творческой форме заявила о себе, о своем учебном заведении, выразила отношение к профессии педагога и проблемам, которые сейчас существуют в образовании.- Дневник организует индивидуальный опыт и помогает формированию профессиональных качеств педагога. С дневниковых записей начинали свой путь великие педагоги Макаренко и Сухомлинский. Считаю, что название для конкурса было как нельзя более подходящим, – говорит профессор Глазовского педагогического института, член жюри Марина Захарищева.Хорошо выступили студенты ссузов: ребята из Дебес показали себя грамотными методистами, увинцы покорили судей артистизмом, а золотым ключиком от детских сердец завладели будущие педагоги из Ижевска. Из вузовских команд проявили себя студенты Чебоксар, Екатеринбурга, Казани, Череповца. Но больше всего членам жюри понравилось выступление пермской команды: девушки визуализировали на сцене дневник студентки, которая собирается стать педагогом.Достучаться до сердецВо второй половине дня зрителям довелось испытать целый спектр эмоций: радость, грусть, недоумение, восхищение… Правильно! Ораторское искусство нацелено именно на то, чтобы достучаться до сердец. Тема конкурса ораторов «От мысли к слову» – «Каждый ребенок особенный, все дети равные!» – наболевшая, к ней нужно подходить с осторожностью, отвечая за каждое свое высказывание. Конкурсанты говорили искренне, от души, применяя различные способы декламации. На сцене прозвучал даже рэп в исполнении участницы из Воткинского музыкально-педагогического колледжа, чья команда на протяжении всех конкурсных дней была очень яркой и активной.В конце первого дня руководители делегаций и администрация института встретились за круглым столом, чтобы обсудить проблемы современного образования. Руководители вузов и ссузов отметили высокий уровень подготовки конкурса, профессионализм жюри из профессорско-преподавательского состава ГГПИ и учителей города, благодарили организаторов за теплый прием. Также прозвучал вопрос: на что ориентировались составители конкурсной программы, разрабатывая положение о конкурсе?- На профессиональный стандарт педагога, – ответила руководитель Центра студенческих инициатив Ольга Куртеева. – Этот документ регламентирует трудовые функции, к которым должен быть готов учитель, придя в школу.В условиях реального бояПо словам организаторов, творческие конкурсные задания были составлены таким образом, чтобы студенты наиболее полно смогли раскрыть свои педагогические способности. Например, в начале второго дня будущим педагогам нужно было показать фрагмент урока в рамках конкурса «Научить учиться». Проходил он в гимназии №14 Глазова в условиях реального боя. Уроки были выстроены с учетом требований системно-деятельностного подхода: конкурсанты использовали современные педагогические технологии, методы активного и интерактивного обучения; организовывали познавательную деятельность детей на уроке, а не выдавали школьникам заранее готовый материал. Проще говоря, учили детей учиться.По словам Ольги Чукавиной, учителя английского языка гимназии №14, если бы ей так преподавали биологию, как это во время конкурса делал Артем Петров, студент Уральского государственного педагогического университета, она бы с головой окунулась в естественные науки.- Дети положили в рот кусочки хлеба, долго их разжевывали, а затем описывали свои ощущения. В определенный момент хлеб потерял свой вкус. Целый урок школьники заинтересованно искали ответ на вопрос: почему же так произошло? – делится впечатлениями Ольга Геннадьевна. – Еще отмечу студентку Ульяновского педагогического университета Оксану Чапурных, которая провела увлекательный урок изобразительного искусства на тему космоса. Дети изображали звездочки с помощью нетрадиционных техник рисования, приклеивали ракеты, а затем путем голосования выбирали лучшую работу. Самое примечательное, что весь урок проходил под космическую музыку – мы словно в бесконечность внеземного пространства окунулись!Крупская? Нет, не видел!Рассказывает студентка Ульяновского педагогического университета Мария Григорьева:- Самый запоминающийся конкурс – «Интеллектуальный квест». Было интересно ходить по кабинетам и выполнять задания на знание педагогической теории. Наша команда быстро с ними справилась, правда, возникли сложности в отгадывании портретов выдающихся педагогов.«Интеллектуальный квест» состоял из семи станций. За станцию «История педагогики», где требовалось узнать выдающихся педагогов по их портретам, отвечала Надежда Ичетовкина, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ГГПИ.- Примечательно, что студенты ссузов лучше справились с этим заданием: если лучший результат у студентов вузов – семь правильных ответов из десяти, то некоторые команды средних специальных учебных заведений отгадали абсолютно всех знаменитых учителей. Отлично проявила свои профессиональные знания команда Сарапульского педагогического колледжа. Другой интересный факт: наиболее узнаваемым педагогом стал Антон Макаренко. Его узнали абсолютно все команды. А вот Ушинского и Крупскую узнавали единицы.Умный «десерт»Завершилась конкурсная программа «Мастерской классного руководителя» и «Методической копилкой». По словам организаторов, эти испытания были самыми полезными для студентов, наблюдавших за участниками из зрительного зала. Начинающие педагоги могли подглядеть для себя интересные методические наработки.- Ждем не дождемся, чтобы применить их на практике! – говорили ребята.Кроме соревнований Глазовский пединститут подготовил для своих гостей интересную творческую программу и познавательную экскурсию по городу. Гостей ознакомили с фестивалем студенческого творчества «Весна ГГПИ», а «на сладкое» была организована встреча с победителем конкурса «Учитель года России-2015» Ольгой Рычковой.Ольга Валерьевна провела для студентов мастер-класс по теме «Креативный урок».- Это часть моей собственной обучающей концепции, суть которой в усилении развивающего эффекта урока и в обучении школьников методам научного творчества, – рассказала Ольга Валерьевна. – Урок направлен на формирование творческого мышления ребенка путем решения изобретательских задач и заданий открытого типа. А главное, подобная организация образовательного процесса приводит к приращению всех видов результатов, требуемых новыми образовательными стандартами.По словам Ольги Валерьевны, до мастер-класса ей удалось посмотреть выступления ребят в конкурсах «Методическая копилка» и «Мастерская классного руководителя»:- Лично меня очень порадовало знание нормативной базы и владение теорией методики преподавания. Желаю всем студентам, чтобы их практическая деятельность проходила на таком же высоком уровне!Также Ольга Валерьевна посоветовала будущим педагогам больше участвовать в подобных мероприятиях, поскольку это одна из составляющих развития профессионализма учителя, приводящих к методическому обогащению. А еще, по словам учителя года, участие в конкурсах влияет на личностный рост, придает уверенность в своих силах.Пока продолжался мастер-класс, жюри подвело итоги и выбрало победителей. Среди команд ссузов победу одержали студенты Удмуртского республиканского социально-педагогического колледжа, среди вузов – будущие педагоги из Ульяновского государственного педагогического университета.Организаторы и участники конкурса приняли решение сделать такое педагогическое общение в конкурсном формате ежегодным.Республика Удмуртия
Комментарии