Молодежный гражданский марафон «Россия. Демократия. Образование» – это постоянная совместная деятельность взрослых и детей, направленная на развитие конкретного местного сообщества путем личного участия граждан в гражданском просвещении, в решении местных социальных проблем с помощью социальных проектов, в самоуправлении на всех уровнях, в деятельности общественных организаций.
Это технология повышения гражданской активности жителей местного сообщества, прежде всего школьников, основанная на их индивидуальной и групповой инициативе, ученическом самоуправлении, реальной социальной практике и личном участии в делах школы, детских общественных организаций, на деловом сотрудничестве с муниципальными органами власти и т.д. Это комплексная программа гражданского воспитания детей школьного возраста.
Данный проект уже несколько лет реализуется Федеральным центром гражданского образования совместно с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Государственным НИИ семьи и воспитания Российской академии образования при поддержке Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию.
В основе марафона лежат идеи и требования, заложенные в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», где специально подчеркивается, что «воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности.
Авторы марафона опирались также на официальную позицию Министерства образования, зафиксированную в письме «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
Гражданское образование основано на идее полноценного участия личности в решении общественно значимых задач; носит интегрированный характер и ориентировано на освоение учащимися социально-экономических явлений.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Это позволило выстроить логически завершенную схему постоянного взаимодействия детей и взрослых, в основе которого – стремление граждан улучшить социальную ситуацию в своем окружении.
Новый импульс гражданскому марафону придает реализация приоритетного национального проекта «Образование», объявленного президентом Российской Федерации в 2005 году. Он требует от современной школы внедрения инновационных программ, новых организационных форм включения детей, подростков в жизнь школы, в том числе и в ученическое самоуправление, их активное участие в работе органов государственно-общественного управления школой.
Гражданский марафон «Россия. Демократия. Образование» является качественно новым этапом молодежной комплексной программы «Новая цивилизация», которая создавалась и используется как эффективная технологическая оболочка, позволяющая в значительной степени усилить воспитательную деятельность школы, органично включая в сферу ее влияния практически весь коллектив учащихся, родителей, общественные организации, государственные структуры, предприятия и т.д.
Разрабатывая программу «Новая цивилизация», авторы исходили из понимания того факта, что в современных социально-экономических условиях игнорирование тех требований, которые предъявляет российская действительность к выпускнику школы или вуза, приводит к «производственному педагогическому браку», когда многие молодые люди, заканчивая учебное заведение, не в состоянии ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, долго не могут найти свое место в реальной взрослой жизни.
Прочные теоретические знания еще не гарантируют успешного самоопределения выпускника в реальной жизни, определенного уровня достижений в различных социальных сферах: работа, творчество, семья, спорт, культура и т.д. Программа «Новая цивилизация» создавалась как педагогический инструментарий, который позволяет эффективно организовать действенную практическую подготовку школьников и студентов к требованиям современной действительности с использованием игровой технологии и широчайших возможностей интернета.
Уже десять лет программа «Новая цивилизация» реализуется в десятках городов Российской Федерации. Она объединяет в себе несколько направлений педагогической деятельности: ролевые и деловые игры с ярко выраженным политическим и экономическим содержанием; юридический практикум по освоению основных демократических процедур цивилизованного общества; сетевое взаимодействие с использованием возможностей интернета, включая различные конкурсы социальных проектов; спортивно-прикладные программы, основное содержание которых позволяет отработать навыки действия в экстремальных ситуациях в условиях природного или городского окружения и т.д.
Все эти виды деятельности активизируют развитие личности, так как ребятам приходится взаимодействовать с большим количеством людей, с ровесниками, добиваясь при этом своей конкретной цели, улаживая возникающие конфликты, овладевая новыми знаниями.
Программы «Новая цивилизация» предусматривает реализацию нескольких этапов.
1-й этап – «внутришкольный». Это создание и действие самоуправления в школе. Например, в виде политико-экономической игры «Демократическая республика» или территориальное общественное самоуправление. Первая игра моделирует деятельность государства со многими необходимыми для этого атрибутами. Во второй игре моделируется деятельность институтов гражданского общества в виде комитета территориального самоуправления. Все это позволяет на практике почувствовать те отношения, которые существуют внутри государства между органами власти, различными организациями и отдельными гражданами, учиться разрешать возникающие конфликты цивилизованным способом, пробовать свои силы в экономической сфере, например, в качестве предпринимателя, наемного работника или государственного служащего.
Активная «политическая» деятельность школьных общественных движений – определенный залог того, что участники игры не останутся в стороне от политической жизни России, а когда вырастут, будут принимать непосредственное участие в реальных политических своего города и страны в качестве ответственных и сознательных граждан.
В каждой «Демократической республике» обычно формируется штаб «Моя история», который активизирует поисково-краеведческую работу по изучению истории своей семьи, своей школы, своего города, своей Родины. Вся полученная краеведческая информация систематизируется и готовится для использования с помощью сети «Интернет» для более широкого ознакомления с ней всех участников программы.
2-й этап – «муниципальный» – предполагает проведение молодежного фестиваля, в основе которого лежит политико-экономическая игра «Новая цивилизация», моделирующая международные отношения по различным направлениям деятельности, когда каждая школьная команда, то есть правительство «Демократической республики» становится активным субъектом международного сообщества. Здесь участники познают азы международной политики.
Во время муниципального этапа предусматривается активное использование компьютерных технологий, что дает возможность провести экономическую часть игры «Новая цивилизация» в локальном сетевом варианте или через всемирную сеть Интернет. Для этого открывается Международная товарно-сырьевая биржа, услугами которой может воспользоваться любое государство мирового сообщества. Это означает, что школьная команда может купить или продать любой экономический ресурс другому государству в любом городе, а не только там, где непосредственно проходит молодежный фестиваль. К услугам государств – Международный банк развития, который также проводит свои операции с помощью компьютерных расчетов.
В программе фестиваля предусматриваются специальные практические занятия по индивидуальной подготовке в «Школе Робинзона». Ребята приобретают начальные навыки выживания, участвуют в групповых занятиях «Ралли выживания», в ходе которых получают возможность отработать навыки, необходимые человеку в экстремальных ситуациях как на природе, так и в городе.
Один из дней муниципального фестиваля посвящается краеведческой программе «Моя история». Делегации выступают с сообщениями об итогах своих краеведческих поисков. Делают стендовые доклады, слайдовые презентации, организуют пресс-конференции. Обмениваются опытом организации поисковой работы и т.д. Кроме этого, предусматривается проведение конкурсов школьной самодеятельности, различных интеллектуальных турниров.
3-й этап – «межрегиональный» – предусматривает проведение летнего лагеря для молодежного актива. Здесь используется комплексная игра «Ньюландия», моделирующая деятельность цивилизованного государства, которым руководят сами дети. Граждане Ньюландии избирают своего президента, парламент, формируют правительство. Самостоятельно зарабатывают на жизнь, расплачиваются с налоговой инспекцией. Кроме того, они принимают участие в специальных обучающих программах.
Обязательная часть летней программы – проведение занятий в университете Ньюландии на нескольких факультетах: экономики и менеджмента, правоведения, политологии, социологии, психологии, журналистики, компьютерных технологий и т.д. Каждый студент защищает дипломную работу, материалы которой он потом может использовать в своей школе. В Ньюландии активно используют интернет-технологии для обучения, непосредственного общения с внешним миром, проведения сетевых компьютерных игр, создания сайтов и т.д.
Все участники программы проходят специальный курс выживания, который завершается многодневным походом с обязательной ночевкой в полевых условиях. В Ньюландии есть традиция – избрание собственной королевы и рыцарский турнир в ее честь, а также много других интересных и полезных программ.
Таким образом, программа «Новая цивилизация» помогает объединить несколько направлений воспитательной работы.
В школе это объединение осуществляют парламент и правительство школьного государства, которые принимают законы и разрабатывают программы по различным направлениям воспитательной работы.
В муниципальной системе образования создается молодежный клуб «Новая цивилизация».
В летних образовательных лагерях «Ньюландия» происходит обучение школьного и городского актива.
Программа «Новая цивилизация» стала для многих основой организации системы воспитательной работы и дополнительного образования в рамках учебного округа, целого города. С 2003 года она модифицировалась в проект – Молодежный гражданский марафон «Россия. Демократия. Образование». Для этого создаются соответствующие управляющие структуры. На уровне Российской Федерации – Российский организационный комитет МГМ, в состав которого входят представители учреждений и организаций, инициировавших подготовку и проведение марафона. В субъекте Российской Федерации – региональный оргкомитет МГМ, в состав которого входят представители учреждений и организаций, поддерживающих идею марафона и содействующих его проведению на территории своего региона. Муниципальный оргкомитет МГМ координирует деятельность образовательных учреждений и детских общественных организаций, изъявивших желание участвовать в программах марафона. На уровне образовательного учреждения – штаб по проведению марафона, в состав которого входят представители администрации, педагогического совета и ученического самоуправления, детских общественных организаций.
Основная цель марафона – создание благоприятных условий для гражданского становления и личностного развития детей и молодежи в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за себя и будущее России.
Отдельный участник марафона имеет возможность: принять участие в любой программе и предложить свою идею или проект, освоить основные демократические процедуры гражданского общества, более глубоко изучить историю своего края, народа, страны, овладеть навыками использования технологии социального проектирования и активно участвовать в реальной жизни местного сообщества, практически овладеть технологией «портфолио».
Коллективные участники марафона получают возможность для: организации своего центра гражданского образования по авторским программам, включения школьников и молодежи в реальную работу по улучшению жизни местного сообщества; оказания практической помощи учащимся и студентам в освоении технологии «портфолио» (папки личных достижений школьника), апробации программ дополнительного образования с целью их дальнейшего внедрения в широкую педагогическую практику; диагностики готовности учащихся к реальной взрослой жизни с внесением необходимых корректив в свою работу.
Муниципальные органы управления образованием, используя технологию МГМ, имеют более широкие возможности для: изучения воспитательного потенциала образовательных учреждений и детских общественных организаций; развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях и активизации деятельности детских и молодежных общественных организаций; систематизации имеющегося опыта гражданского воспитания детей и создания информационного банка эффективных технологий гражданского воспитания молодежи; стимулирования деятельности педагогических коллективов, активно занимающихся гражданским воспитанием подрастающего поколения; установления отношений социального партнерства с представителями бизнеса и общественными организациями, действующими на территории муниципального образования.
Основными темами гражданского марафона на 2005/2006 учебный год были: на международном уровне – «Европейский год гражданственности через образование», объявленный Советом Европы на 2005 год и продолжающийся в 2006 году; на российском уровне – «100-летие Российского парламентаризма», которое отмечалось в апреле 2006 г., и 2-й Всероссийский конкурс моделей ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях.
В содержание Молодежного гражданского марафона органично включаются четыре ведущих направления.
1-е направление. «Деятельность центров гражданского самообразования» – создание в школах, детских и молодежных общественных организациях – центров гражданского самообразования детей, молодежи и взрослых граждан, которые становятся основной формой реализации сетевого замысла гражданского марафона.
Эти центры работают в режиме сетевого взаимодействия, что позволяет любому жителю данного местного сообщества участвовать в предлагаемых программах гражданского образования.
Для открытия центра необходимо соблюдение следующих условий: желание коллектива школы участвовать в марафоне в качестве именно такого центра, подтвержденное протоколом, сдаваемым в оргкомитет; наличие авторской программы, реализуемой в рамках марафона; наличие подготовленных преподавателей-педагогов и консультантов из числа учеников и студентов; наличие мест для проведения занятий со слушателями, жителями муниципального образования;
В каждом центре возможны формы занятий:
регулярные занятия силами педагогов, школьников и студентов в помещении самой школы, где функционирует ЦГСДиМ, по предложенной программе, например, 1 раз в неделю по заранее составленному расписанию;
периодические сессии по 2-4 дня, например, 1 раз в четверть или во время очередных каникул в самой школе или с выездом в другую школу, в загородный лагерь;
приглашение в школу выездной группы сторонних специалистов, преподавателей (консультантов), проводящих занятия по заранее согласованной программе;
очно-заочное дистанционное обучение с помощью сети «Интернет», где на сайте ЦГСДиМ размещается программа данного центра;
индивидуальное сопровождение школы или общественной организации преподавателем-консультантом, работающим в данном ЦГСДиМ по разработанной им программе;
авторские методики самого центра, в том числе учитывающие специфические интересы учащихся, педагогов, родителей.
2-е направление. «Реализация социальных инициатив» – организация работы проектных групп для решения местных социальных проблем. Как правило, участники очень высоко ценят возможность проявления инициативы и чувствуют реальную пользу и социальную значимость реализованного проекта.
Кроме того, проектная деятельность – это коллективная работа над большим и важным делом, которая формирует важные социальные навыки.
Социальный проект, осуществляемый по собственному выбору школьника, является настоящей школой жизни, так как участники проектирования получают неоценимый опыт выбора и привыкают нести за него ответственность. В рамках марафона участникам предлагается конкретная технология «Шаг за шагом. Технология подготовки и реализации социального проекта».
3-е направление. «Деятельность ученического самоуправления» – функционирование органов ученического самоуправления на уровне классов и всего коллектива образовательного учреждения во взаимодействии с другими органами самоуправления и детскими и молодежными общественными организациями.
4-е направление. «Детские и молодежные общественные организации» – деятельность существующих (или создание новых) детских общественных организаций, взаимодействие их с местным самоуправлением. Все четыре направления органично взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, в том числе на основе принципов, которые лежат в его основе. Проведение марафона строится на следующих основных принципах:
1-й принцип – инициативное участие в МГМ образовательных учреждений и общественных организаций, которые могут выступать одновременно как в качестве Центра гражданского самообразования детей и молодежи, так и в качестве делегации, принимающей участие в программах других центров гражданского самообразования. В марафоне могут принять участие любые коллективы.
2-й принцип – возможность индивидуального инициативного участия в марафоне. Любой школьник или студент вправе по своей личной инициативе принять участие в его мероприятиях в качестве активного участника. Здесь такую возможность получают практически все подростки и молодые люди – именно инициативно и индивидуально включаться на любом этапе проведения марафона.
3-й принцип – сетевое взаимодействие образовательных учреждений и общественных организаций по всем направлениям, которые реализуются одновременно на основе сети Центров гражданского самообразования детей и молодежи, где в течение учебного года проводятся запланированные мероприятия.
Сетевое взаимодействие – это способ организации процесса гражданского образования с использованием материальных, финансовых и кадровых ресурсов учреждений и организаций данного муниципалитета в целях представления максимальных возможностей для удовлетворения потребностей в правовых, экономических и других знаниях для всех граждан микрорайона, города, села и т.д.
Сетевое взаимодействие основывается на следующих принципах: открытость и общедоступность определенных ресурсов членов сети как для других членов сети, так и для широкой общественности; клубный характер отношений членов сети, прежде всего по интересам, например, в будущей профессиональной карьере.
В рамках марафона могут создаваться следующие типы сетей: реальные сети, в которых связи реализуются в формах реального обмена различными видами ресурсов (кадровые, материальные, финансовые и т.д.); виртуальные сети.
Сетевой подход позволяет в полной мере реализовать первые два принципа: инициативное и индивидуальное участие в Молодежном гражданском марафоне.
4-й принцип – сертифицирование результатов и активных участников. По каждому направлению марафона оргкомитет подводит итоги, которые позволяют оценить достигнутое, поощрить наиболее активных участников программы и главное – продумать варианты наиболее эффективной деятельности на будущий учебный год.
5-й принцип – ежегодный межрегиональный (российский) финал каждого направления марафона:
1-е направление – «Деятельность центров гражданского самообразования детей и молодежи» – вопрос о мероприятии решается регионами самостоятельно;
2-е направление – «Реализация социальных инициатив» – финал в виде Всероссийской акции «Я – гражданин России» – в ВДЦ «Орленок»;
3-е направление – «Деятельность ученического самоуправления» – тематическая смена активистов ученического самоуправления. На уровне России – смена «Лидер-2006» – в ВДЦ «Орленок»;
4-е направление – «Детские и молодежные общественные организации» – вопрос о мероприятии решается регионами самостоятельно;
6-й принцип – общее итоговое мероприятие – детский гражданский форум «Верим в Россию. Строим Россию», который проводится как конференция по итогам прошедшего года и серия «круглых столов» по планированию и разработке социальных проектов на предстоящий учебный год. Форум проводится, как правило, в период летних каникул.
«Гражданский форум» – комплексная технология, объединяющая как все четыре основных направления МГМ, так и его основные технологии.
В марафоне используются в основном активные и интерактивные технологии, которые позволяют ребятам интенсивно общаться и поддерживают постоянный высокий интерес к происходящим событиям и опыту друг друга.
а) «Ролевые и деловые игры», моделирующие отношения гражданского общества и демократического государства;
б) «Кейс-стади», позволяющий глубоко и серьезно обсуждать возникающие социальные проблемы и коллективно работать над способами решения данных проблем;
в) «Проектирование» – разработка и реализация проектов, приносящих реальную пользу местному сообществу, по инициативе и силами команд школьников;
г) «Круглый стол» – организация и проведение групповых и коллективных общественных дискуссий по наиболее актуальным социальным проблемам, например, о правах ученического самоуправления, о положении ребенка в школе;
д) «Конференция, сбор» – обсуждение и принятие решений, определяющих основные направления деятельности представителей данного сообщества, в том числе и конкретные программы и мероприятия;
е) «Интернет-портал «МГМ» – http://www.civicedu.ru/events.htm
Это возможность активного общения с помощью сайта, где отражаются основные события и планы участников, проводится обсуждение на форуме, помещается информация о конкурсах, конференциях, дистанционных олимпиадах, курсах, размещаются электронные издания с материалами по марафону и опытом участия в нем и т.д.
Российский оргкомитет молодежного гражданского марафона «Россия. Демократия. Образование» приглашает принять участие в его мероприятиях всех, кто заинтересован в организации эффективного гражданского воспитания и социально полезной деятельности подрастающего поколения. Оргкомитет готов оказать необходимую методическую поддержку в виде учебного семинара с изложением основного замысла и технологий проведения мероприятий марафона.
Адрес сайта «Молодежный гражданский марафон «Россия. Демократия. Образование»
E-mail: aspru@mail.ru
Александр ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических наук, профессор
Комментарии