Екатерина БЕСЕДИНА, студентка второго курса факультета журналистики Российского университета дружбы народов:
– Наш вуз в 1998 году одним из первых в Российской Федерации вступил в Болонский процесс. В этом году первокурсники, поступившие в РУДН, практически на всех факультетах университета начали подготовку по Болонской системе. Соответственно, они обучаются по программам бакалавриата, а затем смогут продолжить свое образование в магистратуре. Но, несмотря на то, что ректор нашего вуза экс-министр образования РФ Владимир Михайлович Филиппов был инициатором подписания Болонской декларации и активно реализует программы в рамках этого процесса, у многих студентов возникают серьезные сомнения по поводу образовательных реформ. Отчасти это связано с низкой информированностью. Нам, студентам, не хватает объективной информации для того, чтобы мы могли что-то предпринимать. У нас постоянно возникают трудности. Скажем, к нам на учебу приезжают студенты из европейских стран, в моей группе, например, учатся ребята из Франции, Австрии, Германии. Но почему еще ни один наш студент не поехал в Германию или в Австрию? Да, у нас очень тесные связи с французскими университетами Бордо-3, Бордо-4, Сорбонной, тем не менее, наших студентов, которые могут поехать на учебу во Францию, пока что единицы.
Плюсы и минусы двухступенчатой системы образования мы видим и чувствуем на себе. Плюсы – можно продолжить обучение в магистратуре за рубежом, получить образование в магистратуре РУДН, но уже по другой специальности. Минусы – степень бакалавра признана в нашей стране работодателями как неполное высшее образование, и, насколько мне известно, они неохотно берут таких выпускников на работу. То есть бакалавры проигрывают по сравнению с выпускниками-специалистами.
Я учусь на факультете журналистики по программе бакалавриата. Поскольку у нас действует кредитно-модульная и балльно-рейтинговая система, студентов обязали посещать занятия и за каждое посещение ставят балл. Если студент работает, ведет активную общественную деятельность, он вынужден пропускать занятия. Соответственно, такие студенты (а их большинство) по рейтингу не набирают нужного количества баллов. Кроме того, кредитно-модульная система не гарантирует системность знаний. Да, мы посещаем занятия, но выучить предметы хорошо можно только тогда, когда готовишься к экзамену. А Болонский процесс лишает нас традиционных сессий. В конце декабря, набрав соответствующее количество кредитов, мы получаем оценку по предмету автоматом. Если я хорошо готовилась в течение семестра к семинарским занятиям, то мне начислят определенный балл. Если хорошо напишу аттестацию – промежуточную контрольную работу в течение семестра, тоже получу определенное количество баллов. Заработав, допустим, 80 баллов и зачет, я могу не сдавать экзамен. С другой стороны, если мне поставили четверку, то пересдать на «пять» я уже не имею права.
Безусловно, Болонский процесс в нашей стране будет принят повсеместно, но на данный момент, я считаю, мы недостаточно к нему готовы. Есть много вопросов, которые нужно решить в ближайшее время, чтобы картина стала реальной, объективной, чтобы все студенты поняли систему «от и до». Сегодня спроси любого о том, что такое Болонский процесс, и обнаружишь полное неведение, нехватку информации. Я, например, не знаю, кто такой журналист-бакалавр.
Комментарии