Перелистывая вехи становления социально-педагогической и психологической работы в Красногорском муниципальном районе, трудно подвести общую черту под всем объемом разнообразных профилактических акций, которые проводят образовательные учреждения района. Можно раскрыть лишь основные направления многоуровневой системы воспитательной работы. На территории района сформирована большая методическая база для планомерного развития системы социально-педагогической и психологической работы, развивается индивидуализированный подход к решению проблемы социализации детей, имеющих черты девиантного и деликвентного поведения, а также детей из социально уязвимых семей. Здесь реализуется ряд программ, главные цели и задачи которых – это разностороннее развитие личности ребенка и помощь учащимся разных категорий «социального риска», профилактика немедицинского потребления психоактивных веществ несовершеннолетними, профилактика деструктивных форм поведения, экстремизма, развитие гражданско-патриотического и волонтерского движения.
Определяя перспективы развития системы психолого-педагогической и социально-педагогической работы, стоит отметить необходимость дальнейшего ее совершенствования и проработки существующей структуры службы социальной педагогики и практической психологии в системе образования Красногорского района.
Несмотря на качественную перестройку и улучшение, есть ряд первоочередных вопросов, подлежащих дальнейшему изучению. К примеру, с целью улучшения системы ранней идентификации факторов социального риска среди несовершеннолетних, интенсификации профилактических мероприятий в семьях разных категорий социального риска требуется апробировать и внедрить компьютерную базу данных, предложить образовательным учреждениям Красногорского района концептуально обоснованные модели оказания практической помощи детям, имеющим проблемы в развитии, и, наконец, объединить и систематизировать всю имеющуюся нормативно-правовую, функциональную, отчетно-бланочную документацию социального педагога и педагога-психолога образовательного учреждения.
Недостаток финансирования системы дополнительного образования и, в частности, службы практической психологии и социальной педагогики сказывается на нехватке методической литературы, диагностических и коррекционных программ, развивающих игр для детей и подростков. Одна из главнейших задач, которая при этом встает перед методической службой, – способствовать улучшению материально-технической, информационной, диагностической и коррекционной базы в образовательных учреждениях района. Несмотря на вышесказанное, для дальнейшего развития системы оказания практической диагностико-коррекционной помощи детям и подросткам сделано уже немало. На территории района действует ряд программ районного масштаба.
Программа «Социальный скрининг обучающихся Красногорского района» реализуется с 2004 года. Благодаря ей в большинстве образовательных учреждений отработаны механизмы ранней идентификации подростков с проблемами в развитии, нуждающихся в оказании индивидуальной помощи, организована система ежегодного мониторинга ряда факторов социального риска, проводится проблемный анализ изменения этих факторов. Профилактическая работа основана не на эмпирическом подборе разрозненных мероприятий, а осуществляется на основе учета динамики изменения факторов социального риска среди несовершеннолетних. В ходе реализации программных мероприятий большое внимание уделяется самосовершенствованию теоретических знаний и практических навыков социальных педагогов и педагогов-психологов системы образования Красногорского района. Так, силами центра «Созвездие» и центра повышения квалификации и переподготовки специалистов Российского нового университета разработана и внедрена в педагогическую практику система постоянного самосовершенствования педагогов. Краткосрочные курсы повышения квалификации и семинары всегда имеют практическую направленность. Социальные педагоги обучаются по программе комплексного социально-психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Теперь в 22 из 26 образовательных учреждений Красногорского района есть адаптированные под свое образовательное учреждение программы комплексного подхода к решению вопросов профилактической и личностно-ориентированной диагностической и коррекционной работы.
В 2007-2008 учебном году началась экспериментальная апробация компьютерной программы по статистическому учету детей и семей «группы риска». Надеемся, что она поможет уменьшить затраты времени на статистическую обработку результатов социального скрининга, сведет данные на всех учащихся в общую базу. Разрабатывается единая отчетно-бланочная, нормативно-правовая и функциональная документация социальных педагогов и педагогов-психологов системы образования Красногорского района. Также в рамках программы осуществляется методическое сопровождение начинающих социальных педагогов и педагогов-психологов.
Комплексное социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, которым занимаются в районе с 2004 года, позволяет отметить, что создана прочная система обратной взаимосвязи ведомств системы профилактики правонарушений и безнадзорности, способная на саморазвитие и личностно-ориентированный подход к детям, нуждающимся в социально-педагогической и психологической помощи.
Уставной задачей центра «Созвездие» стало проведение на базе образовательных учреждений Красногорского района диагностической, коррекционной и просветительской работы с детьми, нуждающимися в психолого-медико-социальном сопровождении. Здесь есть профконсультирование, индивидуальная и групповая психокоррекционная работа (профилактика школьной дезадаптации, снижения мотивации в обучении, коррекция деструктивных форм поведения, профилактика семейного неблагополучия, превентивно-кризисная психология и организация работы телефонной и интернет-линии психологической помощи). Социальные педагоги центра занимаются вопросами помощи детям с нарушением процесса социализации, проведением социологических исследований, лекций и профилактических акций, реализацией Закона Московской области «О патронате», укреплением детско-родительских отношений в социально неблагополучных и социально уязвимых семьях. Учителя-логопеды и дефектологи центра осуществляют диагностическую и коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи, осуществляют сопровождение обучающихся с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Благодаря налаженной взаимосвязи центра, образовательных учреждений и высших учебных заведений в вопросах организации методической поддержки учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях Красногорского района с 2005 года началась разработка и апробация программы научно-методического сопровождения деятельности экспериментальной пилотной площадки по комплексному психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с чертами девиантного и деликвентного поведения.
В ряде образовательных учреждений не первый год реализуются программы комплексного решения вопроса пропаганды здорового образа жизни и профилактики немедицинского потребления психоактивных веществ несовершеннолетними. Работа школьных волонтерских движений позволяет ежегодно проводить ряд районных профилактических мероприятий. Особый интерес представляют научно-практические конференции «Современные проблемы молодежи», «Молодежь выбирает жизнь», которые проводятся уже практически во всех образовательных учреждениях района, большого внимания заслуживают ежегодные конкурсы детских рисунков, плакатов и проспектов по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. Учителя информатики и вычислительной техники во главе с Галиной Пимкиной в течение трех лет проводят научно-практические конференции с защитой творческих проектов учащихся «Мы за здоровый образ жизни», в которых участвуют представители всех общеобразовательных учреждений района. В ряде школ реализуются программы «Школа полного дня», что позволяет не только сохранять, но и улучшать соматическое и психическое здоровье детей, стимулировать их личностный рост. Все образовательные учреждения активно апробируют и внедряют здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательный процесс.
Уже традиционными стали в образовательных учреждениях Красногорского района семинары, «круглые столы» и мастер-классы по воспитательной, социально-педагогической и психологической работе, в которых принимают участие педагоги Подмосковья. Разработана система постоянного повышения уровня квалификации классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов и заместителей директоров по воспитательной работе.
С 2005 года специалисты центра «Созвездие» активно включились в систему школьных родительских собраний, заседаний педагогических советов с целью проведения просветительской и профилактической работы. На территории Красногорского района работают «Педагогическая гостиная» и «Родительский клуб». Работа вышеуказанных объединений позволила интенсифицировать просветительскую и профилактическую работу с родительской общественностью и оказать практическую помощь педагогам образовательных учреждений в улучшении основ социально-педагогических и психологических знаний, основ возрастной психологии.
За последние годы резко возросло количество детских добровольных объединений, клубов, спортивных секций и учреждений системы дополнительного образования. Только с 2004 года администрацией Красногорского муниципального района было открыто 3 учреждения дополнительного образования детей. Это центр «Досуг», «Молодежный центр» и «Созвездие».
Активно внедряется система ранней трудовой адаптации детей, совместно с Центром занятости населения Красногорска осуществляется работа по привлечению детей к работе в школьных трудовых бригадах, обсуждаются вопросы создания оздоровительных лагерей для детей девиантного и деликвентного поведения. Начата экспериментальная работа по внедрению в учебно-воспитательный процесс деятельности дворовых команд по мини-футболу как способ профилактики девиантного и деликвентного поведения.
С 2003 года региональное методическое объединение педагогов-психологов и социальных педагогов Красногорского района апробирует и внедряет в образовательный процесс приемы инновационного подхода к работе с детьми и семьями «группы риска». Выпущен ряд методических пособий и сборников по обобщению социально-педагогического и психологического опыта. Ведь хорошими находками, предотвращающими разрушение детских судеб, хочется делиться как можно с большим количеством взрослых.
Сергей СЮРИН, директор центра психолого-медико-социального сопровождения «Созвездие»,
руководитель регионального методического объединения социальных педагогов, Красногорск
Комментарии