В этом году проходил II Всероссийский конкурс социальных проектов “Я – гражданин России”. Организаторы этой акции – Министерство образования РФ, “Учительская газета”, Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование” и Самарский региональный центр гражданского образования. Финал ее состоялся в лагере “Орленок”. Он показал растущую
популярность социальных проектов среди школьников. Значительно расширилась география участников. Если в прошлом году подростки из 40 регионов прислали на конкурс 141 проект, то в этом их число увеличилось более чем в три раза и достигло 500 и уже из 50 республик, краев и областей. Об итогах этой акции мы рассказываем в сегодняшнем номере.
Эстафета интересных дел юных граждан страны
Изменения в политической и экономической жизни страны ставят перед учителями новые образовательные цели.
Сегодня от выпускника школы требуется способность нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. Учась в школе, дети должны овладеть умениями, которые будут помогать успешной самореализации личности, ее социализации. В связи с этим основой обновления содержания образования становится формирование ключевых компетенций, одна из которых – компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности, готовность к роли гражданина, избирателя, потребителя.
Задача органов управления образованием – эффективно воспитывать граждан, уважающих закон и общество, энергичных, инициативных и ответственных, умеющих пользоваться личными правами и свободами. Формирование школой этих качеств личности – одно из условий становления правового государства и гражданского общества в России.
Федеральная программа развития образования в качестве одной из основных задач называет “усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе”.
Важнейшим и эффективным средством воспитания личности молодого российского гражданина стала практика социального проектирования, когда подростки успешно реализуют довольно широкий спектр гражданских инициатив и тем самым влияют на улучшение каких-то сторон жизни своих земляков.
Развивая это направление социализации школьников, Управление воспитания и дополнительного образования Министерства образования Российской Федерации, “Учительская газета”, Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование”, Самарский региональный центр гражданского образования в 2000-2001 учебном году провели I Всероссийскую акцию “Я – гражданин России”.
Ее размах и многообразие молодежных инициатив (на заочный конкурс социальных проектов в оргкомитет акции было представлено 142 проекта из 40 регионов страны), уникальная технология разработки большими группами учащихся общенациональных проектов побудили учредителей акции выйти с предложением в Министерство образования РФ о проведении в 2001-2002 году II Всероссийской акции “Я – гражданин России”. (Первая состоялась в июне 2001 года в “Орленке”).
Министерство образования поддержало это предложение, разослало в органы управления образованием страны Положение о проведении II Всероссийской акции “Я – гражданин России”, определило ее оргкомитет.
В течение 2001-2002 учебного года в регионах России велась многоуровневая работа по распространению идей и технологий социального проектирования в школах, учреждениях дополнительного образования, молодежных общественных организациях. Разрабатывались многочисленные проекты обустройства местного сообщества.
Самарский региональный центр гражданского образования как научно-методический центр акции провел ряд обучающих семинаров в ряде регионов России. Консультировал педагогов различных территорий по проблемам проведения региональных конкурсов социальных проектов, опубликовал методическое пособие “Молодежь обустраивает Россию”.
Большую работу по пропаганде этой акции в регионах страны осуществляли “Учительская газета”, Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование”, участники проекта “Civitas-Россия”.
Коллективными усилиями учредителей акции, органов управления образованием, методических служб и педагогической общественности России в 2001-2002 учебном году удалось привлечь к социально значимой деятельности десятки тысяч школьников в городах и селах России.
Во время заочного этапа Всероссийского конкурса в оргкомитет акции поступило около 500 проектов из 44 субъектов Российской Федерации – победители региональных конкурсов. В отличие от предыдущей акции заметно увеличилось количество проектов. Более четкой стала технология их разработки и реализации. Усилилась практическая значимость патриотических начинаний школьников.
Примеры свидетельствуют, что после финала I Всероссийской акции за год в ряде регионов увеличилось число ее участников. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе в 2001 г. подростками шести территорий было разработано 9 социальных проектов, а в 2002 г. – уже 20 проектов, которые подготовили ребята из 12 территорий.
Многие проекты вызвали заинтересованное отношение и поддержку со стороны руководителей регионов. Губернатор Астраханской области Анатолий Гужвин, познакомившись с проектом “Школьный двор моей мечты”, разработанным учениками средней школы села Восток Енотаевского района, нашел время встретиться с ребятами, поддержал их инициативу по благоустройству пришкольных территорий, помог с выделением средств на ограждение школьного двора.
Оргкомитет отобрал 54 лучших проекта для участия в финале и пригласил на презентацию 386 детей и 54 педагога из 44 областей, краев и республик России. С 11 по 30 августа 2002 г. во Всероссийском детском центре “Орленок” они сумели предоставить широкую палитру социальной деятельности старшеклассников.
География представленных проектов необычайно широка: от Псковской области на западе до Южно-Сахалинска на востоке, от Мурманска на севере до республики Адыгея на юге.
Среди команд – финалистов акции – 30 процентов составили команды территорий, не представленных на предыдущем финале акции. Это Астраханская, Архангельская, Белгородская, Владимирская, Вологодская, Костромская, Челябинская области, Красноярский, Ставропольский, Хабаровский края, республики Адыгея, Башкортостан, Калмыкия.
Команды, приехавшие на финал акции, представляли следующие типы образовательных учреждений: общеобразовательные школы – 78 процентов, учреждения дополнительного образования – 17 процентов, детские, юношеские организации – 5 процентов.
Стали явно просматриваться определенные тенденции тематической направленности социальных проектов школьников, которая свидетельствует об их гражданской зрелости, понимании актуальных проблем, требующих своего оперативного решения.
Значительную группу составили проекты, посвященные увековечению памяти людей, сделавших немалое для процветания нашей Родины (“Аллея памяти” – краснодарская городская организация “Юность Краснодара”, “Чтобы помнили” – школа N2 имени Героя России В. Иванова г. Волжска, Республика Марий Эл, “Восстановление исторической памяти через создание музея боевой славы” – Ульяновская средняя школа Красногорского района Московской области; “Создание мемориального комплекса павшим воинам в деревне Сошники” – Сошниковская средняя школа Вычугского района Ивановской области; “Имя героя – улице города” – лицей N28 г. Орла; “Школа – наш дом и музей будет в нем” – средняя школа N13 г. Бузулука Оренбургской области; “Блокадная парта” – гимназия N144 г. Санкт-Петербурга и др.).
Несколько проектов представляли собой компетентный анализ пути преодоления демографических и острых социальных проблем отдельных территорий России (“Пути решения демографического вопроса в поселке Майском” – Майская средняя школа Кошехабьского района Республики Адыгея; “Влияние демографического фактора на сельскую школу” – Токтагуловская средняя школа Бакалинского района Республики Башкортостан; “Счастливая семья – счастливая Россия” – средняя школа N151 г. Челябинска; “Проблема детской беспризорности и безнадзорности в г. Муроме” – средняя школа N6 г. Мурома Владимирской области; “Доброта” (оказание помощи смирныховскому детскому дому) – гимназия N1 г. Южно-Сахалинска; “Дети-сироты” – школа одаренных детей г. Астрахани и др.).
Выделяется блок проектов, рассматривающих и предлагавших свои варианты решения актуальных проблем молодежи (“Создай свое завтра” – детская общественная организация “Красландия” г. Красноярска; “Проект фирмы “Неугомонные” – средняя школа N3 г. Абдулино Оренбургской области, “Молодое поколение с верой и надеждой в третье тысячелетие” – средняя школа N1 Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа; “Профобразование и трудоустройство молодежи” – средняя школа N3 г. Дубовка Волгоградской области, “Социологический портрет детства” – областной Центр творчества молодежи г. Перми; “Нам нужна газета” – гимназия N9 “Перспектива” г. Самары и др.
Как и в прошлом году, подростков занимали вопросы экологии и благоустройства больших и малых территорий России (“Сад камней” – ЦРТДиЮ села Частое-2 Пермской области, “Коломна. Парк мира: настоящее, прошлое, будущее” – гимназия N2 г. Коломны Московской области; “Вода – ты сама жизнь” – Селихинская средняя школа Хабаровского края; “Будущее микрорайона – в наших руках” – средняя школа N13 г. Арзамаса Нижегородской области; “Состояние воздушной среды г. Невеля” – средняя школа N1 г. Невеля Псковской области; “Памятнику природы быть!” – Кондровская средняя школа г. Кондрово Калужской области и др.).
Помимо этого, школьники различных уголков страны исследовали проблемы реализации прав ребенка в школах, разрабатывали проект создания молодежных газет и телепередач.
В лагере “Комсомольский” были организованы пять тематических групп: экология (“Как прекрасен этот мир”), мемориальная (“Память сердца”), правовая (“Имею право”), социальных проблем (“Общество, в котором мы живем”), вопросы молодежной политики (“Легко ли быть молодым?”). Нужно было выявить в них лучшие проекты, которые являются образцами с точки зрения технологии социального проектирования и достигли максимального эффекта в их реализации на местах. Затем, работая уже большими группами, предстояло разработать пять крупномасштабных национальных проектов.
Из всех представленных проектов, в которых школьники продемонстрировали умение анализировать различные источники информации, привлекать широкий круг экспертов, доказательно выстраивать логику проектной деятельности и достигать реальных практических результатов, жюри выделило лучшие.
Проект “Благоустройство аллеи юности” – Центр творчества детей и юношества Ленинского района г. Воронежа, консультант – Татьяна Захарова.
Проект “Блокадная парта” – гимназия N144 г. Санкт-Петербурга, консультант Екатерина Сущенко.
Проект “Доброта” (оказание помощи Смирныховскому детскому дому) – гуманитарная гимназия N1 г. Южно-Сахалинска, консультант – Ирина Ващенко.
Проект “Подарим тепло своих рук” (организация пошива вещей воспитанникам Дома ребенка) – школа N5 г. Мурманска, консультант – Анна Шишова.
Проект “Нам нужна городская газета для подростков” – гимназия N9 “Перспектива” г. Самары, консультант – Данута Виденеева.
“День прав человека в школе” – гимназия N3 г. Волгограда, консультант – Галина Орехова.
“Служба помощи по трудоустройству школьников” “Надежда” – школа N29 г. Сызрани Самарской области, консультант – Ольга Титова.
Опыт работы многих проектных групп может быть использован во всероссийских масштабах. Поистине общенациональное значение имеет проект “Блокадная парта” учащихся г. Санкт-Петербурга. Ребята собрали уникальные материалы об учителях и школьниках блокадного города, которые могут стать основой для проведения уроков, классных часов по отечественной истории. Есть и практические результаты проекта – открытие счета для зачисления благотворительного взноса акции “Блокадная парта”. Проведение конкурса текстов эпитафии, обнародование поисковых материалов в печати и на телевидении являются школой достижения задуманного в социальном проектировании.
Этот проект получил новый импульс после защиты в большой аудитории “Комсомольского”. Учащиеся вместе со своим наставником Е. Сущенко организовали сбор средств среди детей и сотрудников Всероссийского детского центра “Орленок”, кому дорога память о людях, погибших в блокаду, на изготовление и установку 5 октября 2002 года мемориальной доски на аллее памяти Пискаревского кладбища.
Целью проекта “Доброта” стало привлечение внимания общественности к проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Участникам проекта удалось заинтересовать самый широкий круг спонсоров: 16 организаций откликнулись на их призыв оказать помощь Смирныховскому коррекционному детскому дому и стали их союзниками в этом благородном деле.
План действий, разработанный в ходе проекта “Школьный двор моей мечты” средней школы села Восток Енотаевского района Астраханской области, понравившийся многим ребятам из разных регионов страны, поможет им превратить свои школьные дворы в сказку. Детально рассчитанные планировка участка, его водоснабжение, смета на ограждение, макеты клумб являются матрицей универсального проекта. Но самое главное – детям удалось осуществить свою мечту, создать школьный двор, которым можно гордиться.
Вторую половину творческой смены подростки вместе со своими взрослыми консультантами при методической поддержке сотрудников Самарского регионального Центра гражданского образования пятью большими группами (приблизительно по 75 человек) разрабатывали социально образовательные проекты, которые делали попытку решить ряд актуальных проблем общероссийской значимости.
В конце августа во Дворце культуры и спорта, заполненном сотнями молодых граждан “Орленка” и многочисленных гостей, состоялась презентация национальных социальных проектов.
Их лейтмотивом стали такие поэтические строки:
Россия начинается с пристрастия
К труду, терпенью, правде, доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!
Работа каждой большой команды детей и взрослых продемонстрировала ряд позитивных характеристик этой новой педагогической технологии: формирование навыков анализа широкого спектра информации, умение учитывать мнение окружающих, самореализацию школьников в соответствии с их индивидуальными склонностями и способностями, разработку предельно компетентного подхода по осуществлению своего проекта, воспитание у учащихся активной гражданской позиции.
Работая над проектами, ребята узнали, насколько неповторима наша страна, как живут и действуют их сверстники в разных городах и селах России, какие качества надо в себе развивать, чтобы стать полезным своему государству.
Многое почерпнули для себя и педагоги, приехавшие вместе с детьми. Они познакомились с различными моделями учебной и воспитательной деятельности. На несколько дней погрузились в работу творческих семинаров по теории и практике социального проектирования, которые провела самарская группа методистов, отшлифовали критерии успешности того или иного проекта.
Среди 53 педагогов, приехавших с командами учащихся, было проведено анкетирование по проблемам внедрения социального проектирования в практику деятельности разных видов образовательных учреждений и молодежных организаций.
Из всех опрошенных лиц подавляющее большинство – 96 процентов – составили женщины, и только 4 процента – мужчины. Молодых специалистов оказалось также немного – 11 процентов. Большинство опрошенных (42 процента) – составили респонденты в возрасте от 30 до 40 лет, от 25 до 30 лет – 17 процентов. Следующая возрастная категория от 40 до 50 лет составила 26 процентов, педагогов от 50 до 60 лет оказалось 4 процента.
Следует отметить, что на финале акции оказалось немало представителей не только обществоведческих дисциплин, но и преподавателей русского языка и литературы, иностранного языка, биологии, психологии, математики, начальной школы, педагогов дополнительного образования. С одной стороны, это свидетельствует об универсальности технологии социального проектирования, когда координатором проекта может выступать человек с любой профессиональной подготовкой, как в городской, так и в сельской школе, было бы желание потрудиться на благо России. С другой стороны, отсутствие граждановедческой подготовки педагога сказывалось на качестве ряда проектов. Ликвидировать это противоречие возможно в ходе обучающих семинаров по технологии социального проектирования.
Эту технологию признали весьма важной 84 процента педагогов, и 11 процентов указали, что считают важными отдельные ее этапы.
Педагоги дали высокую оценку учебно-методическому пособию, изданному по итогам I Всероссийской акции “Я – гражданин России”. Средний балл, выставленный педагогами по пятибалльной шкале, составил 4,8 балла для содержания пособия, 4,2 балла для оформления и качества полиграфии, 4,5 балла для содержащихся в пособии методических рекомендаций. Все педагоги отметили необходимость издания учебно-методического пособия по итогам II Всероссийской акции “Я – гражданин России”.
78 процентов педагогов выразили готовность в своих регионах участвовать в распространении полученного опыта в сфере социального проектирования школьников, 21 процент затруднились с ответом.
64 процента опрошенных педагогов считают необходимым проведение в регионах страны обучающих семинаров по проблемам социального проектирования в школе, 35 процентов затруднились с ответом.
Практика показывает, что высокого уровня социального проектирования достигают те команды, проект которых стал делом всей школы. На вопрос о том, кто наиболее активно поддерживает практику подготовки проектов, респонденты ответили: директора школ и заместители директоров школ по учебно-воспитательной работе (более половины опрошенных); члены общественных организаций (одна треть опрошенных); учителя информатики, русского языка и литературы, классные руководители и социальные педагоги (одна пятая опрошенных). Отсюда следует вывод, что именно эти категории администраторов и преподавательского состава могут в дальнейшем стать опорой координатора проекта.
Какие структуры местной власти наиболее заинтересованы в настоящее время в распространении технологии социального проектирования? Результаты опроса показывают, что наибольшую заинтересованность проявляют образовательные структуры – 81 процент, общественные организации заметно им уступают.
А вот отношение к социальному проектированию на местах изменилось. Если в прошлом году большинство респондентов указывало, что на местах отзываются о социальном проектировании положительно, но не всегда оказывают активное содействие, то в этом году ситуация изменилась в лучшую сторону. Администрации городов, районов, сел не только одобрительно отзываются о проектной деятельности школьников (49 процентов), но и оказывают им активное содействие (48 процентов).
Во время финала Всероссийской акции сотрудниками Самарского регионального центра гражданского образования для координаторов проектов был проведен семинар по теме “Социальное проектирование как эффективное средство формирования гражданских компетенций”. В конце провели диагностику эффективности семинара. По ее результатам было выявлено, что для 79 процентов педагогов-участников семинара теперь в социальном проектировании не осталось неясных моментов, 18 процентов затруднилось ответить на вопрос, и лишь 3 процента, что не вполне разобрались в вопросах методического сопровождения проектной деятельности учащихся.
Что же обеспечило такой высокий результат эффективности семинаров? Респонденты указывают, что лучше всего усвоить технологию социального проектирования им помогло:
учебные тренинги, проведенные сотрудниками, просмотр учебно-методического фильма – 11 процентов;
работа в группах над национальными проектами – 22 процента;
просмотр проектов участников акции – 15 процентов, все вместе взятое – 40 процентов.
Таким образом, только комплекс учебно-методических мероприятий является гарантией прочного усвоения технологии социального проектирования учащихся.
В перечень вопросов мониторинга мнений педагогов о тенденциях социального проектирования школьников был включен вопрос о цикличности проведения Всероссийской акции “Я – гражданин России”.
По этому поводу мнения разделились. 43 процента опрошенных (в своем большинстве представители учреждений дополнительного образования, молодежных общественных объединений, которые жестко не регламентированы классной или возрастной градацией школьников и объединены разработкой каких-то профильных им проблем) высказались в пользу двухгодичного цикла: “будет больше времени для реализации проекта”, “возможна разработка долгосрочных проектов”, “будет возможность более тщательной разработки проекта”, “произойдет вовлечение в работу большего количества участников”.
Несколько больше было сторонников ежегодного проведения этой акции – 55 процентов (это в основном преподаватели школ, гимназий, лицеев). Вот их аргументы: “не следует терять живой ритм разработки проекта”, “чтобы не утратить интерес к проектной деятельности, дети в течение года должны получить результат”, “при ежегодном цикле не нарушается системность и преемственность работы”, “самые работоспособные дети – учащиеся 10-х классов, они имеют право попасть на финал, которого при двухгодичном цикле они лишаются”, “социальные проекты рассчитаны на короткое время, а по прошествии времени их актуальность теряется”, “затягивание работы над проектом губит интерес к проблеме, дети не могут “гореть” долго”. 2 процента опрашиваемых не определились по этому вопросу.
На многих наших деловых встречах присутствовали два крупных американских специалиста в области гражданского образования – профессор Бостонского университета Чарльз Уайт и профессор Стивен Шехтер из штата Нью-Йорк. Они высоко оценили результаты Всероссийской акции, активно перенимали методику разработки общенациональных проектов, встречались с педагогами и детьми в неформальной обстановке.
По мнению большинства педагогов-консультантов региональных проектов, наших американских коллег, а также сотрудников методических служб ВДЦ “Орленок”, необходимо продолжить практику проведения подобных акций в будущем, осуществить комплекс мер по пропаганде методики социального проектирования в образовательных учреждениях различных регионов страны, что, несомненно, скажется на росте социальных компетенций молодого поколения россиян.
Владимир ПАХОМОВ,
руководитель Самарского регионального центра гражданского образования
Говорят участники II Всероссийской акции “Я – гражданин России”
Антон Шмельков, г. Самара:
– Работая над проектом, мы поняли, сколько вокруг нас еще не решенных проблем, научились собирать и анализировать разнообразную информацию. Осознали необходимость четкого экономического обоснования своих предложений. Финальные конкурсы проектов должны проходить в такой же неформальной, дружеской атмосфере, как это было в “Орленке”.
Дмитрий Добрянский, Тверская область, г. Удомля:
– Участвуя в акции, мы почувствовали в себе силы что-то сделать для своей малой родины, объединять ребят для создания своего досугового Центра.
Также акция должна проходить каждый год, так как постоянно появляются новые проблемы и их необходимо решать.
Александр Белоусов, Тверская область, г. Удомля:
– Акция необходима, так как в процессе работы ребята сплачиваются и учатся решать задачи, которые их раньше беспокоили, но они не пытались их решить, а теперь они их могут реализовывать. Мы приобретаем социальный опыт, который нам здорово пригодится после окончания школы.
Валерия Петрова, г. Волжск, Республика Марий Эл:
– За время пребывания в “Орленке” я много узнала о проблемах других регионов России, чего не узнаешь на школьных уроках. Приобрела много новых друзей.
Анна Солинова, г. Ульяновск:
– Познакомившись в “Орленке” с такими разными, но очень интересными проектами своих сверстников, я поверила в доброе будущее России.
Мнение команды из поселка Федоровский Ханты-Мансийского автономного округа.
Акция – это:
возможность самоутвердиться;
возможность овладеть ораторским искусством;
возможность ощутить свою полезность и значимость в обществе;
возможность обретения новых друзей и незабываемых впечатлений.
С верой и надеждой в будущее
Тематическая смена в “Орленке”, проходившая под девизом “Я – гражданин России”, стала хорошей школой для всех ее участников – школьников, педагогов, методистов. Финалисты акции не только демонстрировали свои проекты, разработанные дома, но и, разделившись на большие группы (примерно по 70 человек), работали над национальными проектами.
Национальными они называются потому, что их тематика актуальна для всех участников группы, какую бы территорию России они ни представляли. Поистине национальный характер они принимают еще и потому, что трудятся над ними ребята из самых разных регионов Российской Федерации: с окраин страны и из центральных ее областей, из городов с миллионным населением и из небольших деревушек, с самых западных окраин и с восточных рубежей. А еще эти проекты приобретают национальное значение потому, что, делая попытку решить проблемы общероссийского масштаба, участники проектных групп создают законопроекты федерального уровня, принимают обращения к представителям высших эшелонов власти.
Методической основой создания национальных проектов стала проработка пошаговой технологии социального проектирования, ее унификация и ликвидация разночтений, которая зачастую возникает в отдельных регионах, что может являться препятствием как для осуществления задуманного ребятами, так и для их успешного выступления на конкурсе.
Организаторы конкурса предоставли возможность его участникам осознать, что судьбы России, ее светлое завтра зависит именно от них. Для этого надо было противопоставить информации, тиражируемой СМИ о российской молодежи как сборище скинхедов или наркоманов, позитивные примеры активной гражданской позиции молодых людей. Ведь воспитание на положительных эмоциях, в ситуации успеха, погружения в реальную действительность – основополагающие принципы формирования социально зрелого поколения молодых граждан.
Национальные проекты носили такие названия:
Бытовые отходы – бомба замедленного действия.
Вандализм – это страшно.
За молодую и здоровую Россию.
Передача на ТV – имею право я, имеешь право ты.
Сегодня – школьник, завтра – студент.
Консультантами и экспертами национальных проектов стали члены оргкомитета Всероссийской акции “Я – гражданин России”, методисты Самарского регионального Центра гражданского образования. А вместе с ребятами в творческих группах работали их учителя, педагоги – координаторы проектов. Они руководили малыми группами, на которые разделились большие коллективы разработчиков национальных проектов. Каждая имела свою “специализацию”: юристы, социологи, журналисты, аналитики, экономисты, сценаристы, оформители и другие. Таким образом, ребята могли попробовать свои силы в будущей профессии, а педагоги – отточить свое профессиональное мастерство в новом качестве. Ведь не так просто было координировать действия подростков, незнакомых друг с другом.
Цель была достигнута: ребята, живущие в различных землячествах “Орленка”, перезнакомились и сдружились, а национальные проекты получились реалистичными и результативными. День защиты национальных проектов стал настоящим праздником гражданской ответственности и активности, творческого полета и инициативы. Чувство гордости переполняло всех зрителей, присутствующих в большом зале Дворца культуры и спорта, когда “орлята” все как один стоя исполняли Гимн России. Очевидно было, что к презентации проектов школьники подошли очень творчески. Презентации были построены как в традиционной форме, так и в виде спортивного репортажа, телевизионной передачи, судебного заседания. Несмотря на короткое время работы над проектами (только 6 дней) ребятам удалось глубоко проникнуть в суть рассматриваемых проблем. Поэтому ответы на вопросы, которые задавал зал (а гости были очень представительными: Ирина Димова – первый заместитель главного редактора “Учительской газеты”, Ирина Калиш – главный специалист Управления дополнительного образования и воспитания детей и молодежи Министерства образования РФ, Ирина Романец – заместитель генерального директора ВДЦ “Орленок”, Стивен Шехтер – профессор из штата Нью-Йорк, Чарльз Уайт – профессор Бостонского университета) были вдумчивыми и грамотными.
И, глядя на ребят, стоящих на сцене, взрослые организаторы акции понимали, что не зря этих ребят делегируют города и области. Их молодой задор, подчиненный одной цели – помочь Родине, уже вписал их в историю Всероссийской акции, в историю “Орленка”.
Национальный проект
“Бытовые отходы – бомба замедленного действия”
Разработчиками данного проекта стали участники направления “Как прекрасен этот мир” из 12 регионов Российской Федерации: г. Александров Владимирской области, г. Арзамас Нижегородской области, г. Брянск, г. Воронеж, г. Кондрово Калужской области, поселок Красногорский Республики Марий Эл, г. Невель Псковской области, Пермская область, г. Ростов-на-Дону, г. Светлоград Ставропольского края, Ульяновская область, поселок Селихино Хабаровского края. Консультант В. Пахомов. Для обсуждения участниками были предложены следующие проблемы:
охрана городского воздуха;
загрязнение водоемов;
засорение населенных пунктов бытовыми отходами;
речное и морское браконьерство;
хранение ядерных отходов;
лесные пожары.
В ходе бурной дискуссии участники оценивали и анализировали актуальность предложенных проблем.
Первый тур голосования определил три проблемы, имеющие особую значимость на сегодняшний день:
проблема охраны городского воздуха – 30 процентов;
засорение населенных пунктов России бытовыми отходами – 54 процента;
проблема лесных пожаров – 16 процентов.
Второй тур голосования подвел окончательный итог по выбору проблемы. Ребята уделили внимание проблеме загрязнения территории страны бытовыми отходами. Свой проект участники назвали “Бытовые отходы – бомба замедленного действия”.
Подростки наглядно доказали актуальность выбранной проблемы. С болью в голосе за судьбу страны ребята представили следующие факты:
“Наше общество до сих пор живет беспечной жизнью, не осознавая особенности экологической ситуации. Экологическая катастрофа может наступить вследствие игнорирования проблем, связанных с образованием, накоплением и утилизацией промышленных и бытовых отходов. 85 процентов бытовых отходов вывозится для хранения на полигонах. Огромные просторы нашей Родины пока позволяют отводить под полигоны значительные территории, но эти полигоны зачастую не соответствуют элементарным требованиям, предъявляемым к такого рода сооружениям, и превращаются в свалки, загрязняющие среду обитания.
По статистике, в 1999 году в городах и поселках России образовалось примерно 30 млн. тонн твердых бытовых отходов. По прогнозам, к 2005 году ежегодное их накопление возрастет до 35 млн. тонн. Вызывает озабоченность тот факт, что сумма природоохранных затрат на охрану земли от загрязнения бытовыми отходами с 1996 года до 2001 года не увеличивалась и составляет лишь 2 процента от общего объема текущих затрат на охрану окружающей среды. А вместе с тем объем свалок ежегодно возрастает на 60 процентов, т.е. в 3-4 раза быстрее, чем народонаселение!”
На этапе сбора информации и ее анализа участники проекта разделились на группы:
1-я группа проводила социологические опросы среди респондентов, проживающих на территории ВДЦ “Орленок”, всего был опрошен 301 человек в возрасте от 11 до 55 лет;
2-я группа занималась изучением СМИ и научно-популярной литературы по проблеме бытовых отходов;
3-я группа изучала нормативные документы, а также знакомилась со спецификой работы и полномочиями законодательных органов и специальных служб;
4-я группа провела серию встреч с компетентными специалистами: В. Николаевым – санитарным врачом ВДЦ “Орленок”; А. Лисициной – ассистентом кафедры детских инфекций Кубанской государственной медицинской академии; И. Калиш – главным специалистом Управления воспитания и дополнительного образования Министерства образования РФ; Л. Спириной – начальником лагеря “Комсомольский”, а также взяла интервью у нашего гостя из США профессора Бостонского университета Чарльза Уайта.
Группы представили документы, материалы и мнения специалистов, свидетельствующие о том, что в стране условия по сбору и хранению бытовых отходов не отвечают современным санитарным нормам, что подтверждает актуальность рассматриваемой проблемы. Ребята пришли к выводу: необходимо привести в полное соответствие нормативно-правовую базу субъектов РФ и органов местного самоуправления с федеральными законами с целью соблюдения экологических требований к транспортировке, складированию, переработке и захоронению бытовых отходов.
Участники проекта обратились с предложениями:
в Комитет экологии и природных ресурсов Государственной Думы включить в бюджет 2003 года отдельной строкой финансирование мероприятий по сбору, переработке и вторичному использованию бытовых отходов, осуществлять контроль за выполнением федеральных законов по данной проблеме с выездными заседаниями комитета в районы с наиболее напряженной экологической обстановкой.
В Министерство образования Российской Федерации:
расширить сеть вузов по подготовке юристов-экологов с последующим их трудоустройством по специальности, включить в программы естественно-научных дисциплин общеобразовательных школ разделы по экологическим и эколого-правовым знаниям.
В администрации местных муниципалитетов:
повысить ответственность должностных лиц за экологическое состояние своих территорий, расширить сеть пунктов приема раздельного сбора бытовых отходов и использования вторичного сырья.
Кроме предложений, участники проекта осуществили несколько акций по очистке территории Всероссийского детского центра от мусора и отходов с такими интересными названиями: “Мусору – бой!”, “Фантик и стеклышко”, “Чистый пляж”.
Также ребята организовали конкурс рисунков и плакатов по разработке дизайна мусорных баков, урн, контейнеров, выпустили и распространили листовку “Начни с себя”.
Начни с себя! Не бросай мусор!
Помни, для разложения различных форм мусора требуется огромное количество времени:
Бумага – 2 – 2,5 месяца
Кожура фруктов – 6 месяцев
Картон – 5 лет
Сигаретные фильтры – 10 – 12 лет
Полиэтиленовые пакеты – 10 – 12 лет
Кожаная обувь – 25 – 40 лет
Пластиковые контейнеры – 50 – 80 лет
Жестяные банки – 100 лет
Алюминиевые банки – 200 – 300 лет
Стекло и многие виды пластмасс – никогда
Вот мнения участников проекта:
Проанализировав всю информацию, разработав план своих действий, мы пришли к выводу, что создание проекта – это замечательный пример сотрудничества детей, педагогов, общественности. Мы считаем, что наши предложения не останутся без внимания и ответа и найдут поддержку в законодательных и исполнительных органах.
Эта работа помогла нам проявить на практике свои знания, обрести умение убеждать других, чувствовать уверенность в своих силах.
Работа над проектом стала для нас прекрасным жизненным опытом, мы научились добиваться поставленных целей и осознали, как важно быть активными гражданами своей страны!
Национальный проект
“Вандализм – это страшно”
Участники направления “Память сердца” продемонстрировали свою гражданскую позицию в разработанном национальном проекте “Вандализм – это страшно”. Участники – представители делегаций из городов и поселков России: г. Краснодар, г. Волжск Республики Марий Эл, г. Красногорск Московской области, г. Санкт-Петербург, г. Бузулук Оренбургской области, г. Тула, Ивановская область, г. Абакан Республики Хакасия, г. Орел, г. Коломна Московской области. Консультант проекта – Т. Шепелева.
Проблема была выбрана не случайно. События последнего времени подтверждают, что экономическая нестабильность, падение духовных ценностей, социальная дифференциация общества резко снизили воспитательное воздействие культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования личности. Наблюдается повсеместное осквернение памятников и культурных ценностей. Другими словами, актуальность проблемы вандализма не может ни у кого вызывать сомнений.
Цели и задачи проекта:
воспитание бережного отношения к культурному достоянию страны;
привлечение внимания общественности и властных структур к проблеме вандализма.
Изучая нормативно-правовую базу по данной проблеме, участники познакомились с содержанием таких документов, как “Конституция РФ”, “Декларация прав человека”, “Конвенция о правах ребенка”, “Административный кодекс РФ”, “Уголовный кодекс РФ”.
Вывод был однозначен: вандализм – опасное антиобщественное явление. Вандализм попирает конституционные права и свободы человека и гражданина. Он угрожает духовному здоровью нации. Он подрывает единство нашего народа. Он глубоко оскорбляет хранимую россиянами священную память о жертвах Великой Отечественной войны. Значит, в цивилизованном обществе вандализму места быть не должно.
Работа над проектом шла по нескольким направлениям. Ребята провели социологический опрос среди 199 человек – участников акции, руководителей делегаций и работников ВДЦ. В результате выяснилось, что 97 процентов опрошенных знают, что такое вандализм, и указывают причины его появления: отсутствие культуры, незанятость молодежи, характер человека, социальное неблагополучие, религиозное сектантство, межнациональная вражда.
81 процент опрошенных считает, что проблема вандализма актуальна, так как он не имеет границ. Исследуя проблему, участники выявили, что вандализм бывает материальный, духовный, личностный, национальный, религиозный. Проявления его также бывают разные: уличный, транспортный, бытовой, экологический, культурный, исторический.
Кроме того, ребята составили хронику проявления вандализма последнего времени:
Краснодарский край – 11 мая 2002 года: разгром парка скульптур;
Волгоград – 12 июня 2002 года, День России: вандалы осквернили могилу русского офицера, погибшего в Чечне;
Москва – 11 июня, Манежная площадь: 5 тысяч болельщиков, 83 человека погибли.
И этот список можно продолжать.
В ходе интервью на вопрос “Что такое вандализм?” участники акции отвечали:
это уничтожение всего ценного, святого;
это разрушение памятников культуры, нарушение порядка вообще;
бездумные поступки бездушных людей;
комплекс собственной неполноценности человека, малодушие;
это грубое, жестокое обращение к культурным и историческим ценностям.
На “стене откровения” в лагере “Комсомольский” появились следующие мнения участников акции: “Корни вандализма – в изъянах семейного воспитания, здоровая семья – спасение от него”, “спасение от вандализма в развитии и сохранении подлинной культуры”, “вандалами не рождаются, ими становятся”. И как призыв к действию звучат слова: “Вандализм можно и нужно остановить совместными, активными действиями”, “если мы не будем равнодушны ко всем его проявлениям, вандалы не посмеют портить нам жизнь”.
Участники предложили Институту языкознания Академии наук Российской Федерации внести уточнения в определение понятия “вандализм”: это бессмысленное и преднамеренно жестокое разрушение и разграбление памятников и ценностей материальной и духовной культуры.
Продвигаясь от одного этапа к другому, подростки приобретали опыт малых и больших дел. Они встретились с исполняющим обязанности главы Новомихайловского поселкового совета В. Неверкевич, с ветеранами Великой Отечественной и локальных военных конфликтов, изучили много материалов, опубликованных в СМИ по данной проблеме. Провели конкретные мероприятия по реализации проекта:
конкурс плакатов на тему “Вандализму – нет!”;
конкурс эскизов “Защитим и сохраним” – оформление закладок для учебников, эмблем и календарей;
трудовой десант у памятника “Орленок” и у памятника воинам Великой Отечественной войны в поселке Новомихайловский.
Для искоренения этого социально опасного явления участники проекта предлагают осуществить следующие меры: вовлечение молодежи в гражданско-патриотические клубы, публикация материалов акции “Я – гражданин России”, на основании программы о патриотическом воспитании населения России на 2001-2005 годы разработать конкретные мероприятия по воспитанию культуры молодежи.
Вандализм – это страшно. Мы обязаны помнить историю и героев своей страны. Ведь без памяти о прошлом у страны нет будущего.
Национальный проект
“За молодую и здоровую Россию”
Группа участников молодежного направления “Легко ли быть молодым?” разработала проект “За молодую и здоровую Россию”. В этой группе были объединены ребята из поселка Бобровка Архангельской области, поселка Восток Астраханской области, города Дубовки Волгоградской области, города Красноярска, города Абдулино Оренбургской области, города Перми, города Сызрани Самарской области, города Ставрополя, города Удомли Тверской области. Консультант проекта – З. Мазыр.
Выбор проблемы в этой большой группе проходил достаточно интересно. Команды предлагали проблемы, которые по звучанию были самые разные: проблемы детей-беженцев, общественных молодежных организаций и их взаимодействия, проблемы молодых талантов российской глубинки. Но больше всего внимания привлекла тема, затрагивающая интересы молодежи буквально всех российских территорий – организация массового молодежного спорта по месту жительства. Ребята целенаправленно не стали заниматься вопросами профессионального спорта, хотя они, безусловно, требуют пристального внимания общественности, а выбрали тему молодежного массового спорта, так как она затрагивает интересы всех и каждого.
Доказывая актуальность проблемы, они просто ошеломили всех цифрами и фактами о здоровье детей и молодежи. Ныне происходит катастрофическое снижение человеческого потенциала. Коэффициент жизнеспособности населения, по данным Всемирной организации здравоохранения ЮНЕСКО, составляет в России 1,4 балла по 5-балльной шкале.
По данным Госкомстата РФ, с 1992 по 2000 г. в 65 субъектах РФ сократилась численность населения, а в 2000 году в 78 субъектах отмечался рост числа умерших, и уже к 2016 году численность населения в пожилом возрасте превысит количество детей и подростков на 12,8 млн. человек, или на 62 процента, что ускорит процесс старения нации.
По причине неблагополучного состояния здоровья около 1 млн. детей школьного возраста сегодня полностью отлучены от занятий физкультурой. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80 процентов. Расчеты специалистов показывают, что на профилактику заболеваний средствами физической культуры и спорта бюджетных средств выделяется в 22 раза меньше, чем на лечение и лекарственное обеспечение.
С 1991 года число физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в стране уменьшилось на 20 процентов и не превышает 198 тысяч. Их единовременная пропускная способность составляет 5 млн. человек, или всего 17 процентов от норматива обеспеченности. В физкультурно-спортивную деятельность сегодня вовлечено всего 8-10 процентов российских граждан, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель составляет 40-60 процентов. Даже стадион “Лужники” больше известен молодежи как вещевой рынок, а не главный стадион страны. Таким образом, проблема здоровья молодежи на сегодняшний день очень актуальна. В подтверждение ребята привели следующую фразу: “Кто-то тратит деньги на лекарства, а кто-то – на тренажеры”.
Авторы проекта считают, что в сложившейся ситуации необходимо остановить ухудшение здоровья нации и тенденцию снижения численности населения. Принять радикальные меры по формированию здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень патриотизма и гражданственности, неприятие вредных привычек. Если этого не делать сегодня, утверждают ребята, завтра возникнет реальная угроза национальной безопасности России.
Группа аналитиков рассмотрела круг источников СМИ и отметила, что в прессе в последнее время достаточно широко освещаются проблемы профессионального спорта, особенно в свете прошедшей Олимпиады и чемпионата мира по футболу, но вместе с тем развитию массового спорта, строительству детских спортивных сооружений, состоянию и уровню физической культуры подрастающего поколения на страницах газет уделяется очень мало внимания.
Ребята утверждают: “Мы считаем, что средствам массовой информации следует более широко освещать проблемы состояния именно детского и юношеского спорта, оснащения школ и спортивных площадок, создания дворовых команд и клубов, так как это именно те, кто в дальнейшем придет в профессиональный спорт и кому предстоит защищать честь России на международных спортивных аренах”.
Группа юристов рассмотрела следующие документы и материалы:
“Всеобщую декларацию прав человека”, “Конвенцию о правах ребенка”, “Конституцию РФ”, Закон РФ “Об образовании”, Концепцию развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2005 года, Федеральную целевую программу “Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи”, которые являются основополагающими государственными документами, определяющими стратегию и основные направления развития физической культуры и спорта в стране. Программы приняты, что же на самом деле происходит на местах?
Группа социологов опросила 259 человек – участников акции из различных территорий России.
На вопрос “Россия – спортивная страна?” 80 процентов опрошенных ответили положительно, хотя данные статистики говорят об обратном.
На вопрос “Для чего нужно заниматься спортом?” ребята ответили: для здоровья – 55 процентов, для совершенствования формы тела – 18 процентов, для поддержания духа – 15 процентов, для карьеры – 12 процентов.
А что же мешает, по мнению ребят, российским детям заниматься спортом? Материальное положение семьи – 8 процентов, здоровье – 16 процентов, отсутствие силы воли – 18 процентов, недостаток спортивных школ и площадок – 58 процентов.
64 процента участников акции из 19 регионов РФ считают, что в их регионах недостаточное количество спортивных сооружений по месту жительства. “Хотя все мы родом из детства, но детство проходит во дворах, заросших бурьяном, с поломанными качелями. А мы хотим расти здоровыми и сильными”.
Авторы проекта предложили свои рецепты для улучшения здоровья молодежи:
1. Создание педагогических отрядов из числа студентов спортивных факультетов для занятий на дворовых спортивных площадках.
2. Освещение через местные средства массовой информации спортивных достижений в городах и районах страны.
3. Проведение конкурсов на лучшую спортивную площадку среди микрорайонов, городов.
4. Ввести традицию проведения Всероссийской ежегодной акции “Стартуют все”.
Кроме предложений, ребята уже в “Орленке” занялись своим оздоровлением и пропагандой здорового образа жизни. Они провели “забор мнений”. Жители “Комсомольского” высказывали свое мнение по вопросам: “Какое, по вашему мнению, будущее спорта в России?”, “Как, на ваш взгляд, спорт влияет на образ жизни и здоровье человека?”.
Ребята организовали и провели массовый забег участников акции, в котором участвовали 12 землячеств – 220 человек. При работе над национальным проектом ребята проводили ежедневные физкультминутки, которые продемонстрировали на презентации:
Ну, ребята, улыбнитесь
И тихонько подтянитесь!
Встаньте в шахматном порядке,
Начинаем физзарядку!
Головою покрутите,
Шею мягко разомните.
Чтобы стройными нам стать,
Нужно руки приподнять.
Чтобы лишний вес убрать,
Надо телом повращать.
Если ты не лоботряс,
То присядешь пару раз.
Здоровье в порядке –
Спасибо зарядке!
Участники написали обращения в Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ, в редакцию “Учительской газеты”, в редакцию журнала “Внешкольник”, в редакцию газеты “Спорт для всех” с предложением о проведении Всероссийского конкурса плакатов и рекламных роликов “Все на спортплощадку”; в областные и региональные Комитеты по делам молодежи с предложением создания инициативных групп для организации на местах спортивно-массовой и оздоровительной работы.
Каждый участник национального проекта увез с собой в регион “копилку” с планом действий по реализации проекта, сценарий “Дня здоровья”, а самое главное – заряд бодрости и энергии.
Национальный проект “Передача на ТV, имеем право я и ты”
(создание правовой молодежной телепередачи)
“- Доброе утро! Вас приветствует “Орленок-ТВ”. В студии Ольга Левикова. Сегодня мы расскажем вам о том, как проходит финал Всероссийской акции “Я – гражданин России”. Об этом наш первый репортаж”.
Так начиналась защита проекта, построенная в форме передачи на телевидении. Группа ребят из городов: Казани, Сарова Нижегородской области, Самары, Саратова, Волгограда, Ульяновска, Костромы, Ливны Орловской области, Ханты-Мансийского округа, Республики Калмыкии – темой своего проекта избрали создание общероссийской правовой молодежной телепередачи, так как у себя в регионах они работали над проблемой реализации прав человека. Консультант проекта – Т. Кобелева.
Мы находимся в лагере “Комсомольский”, где полным ходом идет разработка национальных проектов. Ребята из разных регионов России объединены общей идеей: “Как сделать нашу страну лучше?”
Одна из этих идей – выпуск новой правовой телепередачи для детей и подростков “Имею право я и ты”. Чтобы узнать об этом поподробнее, мы обратились к разработчикам этого проекта.
– Артем, скажите, почему вы решили выбрать именно эту тему телепередачи?
– Проанализировав программу телепередач ОРТ за неделю, мы выяснили, что всего 10,7 процента эфирного времени рассчитано на молодежную аудиторию, 15 процентов из которого уделяется на информационные передачи. Этого недостаточно для просвещения молодежи вообще и правового образования в частности. Проведя социологический опрос, мы выяснили, что из 116 опрошенных – 91 процент знает о правовой передаче “Человек и закон”, ориентированной на взрослых, а 67 процентов считает необходимым создание молодежной правовой передачи.
– Олег, создание телепередачи дело сложное. Скажите, какие шаги необходимо осуществить для воплощения вашей идеи?
– Создание телепередачи дело реальное, особенно если заручиться поддержкой государственных структур власти и средств массовой информации. Изучив нормативную базу, мы выяснили, что молодежная правовая телепередача может выходить как в рамках всего государства, так и отдельного региона. Ее учредителями и соучредителями согласно “Закону о СМИ” (статья 7) могут стать граждане, объединения граждан, предприятия, организации или государство. Учредителями нашей передачи мы видим Министерство образования РФ, Министерство культуры РФ, Государственный комитет телевидения и радиовещания. Финансироваться она должна из государственного бюджета. Любая телепередача должна быть зарегистрирована, но еще до регистрации необходимо разработать общую концепцию, определить ареал распространения вещания, примерную тематику, источники финансирования. Затем необходимо определить сетку вещания, штатное расписание, список оснащения. Очень важным моментом является подбор кадров, который лучше всего проводить на конкурсной основе. Целесообразно заранее позаботиться о том, чтобы привлечь специалистов-правоведов, юристов, психологов, педагогов. Ответственным моментом являются проведение первых съемочных работ и презентация передачи.
– Спасибо! Аня, а какой вы видите эту телепередачу?
– Телепередача представляет собой дискуссию-обсуждение в форме ток-шоу. Мы обращались к специалистам с вопросом о том, каким должно быть содержание телепередачи. Ирина Калиш, главный специалист Управления дополнительного образования и воспитания детей и молодежи Министерства образования РФ, очень точно заметила, что ключом передачи должно стать равное соотношение прав и обязанностей. Директор телецентра “Орленок-ТВ” согласился помочь нам и предоставить эфирное время для первой пробной передачи в “Орленке”. Он предложил, чтобы в студию приглашались не только специалисты и ребята, но и учителя, и родители. Мы планируем, что телепередача будет проходить в удобное для ребят время в 17-18 часов, продолжительностью 40 минут.
– Сегодня у вас есть уникальная возможность увидеть первый выпуск телепередачи “Имею право”.
Передача начинается стихотворением, родившимся здесь, в “Орленке”.
Его авторы – ребята из города Ливны Орловской области.
Я не имею права на безделье,
На равнодушие, обман.
Я не имею права на молчанье,
Законом целый комплекс прав мне дан.
Имею право на свободу,
На жизнь, на выбор, труд, семью.
Имею право на заботу,
Защиту от войны, зарю.
Имею право говорить
И на вопросы получать ответы,
На честь, здоровье и хочу
От взрослых получать советы.
Имею право получить
Я высшее образование
И, все законы изучив,
Из прав построить жизни здание.
Имею право много дел полезных совершить,
Чтобы России гражданином быть!
Ведущий: Добрый день! В эфире первый выпуск программы “Имею право”. Если вам от 12 до 18 лет, то она для вас! Мы часто оказываемся беспомощными в некоторых жизненных ситуациях: в школе, дома, в больнице, на улице, в магазине, поэтому нам необходимо знать свои права, права граждан страны. Ведь нам вместе строить правовое государство и жить в нем. Сегодня мы поговорим о проблеме подростков на улице. Всегда ли мы чувствуем себя защищенными? Посмотрите видеозапись.
Мы шли с дискотеки,
Нам весело было.
Шутили, смеялись, читали стихи,
Гитара звенела – никто не заметил,
Как путь нам сержант, козырнув, преградил.
– Откуда, ребята? – он коротко бросил, –
Одиннадцать, поздно, ведь ночь на дворе,
Все спят, не шумите!
“Ступай себе мимо” –
– Не помню, уж кто-то из нас обронил…
Ну слово за слово, и спор разгорелся.
Подумаешь, шли и шумели гурьбой,
Чуть-чуть покричали…
“За руки не трогай,
Мы просто идем с дискотеки домой”.
Сержант разговора, однако, не слушал.
Ни разу он даже и рот не открыл.
Не кажется ль вам, что он кодекс нарушил
И нас в отделение он проводил?
Ведущий: Вы только что посмотрели сюжет, который мы отсняли скрытой камерой на улицах города Н. Но хотелось бы услышать мнение присутствующих в студии подростков и специалистов о данной ситуации. Насколько правомерны были действия с той и другой стороны.
Ребята смогли смоделировать и обмен мнениями среди подростков, и оценку “специалистов”, ссылаясь на статьи Уголовного и Административного кодексов РФ. А затем в студии работал телефон “прямой линии”, по которому все могли задать вопросы о том, как выйти из сложной ситуации и куда обратиться, если их права были нарушены.
По реакции зала было видно, насколько задевают за душу те проблемы, которые подняли ребята в проекте. А значит, телепередача необходима. Хочется верить, что обращения, направленные в Министерство образования, в Министерство культуры, в Государственный комитет телевидения и радиовещания, в редакцию “Учительской газеты”, не останутся без внимания, и их инициатива будет поддержана. А разработанные ребятами список штатного расписания, сетка вещания, перечень необходимой аппаратуры и сценариев передач помогут проектным группам в регионах, работающим над идеей молодежных телепередач.
Национальный проект “Сегодня – школьник, завтра – студент”
Проблема поступления в вузы никого не оставляет равнодушным. Выпускники школ и их родители, студенты-первокурсники и учителя школ, чиновники от образования и профессора вузов, журналисты и представители правоохранительных органов с жаром готовы обсуждать вопросы подготовки абитуриентов, их шансы на поступление и соблюдение при этом законности. Наверное, поэтому ребята из городов Мурома, Челябинска, Южно-Сахалинска, Мурманска, Санкт-Петербурга, Астрахани, Белгородской, Вологодской, Калужской областей и Республики Башкортостан из множества социальных проблем российского общества выбрали именно эту тему для своего национального проекта. Консультант проекта – Филимошина О.Н.
Окончив школу, в вуз я поступаю.
Не сложно,
можно,
но я знаю,
Что предо мной стоит огромная проблема,
неразрешимая дилемма:
Смогу я честно поступить
Или придется заплатить?
С деньгами просто поступать,
Но где мне эти деньги взять?
Исследуя проблему доступности поступления в вузы, участники проекта заглянули в историю России ХIХ века, молодой Советской России, Советского Союза времен культурной революции, оттепели 50-60-х годов, 90-х годов ХХ века.
Как к этой проблеме относится общество? Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, ребята обратились к различным периодическим изданиям и выяснили, что для СМИ тема поступления в вузы является “сезонной” и материалы на эту тему регулярно появляются на страницах печати лишь в период приемных экзаменов. Традиционно постоянное внимание этой теме уделяют такие издания, как “Учительская газета”, “Воспитание школьника”, “Первое сентября”.
Между тем государство своими законами, и прежде всего Конституцией РФ, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на высшее бесплатное образование на конкурсной основе, в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека. Уголовный кодекс сурово наказывает за отклонение от конституционных норм. А Закон “Об образовании” гласит: “Условия конкурса при поступлении в вуз должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы, соответствующего уровня”.
“На бумаге все выглядит красиво, – говорят ребята, – образование – самым талантливым. Но на самом деле это не совсем так: зачастую материальное положение родителей определяет, будет ли ребенок получать высшее образование, а кроме того, большими возможностями обладают выпускники школ крупных городов”.
Участники проекта не только критикуют, но и осознают, что Федеральное Собрание, Правительство РФ и другие органы власти не бездействуют. Принята программа социально-экономического развития России на 2002-2004 годы, где говорится о необходимости обеспечения равного доступа к образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населения. Организован эксперимент по контрактной подготовке кадров сельской молодежи. Координирует эту работу Государственный комитет по молодежной политике. Проводится эксперимент по введению единого государственного экзамена.
Для выяснения отношения к единому государственному экзамену различных групп населения ребята провели социологический опрос и выяснили, что поддерживают ЕГЭ 73 процента респондентов и 27 процентов опрошенных высказывают недоверие к его результатам, так как он не показывает, на их взгляд, истинного уровня знаний и интеллекта.
Участники проекта предложили собственную программу действий, цель которой – выработка алгоритма поступления в высшие и средние специальные учебные заведения, задачи – анализ востребованных профессий в регионах России, установление контакта с молодежными биржами труда, службами занятости и социологами, передача информации и сотрудничество со СМИ.
Методы достижения цели:
консультативная работа в профессионально ориентационных центрах и службах занятости;
целевая подготовка к поступлению в вузы;
обращение участников акции “Я – гражданин России” в Министерство образования РФ с предложением усовершенствования системы льгот для абитуриентов;
обращение к депутатам Государственной Думы с предложением появления у каждого вуза абитуриентской странички в интернете.
Завершилась защита национальных проектов, подошла к концу смена в “Орленке”, разъехались по городам и селам страны юные проектировщики. Но мы верим, что все их планы и мечты обязательно сбудутся. И, говоря словами известного поэта, мы обращаемся к ребятам и взрослым – участникам II Всероссийской акции “Я – гражданин России”.
Люди, не можем достичь мы предела!
Лучшее слово и лучшее дело –
Все еще впереди.
Мы говорим вам: “Иди!”
Новых побед и свершений!
Зульфия МАЗЫР,
Татьяна КОБЕЛЕВА,
методисты Самарского регионального Центра гражданского образования
Комментарии