search
main
0

Молодежь к станкам не тянет

Николай РЫЖКОВ, президент Российского союза товаропроизводителей, депутат Госдумы РФ:

– В Российский союз товаропроизводителей входит 120 союзов ассоциаций реального сектора экономики, и вопросом номер один (и для союза в целом, и для каждой ассоциации) стала подготовка высококвалифицированных кадров. Во многих отраслях нехватка кадров достигла катастрофических размеров. А если учесть, что средний возраст рабочего на предприятиях составляет 53 года, становится очевидно: дела обстоят и в самом деле не лучшим образом. На моем родном “Уралмаше” численность рабочих за последние десять лет уменьшилась в два раза. Люди ушли и возвращаться не собираются, потому что приспособились как-то по-другому зарабатывать деньги, к станкам и мартеновским печам их уже не тянет.
Есть два варианта пополнения рабочих кадров. Первый – и его использует тот же “Уралмаш” – завозить ежегодно по 700 человек из стран СНГ. Второе – готовить отечественные кадры. Последний вариант, конечно, более привлекательный, но сегодня нет той стройной системы подготовки кадров, что была в советские времена, нет и четкой программы действий. Нам нужно заново строить всю систему. Во-первых, мы должны наладить подготовку и переподготовку рабочих кадров на предприятиях (раньше на “Уралмаше” мы готовили 60 процентов рабочих кадров). Во-вторых, с учетом новой экономической модели, в которой мы сегодня работаем, нужны специальные центры по переподготовке рабочих кадров. В Германии, например, только для переподготовки сварщиков есть более чем 600 таких центров с особым статусом, которым помогает государство. Такие центры нужны и России.
Наконец, в-третьих, нам надо оказать серьезную помощь учреждениям начального профессионального образования, чтобы обучение там стало качественным. Я понимаю, что не самые благополучные дети поступают в ПТУ, но мы можем и должны сделать все, чтобы профшкола стала учреждением социального оздоровления общества. В нашей стране, по одним данным, миллион беспризорников, по другим – 2-3 миллиона. В профтехучилищах учится меньше миллиона детей, выходит, беспризорников больше, чем тех, кто учится, и это очень серьезная проблема.
Что нужно сделать в первую очередь? Я думаю, нужно увеличивать зарплату работникам системы НПО. Позор, когда директор училища получает 1800 рублей. Государство обязано сделать его зарплату и жизнь достойной.
Еще одна проблема, которая нуждается в срочном серьезном осмыслении, это базовые предприятия. Понятно, что все профучилища не смогут иметь богатых партнеров, потому что половина былых предприятий-шефов “лежит на боку”, а другая половина уже не существует вовсе. Но это не значит, что нужно отказываться от такого вида сотрудничества, как базовое предприятие. Просто необходимы новые формы взаимовыгодного сотрудничества. Кроме того, пора подготовить и утвердить государственную программу подготовки квалифицированных рабочих кадров, внести поправки и в базовый Закон “Об образовании”, и в Налоговый кодекс, параллельно сосредоточив внимание на подготовке закона “О начальном профессиональном образовании”. Нам нужны такие документы, которые бы дали возможность готовить кадры на перспективу, решать проблемы с финансированием этой работы. Время от времени появляются поползновения побыстрее передать профтехобразование на региональный уровень, пусть-де регионы все финансируют, а с федерального уровня уйдут все заботы о подготовке рабочих кадров. Но ведь у многих областей нет на это денег, и мы можем погубить всю систему НПО. Есть надежда, что экономика станет стабильной, но надеяться на то, что в рыночной среде предприятия не будут появляться и умирать, очень трудно. Не станут предприятия-однодневки заказывать кадры и платить за их подготовку, им выгоднее заплатить чуть дороже и переманить рабочего с одного предприятия на другое. Но надо сделать так,чтобы каждое предприятие – месяц оно работает или десять лет – платило деньги за подготовку кадров. Будет ли это называться “налогом на квалификацию” или по-другому, все равно, лишь бы были деньги. В Германии, например, 1,5 процента фонда заработной платы уходит на такой налог и за счет этих денег вся система профобразования держится и развивается. Если мы этого не сделаем, наша система никогда не будет обеспечена финансово в должной мере.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте