search
main
0

Молодая команда. Выпускники педагогических вузов «встают на крыло»

Занятия в школе направлены не только на повышение профессионального мастерства молодых педагогов, но и на раскрытие их творческого потенциала, талантов и лидерских качеств. Такой способ консолидации молодых кадров, педагогического будущего края, оказался самой удобной формой работы с молодежью, и неудивительно, что школа всегда находит отклик в их сердцах. Вот и этим летом она собрала более 50 человек со всех районов Забайкалья. Молодые учителя, школьные психологи, преподаватели краевого института повышения квалификации работников образования и Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета провели неделю на берегу озера Арахлей. Необычная школа и встретила «школяров» неординарно. Прямо от «крыльца» базы отдыха «Касатка» молодым учителям пришлось забыть о статусе педагога и окунуться на время в детство. Помогли в этом штабисты, которые прогнали ребят по сложным и не очень препятствиям. Падать на руки своих коллег, ходить змейкой и с закрытыми глазами, нырять в горячий песок, выдавать экспромтом стихи на заданную тему было непросто, но все испытания отряды прошли на ура… Командный дух зародился, что и требовалось.

Эльвира ПАЛАМОВАЗабайкальский край

Качай права!

Жарко? Еще бы, на то оно и лето, но еще жарче было от дискуссий, которые разгорались на лекциях. Молодые педагоги активно отстаивали свое мнение, порой не совпадающее с позицией старших коллег, зато собственное. А лекторский марафон начался с серьезной темы – «Профсоюз и зачем он нужен». О том, что делает профессиональный союз и насколько успешно, рассказала Нина Окунева, председатель Забайкальской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ. А более подробно о правах учителей, способах защиты и изменениях в законодательстве поведала Ирина Бизяева, главный правовой инспектор Забайкальского крайкома.

Тема оказалась весьма актуальной. Как выяснилось, молодые учителя не только не знают о том, какими правами обладают, но порой и не пытаются отстаивать свои интересы. Основная причина в том, что они, только начинающие свой трудовой путь, не желают портить отношения с работодателем. В итоге где-то администрация по своему усмотрению заставляет педагогов облагораживать кабинеты в счет их же отпусков, а в одном из училищ на все попытки создать профсоюзную организацию директор заявила: мол, хочешь в профсоюз – только через мой кабинет. С таким административным давлением справиться ой как нелегко. Тем более если ты недавно покинул стены альма-матер.

Другая парадоксальная ситуация, когда при отсутствии профсоюзной первички либо другого органа, полномочного представлять интересы работников, в образовательном учреждении все-таки имеется коллективный договор, составленный в единственном экземпляре и лежащий у директора. Каким образом он был разработан, кто его подписывал, учителям остается только гадать. Хотя они вполне могли бы оспорить легитимность данного документа.

Слова Ирины Эдуардовны о том, что отпуск педагогического работника на территории края должен равняться 64 дням, произвели эффект разорвавшейся бомбы. Выяснилось, что никто из присутствующих никогда не пользовался таким отпуском. И в течение учебного года возможности догулять оставшиеся дни, как правило, нет.

Новый порядок аттестации, правила ведения трудовых книжек и последствия их неверного заполнения, обзор регионального законодательства – информации, которую получили педагоги, оказалось очень много. Кто-то успевал ее «переваривать» и по ходу диалога задавал вопросы, кто-то же только раздумывал и размышлял. Главное, чтобы потом, когда вопросы появятся, ребята знали, куда обратиться за помощью.

Новая система оплаты труда – вот камень, о который спотыкаются практически все. Немудрено, что и работникам, только пришедшим в школу, разобраться бывает весьма непросто. Но вывод, сделанный педагогами школ, которые вступили в НСОТ с января этого года, один – новая система не выполняет своего предназначения. Стимула работать за балл, который стоит пять рублей, нет ни у кого. А в одной из школ края размер максимальной стимулирующей выплаты равняется аж 300 рублям! (Кстати, после визита представителей профсоюза школу посетил Константин Карасев, министр образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. И когда ему задали вопрос о размерах стимулирующих выплат, министр не нашелся, что ответить, пояснил только, что положения о них разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно.)

Двух часов, чтобы разъяснить все моменты, которые интересовали аудиторию, не хватило. Но это не беда, ведь главное – ребята поняли, чем занимается профсоюз и для чего он нужен.

Напоследок специалисты крайкома рассказали молодежи, где искать профсоюзную информацию и… чем опасна привычка дымить сигаретами. Навыкам поиска сведений следует учить точно так же, как и тому, как ими пользоваться, иначе информация превращается в бесполезный набор бумаг или файлов. Что же касается курения, о его вреде наслышаны все, только вот одно дело быть в курсе, а другое – наглядно увидеть, к чему приводит такое пренебрежение к собственному здоровью. Видеоролики профсоюзного проекта «Жизнь вне зависимости» произвели впечатление на аудиторию.

О политике, философии и… Южном Бутове

О политике и о том, кто ее вершит, участникам школы вещали Валерий Буянов, председатель краевой избирательной комиссии, и Алена Ходжаева, член избиркома с правом решающего голоса. Эта тема не смутила юных «школяров». Внимательно слушавшая аудитория весьма оживилась, когда узнала, что автором схемы по повышению явки студентов на референдуме по объединению Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа является сам… Валерий Павлович. Добровольно-принудительный принцип и давки в коридорах родных вузов все еще свежи в памяти.

Даже сложные философские темы не сбили с толку педагогов. И кто внимательно слушал, понял-таки, в чем суть «Философии стандартов нового поколения», которую пыталась донести до аудитории Ирина Грешилова, проректор по научно-методической работе ЗабКИПКРО. А некоторые пошли дальше и вникли в «Типологию культур» и «Поэтику транзита», о которых рассказывали преподаватели кафедры литературы

ЗабГГПУ Евгений Горковенко и Игорь Романов. Ну и на всех, конечно же, произвела впечатление встреча с Константином Карасевым, министром образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. Сказать, что было задано много вопросов, значит не сказать ничего. Возможностью пообщаться с министром напрямую воспользовались все, кто хотел. Обеспечение жильем, поддержка молодых педагогов посредством выделения подъемных средств, мизерный размер стимулирующих выплат, вопрос о ставках педагогов-психологов в образовательных учреждениях – все интересовало и волновало молодую аудиторию. К сожалению, обнадеживающих ответов было гораздо меньше, чем хотелось бы. Но маленькую и робкую надежду вызвало то, что министр все-таки высказался в пользу необходимости морального и материального стимулирования молодых педагогов. Вдруг что-то и получится?

Еще больше вопросов и поводов для раздумий появилось после общения с Татьяной Клименко, доктором педагогических наук, профессором, председателем диссертационного совета ЗабГГПУ. Рассказ о состоянии родной отрасли не оставил никого равнодушным, а слова о том, что начальная заработная плата учителя должна равняться двум тысячам евро, как в Европе, вызвали неудержимые фантазии у слушателей.

Но кому как не сегодняшним педагогам знать о болевых точках сферы образования, и потому аудитория быстро вернулась на землю грешную и перешла к более насущным проблемам.

Задача максимум, которую ставит перед собой школа, – сделать так, чтобы каждый молодой педагог стал не просто Учителем с большой буквы, а прежде всего ученым, исследователем. Методические и тьюторские часы, работа секций по интересам – все было направлено на решение этой задачи. Прохлаждаться и изнывать от ничегонеделания не получалось ни у кого. Тем более вечером…

Каждый вечер, проведенный в школе, был по-своему неповторим. «Здравствуйте, я ваша…», «Южное Бутово по-арахлейски», «Школьные ералашки», комический футбол, водно-пляжный марафон и День Нептуна – все эти мероприятия получились, какими и должны были быть, – самобытными и яркими. Тут таланты гитаристов, певцов и артистов раскрылись в полной мере. Каждому был дан шанс проявить свои способности. Кстати, креативность приходилось доказывать на каждом шагу. К примеру, в заветную столовую войти просто так не получалось: ответственные за завтраки-обеды-ужины отряды придумывали свои задания. Например, царевна Несмеяна из четвертого отряда всех «раскошеливала» на анекдоты. Как оказалось, с чувством юмора у школьного народа все в порядке, так что Несмеяна осталась довольна, а ребята – сыты.

Психологи, встать в строй!

В рамках Летней школы прошел финал первого краевого конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог-2010». Опыт совмещения двух направлений оказался весьма удачным. Восемь финалистов не оставались в стороне ни от одного мероприятия и при этом успевали готовиться к своим испытаниям, которых, к слову, было немало.

Индивидуальные консультации психологов оказались очень востребованными «школярами». Проблемы взаимоотношений «учитель-ученик», влюбленность, неадекватное подростковое поведение, отсутствие поддержки и понимания со стороны старших коллег – как со всем этим справиться молодому педагогу? Все эти ситуации ребята не только описали, но и показали в своих сценках. А участь конкурсантов – рассудить и дать рекомендации, что делать в таких случаях.

Публичные лекции, презентации и мастер-классы – нагрузка у психологов получилась весьма ощутимая. Но они справились, а компетентное жюри высказало свое мнение. В итоге победителем первого краевого конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог-2010» стала Ирина Сытникова из школы №5 Краснокаменска.

Дебют и вся жизнь…

Свою стезю эти ребята уже выбрали. Они получили профессию и вопреки армии своих однокурсников пошли работать в школы. И не просто преподавать, а делать так, чтобы каждый их урок стал незабываемым.

Конкурсы «Портфолио – мои достижения» и «Мой лучший урок» показали, какие они, сегодняшние молодые учителя. Инициативные, творческие, ищущие, самобытные и увлеченные.

Как повезло ребятам, у кого уроки математики ведут Татьяна Верхотурова (город Могоча), Баира Санжиева (Читинский район) и Соёлма Гомбоева (поселок Могойтуй). Уроки по типу интеллектуальной передачи «Своя игра», оригинальные методы освоения учебного материала и преданность предмету – это не может не подкупать. И очарованное жюри вынесло свой вердикт. По итогам двух этапов победителем краевого конкурса «Педагогический дебют» среди учителей системы общего образования стала Татьяна Верхотурова, преподаватель школы №1 города Могоча. Среди учителей начального и среднего профессионального образования первое место заняла Ольга Качур из училища поселка Первомайский. Дипломантами в номинациях «Портфолио – мои достижения» и «Мой лучший урок» достались Соёлме Гомбоевой и Баире Санжиевой.

Бэлигма ЧИМИТОВА,

психолог агинской средней школы №2:

– Организация таких летних школ является толчком для развития и самосовершенствования молодых учителей. Я впервые попала сюда, когда поняла, что мне чего-то не хватает. Сидя в закрытом пространстве своей школы, очень сложно найти выход, заедает быт. А общение с разными людьми, которые по-разному смотрят на мир, помогает расширить собственные горизонты.

Елена ЯРОШ,

школа №52, Чита:

– Для меня это уже третья Школа молодого педагога, и если бы мне не понравилось, я бы не приехала сюда ни во второй, ни в третий раз. Возможно, я и работать-то в школе осталась только потому, что побывала здесь.

Татьяна ЕФИМЕНКО,

методист Забайкальского краевого института повышения квалификации работников образования, Чита:

– Школа создает творческую атмосферу, позволяет повышать профессиональный уровень в неформальной обстановке, что, безусловно, способствует повышению интереса к выбранной профессии у молодых учителей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте