search
main
0

Молочные реки, кисельные берега

На фоне сегодняшней жизни: крайне низкой заработной платы работникам образования и ее задержек, ветшания материальной базы и средств обучения проект национальной доктрины образования поначалу вызвал у меня реакцию отторжения.

Я много езжу по области, часто встречаюсь со своими коллегами в районах, и объяснять происходящее в обществе становится все сложнее. Высказываются педагоги резко, их можно понять, они требуют одного, само собой разумеющегося, – собственной зарплаты. Самое страшное – люди перестают верить властям всех уровней. И в то же время продолжают, как и прежде, работать достойно и умело делать свое дело – учить детей. А здесь, в доктрине, – молочные реки и кисельные берега. С точки зрения правовой базы в образовании ранее, чем в других социальных отраслях, появились, на мой взгляд, очень неплохие документы. Это Указ ?1 Президента РФ от 1991 года. Вслед за ним появился Закон РФ “Об образовании”, который многие считают прорывным. Затем в 1996 году были приняты поправки к нему. К тому же уже почти утверждена Федеральная программа развития образования.

Казалось бы, что еще надо. Исполняй то, что есть, и дело пойдет. Но тут, видимо, вступает в силу принцип, о котором писал наш великий сатирик Салтыков-Щедрин, что строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.

Но все-таки, по мере того как я вчитывался в проект доктрины, все больше приходил к выводу – ее надо принять. Почему? Потому что доктрина в конечном итоге будет утверждена на правах Федерального закона. Еще раз установит приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.

Доктрина рассчитана на долгосрочный период – на пятнадцать лет. Еще раз прописаны основные цели и задачи образования. Очень важно, что четко определены задачи государства в сфере образования. Причем здесь каждое слово – ключевое. Хорошо, что названы обязанности государства по оплате труда педагогических кадров, их пенсионному обеспечению.

Ну и, конечно же, один из самых главных вопросов – поэтапное увеличение объемов финансирования системы образования.

Сейчас важно проанализировать каждый тезис доктрины. Осуществим ли он, есть ли такие возможности у государства?! Взять, к примеру, бесплатность учебников для общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования. Сегодня многие регионы не в состоянии справиться с полным объемом по финансированию учебников. Думаю, что надо искать и другие пути, в том числе и привлечение родительских средств.

Считаю, что принятие, а главное – исполнение доктрины будет способствовать улучшению дел в образовании и развитию нашей страны.

Сергей ТАРАБУХИН,

начальник Департамента общего и профессионального образования администрации Костромской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте