search
main
0

Молниеносная революция

Новый взгляд на управление в образовании

Дистанционное образование еще долго будет осмысливаться и анализироваться профессионалами всех уровней образования. Опыт, который мир приобрел за два с небольшим месяца, еще только предстоит понять и оценить. И все же какие-то промежуточные итоги подвести уже можно. Именно это попытались сделать участники международной видеоконференции «Ресурсы развития: новый взгляд на управление в образовании», которая состоялась в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

К участию в конференции присоединились более 500 человек – представители 42 регионов России, а также Республики Беларусь, Украины, Германии, Австрии, Финляндии, Эстонии. Как отметил, открывая видеоконференцию, ректор СПб АППО Степан Жолован, в условиях самоизоляции единственно возможным вариантом продолжения учебного и воспитательного процесса явился переход на дистанционное обучение, что создало условия для интеграции всех уровней образования, родительской общественности, бизнеса и общества, появления новых возможностей для использования консолидированных ресурсов функционирования и развития системы образования.

Член-корреспондент Российской академии образования и генеральный директор «Мобильного электронного образования» Александр Кондаков назвал переход на дистант настоящей образовательной революцией. Цифровое образование продемонстрировало сейчас и новые возможности, и новые риски. Стало понятно, что в основе кардинальных изменений – стремительное развитие сетевых технологий. Интернет – фундамент формирования сети. Он дает такие возможности, как получение любой информации и коммуникация независимо от места нахождения. Но как поставить Сеть на службу образованию, как найти разумное сочетание сетевых и образовательных технологий, как применить их в практической деятельности? И как сжиться с мыслью, что навык кибербезопасности теперь становится ключевым? Ответы на эти вопросы педагогическому сообществу еще придется искать.

Как бы кто скептически ни был настроен на блиццифровизацию образования, следует признать: дистант явился не только революционным, но и эволюционным рывком. Прежде всего потому что Сеть разорвала ограничители традиционного образовательного процесса. Дистанту не важны площади кабинетов, временной регламент, доступность учебных материалов, коммуникация «учитель – класс» и т. д. Он объединил всех и указал дорогу к новым образовательным технологиям. И этими предоставленными возможностями может пользоваться как учитель, так и ученик.

Действительно, именно как возможность оценивают дистант и сами педагоги. Во всяком случае в Эстонии. По словам образовательного технолога из Таллина Людмилы Рождественской, судя по опросам, многие из эстонских учителей открыли в себе новые умения и потребности. Массовым явлением стал выход учителей в Сеть, также зафиксирован всплеск интереса к онлайн-обучению и повышению квалификации без отрыва от работы. Люди начали искать новые практики, почувствовали желание делиться своим опытом. В то же время обозначились и некоторые риски дистанта. К примеру, можно ли в рамках дистанта видеть целостную картину обучения, сохранится ли в дистанте урок как таковой, какова эффективность контроля в этом формате, готовы ли учителя восполнять недостаток цифровых навыков учеников и т. п.? Многим стало понятно, что механизмы принуждения при дистанте не способны удержать ученика, а «говорящая голова» как метод преподавания потерпела крах. Может, поэтому у части учителей сразу же случилось профессиональное выгорание, и это тоже тема для анализа и поиска решения проблемы.

Руководитель Главного управления образования Гагаузии (Республика Молдова) Наталия Кристева считает, что вынужденный дистант помог каждому уровню образования увидеть свои слабые и сильные стороны. Для республики большой проблемой при дистанте стали кадровый вопрос и вопрос технической обеспеченности учеников. Но четкое планирование и оперативность в разработке методологии для всех уровней образовательных организаций, проведение ряда обучающих семинаров, организация доступа к качественным образовательным ресурсам, взаимодействие с бизнес-сообществом, позволившее всем нуждающимся детям приобрести нужные гаджеты, помогли системе управления образованием справиться с новыми реалиями.

Карантин проверил всех на проф­пригодность, мобильность и готовность оперативно решать возникающие проблемы, уверена Наталия Кристева. По ее мнению, серьезного анализа потребуют система администрирования и система традиционного обучения. Дистант дает возможность изменить некоторые функции учителя. Также есть вероятность высвобождения учебного времени, которое может быть затрачено на реализацию индивидуальных потребностей и интересов ребенка.

В любом случае, и с этим согласились большинство участников конференции, дистант показал, что один в поле не воин. Только вместе, только в системе можно эффективно решать поставленные задачи.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте