Судьбу образования не должны решать отдельные люди и ведомства
О двенадцатилетке привыкли говорить в одном ключе – “Я – за”, “А я – против”. “Посмотрите, как будет хорошо…” “О чем вы говорите, вот отрицательные последствия…” Господа-товарищи, да что же мы творим? Мы настолько увлеклись спорами, что давно ушли от сути. О чем спорим? Вводить или не вводить? Хорошо или плохо учиться один лишний год (два, три)? А не пора ли вернуться к началу и попытаться ответить на вопрос – почему мы взялись за этот один-единственный аспект реформы образования и поставили его во главу угла?
Подчеркну, я не знаю “правильного” ответа на этот вопрос. Наверное, правильным может быть только коллективное мнение. Но его нет. Есть индивидуальные и ведомственные мнения “за” и “против”.
Конечно, легче всего поступить так, как поступили на январском, светлой памяти, совещании работников образования. Я там была. Соглашусь с руководителем фракции СПС Борисом Немцовым, который считает – педагоги были просто подавлены величием Дворца съездов и слова поперек властям, собравшим их в Москве, сказать не могли. Этим воспользовались, и документы, которые должны были обсудить пять тысяч представителей со всей России, приняли, практически так и не обсудив.
Добавлю – слово сказать пытались. На секции по общему среднему образованию, когда дело дошло до выступлений у микрофонов в зале, директора школ, педагоги наперебой заговорили об опасностях. Правда, времени на доклады у свободных микрофонов было всего минут сорок. Но зато эти выступающие не были скованы трибуной и сидящим сзади президиумом. “Мы не должны принимать эти документы, не имеем права. 10 лет образование было в аморфном состоянии. Нужно время, чтобы все как следует обсудить”, – мнение учителя из Читинской области. Директор Краснодарской гимназии Бордюшов выступал по поручению ста школ Краснодара: “О 12-летке говорится много, но чем ее наполнить – до сих пор никто не знает. Получается – примем концепцию, а потом чем-нибудь эту новую 12-летнюю школу “напихаем”.
Так это было. Вот почему уже полгода как я нахожусь в состоянии легкого недоумения – что же будет дальше? И не разразится ли гражданская война, если фактически спущенную сверху концепцию 12-летки просто массовым порядком введут?
Недавние парламентские слушания по наболевшему вопросу успокоили мою и еще многие души. Многие на этих слушаниях вдруг обратили внимание на слово “эксперимент”. Как известно, эксперимент иногда заканчивается неудачно, и его результаты как раз только от фактов и зависят. А то ведь до чего дело дошло! Зам. председателя комитета по образованию и науке Любовь Глебова рассказала: “Здесь сидят мои бывшие коллеги из небольшого городка, с которыми мы много лет проработали в системе образования. Две недели назад только от меня они с большим недоумением услышали, что на самом деле 12-летка – это еще не решенный вопрос и что мы еще имеем возможность дискутировать по этому поводу. Насаждается иллюзия о том, что 12-летка – вопрос решенный. Ее насадили в районе Садового кольца. Вопрос – не сколько учиться, а чему учить. Нам нужно в сентябре этого года на парламентских слушаниях начать тему “Образовательная политика в России. Состояние и перспектива”.
Олег Смолин, кстати, один из тех, кто сказал слово “поперек” всеобщему благодушию на всероссийском совещании, предложение о новых слушаниях поддержал. И, как всегда, изложил свои разумные предложения.
“1. Продолжить общенациональную дискуссию по проблеме 12-летнего образования и не принимать никаких решений до выяснения судьбы доктрины и стратегии модернизации образования.
2. Эксперимент провести в соответствии с федеральной программой развития образования, но итоги эксперимента обсуждать с широким представительством общественности, включая противников 12-летки.
3. Условием эксперимента должно быть постановление Правительства Российской Федерации.
4. Я поддерживаю предложение о массовом переходе на 12-летку, если оно будет принято федеральным законом. Закон – самая демократическая форма принятия решения. Закон вы сможете отругать.
5. Если такое законодательное решение будет принято, в нем обязательно должны быть прописаны пути и механизмы решения всех проблем. Без самой широкой поддержки никакие реформы, особенно в образовании, невозможны”.
Нельзя не согласиться с Олегом Николаевичем. Давайте не будем пугать родителей, детей, учителей, 12-летку введем только тогда, когда все согласятся – без нее никуда не деться.
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии