В этом году в Санкт-Петербурге прошли обучение более 1600 общественных наблюдателей, что почти в два раза больше, чем в прошлом году. В число общественных наблюдателей в 2013 году вошли как родители школьников, так и представители общественных объединений и политических партий, в том числе профсоюзных организаций, совета ветеранов, жители муниципальных округов. В принципе это неплохой результат. На каждом пункте приема экзамена у нас присутствуют общественные наблюдатели.
Нужно ли увеличивать их число? Институт общественных наблюдателей, безусловно, необходимо развивать и дальше. Ведь благодаря этому люди своими глазами видят, что на самом деле происходит в стенах школы, где сдается экзамен. Нам бы хотелось в числе общественных наблюдателей видеть больше представителей прессы. Сторонний контроль позволяет избежать пересудов, домыслов, выявляет проблемы, если они замечены. Хотя в этом году по процедуре проведения ЕГЭ никаких замечаний от общественных наблюдателей не поступило. Что касается прозрачности процедуры, то, на мой взгляд, она исчерпывающая. Остается только снимать все на камеру, однако это противоречит конституционным правам. Весь порядок проведения ЕГЭ расписан и полностью выполняется. Все отчеты по процедуре проведения вывешиваются на сайте, отчеты экспертов предметных комиссий тоже есть в виртуальном пространстве. Результаты экзаменов становятся доступны участникам в сети Интернет в течение получаса после их получения в Санкт-Петербурге. Основная роль общественного наблюдателя – это наблюдать и свои наблюдения отражать в отчете. Полномочий что-либо делать на экзамене у него нет, и это нормально. Наблюдатель может только написать в своем отчете, что, например, ребенок пользовался мобильным устройством, а организатор этого не заметил. Вмешиваться в процедуру проведения он не имеет права. И здесь важно дать общественному наблюдателю четкий регламент. Потому что его вмешательство в процедуру может только ухудшить положение и даже сорвать экзамен. Бывают ситуации, когда наблюдатели начинают что-то указывать детям или организаторам. Например, идет инструктаж, организаторы зачитывают выпускникам правила заполнения бланка, а общественный наблюдатель пытается «помогать» советом. Таких вмешательств быть не должно. Нужна единая для всех утвержденная в регионах и на федеральном уровне памятка общественного наблюдателя. NB! Выскажите свои предложения: как должен развиваться институт общественного наблюдения? Что не работает и требует корректировки? Подробности на сайте «УГ» www.ug.ru/ege2014Антон ПОТЯВИН, заместитель директора по оценке качества регионального Центра оценки качества образования и информационных технологий, Санкт-Петербург
Комментарии