Продолжают приходить отклики на письмо директора Польниковской средней школы Брянской области Валентины Ложатниковой «Позиция «чего изволите» – не для меня». Вместе с комментарием директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Исаака Калины оно было опубликовано в 20-м номере «УГ» 16 мая этого года. В 24-м номере за 13 июня вы могли прочитать, что думают по поводу взаимоотношений со своим начальством директора школ. Сегодня мы предлагаем познакомиться еще с несколькими мнениями. Их прислала наш собственный корреспондент из Нижнего Новгорода Ирина МАЛИНИНА.
Затронули очень важную тему. Однако сейчас она не так актуальна, как раньше, в прежние времена. Тогда многое зависело от отношения роновского начальства. Действительно, вовремя поддакнуть, хорошо принять, когда инспектор, а то и сама заведующая роно приезжают в школу с проверкой, лично прибыть с подарком и поздравить с днем рождения, Днем учителя, прислать ученика с букетом на 1 сентября и так далее – на этом и строились отношения директоров школ и чиновников. Ведь от этого зависело и выделение бюджетных денег для ремонта и оснащения учебного заведения, и распределение премий, и награждение званиями… Сейчас большая часть этих привилегий уже не зависит от РУО, и значит, не нужно так сильно прогибаться под начальством в надежде на благосклонность. Но все же вопрос, мягко говоря, неумного поведения некоторых начальников по отношению к своим подчиненным коллегам волнует нас и сегодня.
Мы прекрасно понимаем и не можем осуждать директора школы, которая написала письмо в редакцию, а потом отказалась от него («УГ» № 7 за 21.02.06). Попробуйте сами постоянно жить между молотом и наковальней, в нашем случае между родителями и вышестоящим начальством. Сегодня в большинстве органов управления образованием работают по принципу – родитель, то есть ребенок, всегда прав. Дескать, кто платит, тот и заказывает музыку. Ведь почти всех директоров держат на «коротком поводке» родительских денег, потому что прожить школе без этой материальной помощи сегодня практически невозможно. А скажешь слово против, родители пожалуются в вышестоящую инстанцию, и там не всегда дождешься защиты от чиновников, да еще проверку затеют, вот и выйдет себе дороже.
Противостояние и таким родителям, и такому начальству не будет на пользу школе. Раздувать скандал, портить репутацию заведения? Нет уж, увольте! Ведь рано или поздно трения с начальством выйдут на поверхность, а тут и средства массовой информации подключатся, которые больше хотят «жареного», чем объективно разобраться в ситуации. Так стоит ли подвергать такому риску педагогов, детей, других родителей?
И все же мы не призываем молчать. Высказывать личное мнение, отстаивать свою точку зрения, если при этом ты убежден в своей правоте, безусловно, нужно. Только действенным это будет лишь тогда, когда чиновники начнут прислушиваться к нам. А не станут подавлять окриком вроде «Я лучше знаю, что делать!».
В «Комментарии специалиста» господин Калина упомянул про документы, где прописаны должностные права и обязанности школьных работников, которые если изучить… Если бы еще знать, что надо изучить, потому что складывается порой анекдотичная ситуация. Мы цитируем один документ, а в ответ нам читают прямо противоположное из другого документа. И что тут скажешь, как оспоришь решение, принятое твоим руководителем?
Обратили мы внимание и на упоминание господина Калины о «безграмотном стиле взаимоотношений руководителя с подчиненными» и о правилах игры, которые вынужден принимать в данном случае этот самый подчиненный. Разве это не ошибка вышестоящих чиновников, которые поставили на такой пост некомпетентного руководителя? И почему за нее должны расплачиваться другие, подвергаясь стрессу в противостоянии или, наоборот, невольно прогибаясь и унижая свое достоинство? Тогда не лучше ли сделать более прозрачной и доступной профессиональному сообществу процедуру назначения на руководящие должности? Ведь некоторым нынешним руководителям просто категорически противопоказано находиться у власти.
Мы не подписываем своих фамилий. Но это не говорит о том, что боимся за себя или за свое директорское кресло. Мы как раз из тех, кто не прогибается в угоду начальству. Но нам дорога репутация наших школ, в которых некоторые проработали почти всю жизнь, начиная еще учителями. И будет очень жаль, если «неумные» чиновники начнут войну против нас руками наших коллег и учеников.
Директора трех школ
Нижнего Новгорода
Комментарии