search
main
0

Молчание и бездействие – благодатная почва для угнетения. Тема: «Свобода мысли, совести и религии в современном международном и российском законодательстве». Старшие классы

Цели: Учебная: формирование у учащихся представления о правах человека в области свободы мысли, совести и религии, нарушении этих прав; знания законодательства по правам человека.Воспитательная: добиться осознания учащимися своих прав в данной области, умения разбираться в среде тоталитарных организаций и отстаивать свои права в правозащитных организациях.

Межпредметные связи: Философия права, история политико-правовых учений, культурология, международное право.

Введение: Религиозная нетерпимость в исторической ретроспективе; важность знания своих прав в области свободы мысли, совести и религии.

Борьба римлян с христианами.

Уничтожение христианских сект императором Аврелием во II в. н.э.

Крестовые походы.

Борьба католиков с протестантами, 30-летняя война 1618-1648 гг.

XX в. – нацистский геноцид; исламский фундаментализм.

Историческое развитие свободомыслия и свободы совести (Древний мир, эпоха Средневековья, Новое и Новейшее время) – кратко.

Нантский эдикт 1598 г.

Религиозная терпимость, уважение чужого мнения.

Свобода, границы свободы, отличие от вседозволенности.

Международные договоры по правам человека в области свободы мысли, совести и религии.

Всеобщая декларация прав человека: основные принципы и положения, значение.

Европейская конвенция по правам человека. Обязанность государств защищать права человека. Учреждение Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека. Протокол №11 о создании единого Европейского суда. Подача жалобы.

Решения Европейского суда. Толкование судом понятия «религия». Дело 1996 г. по Греции. Признание полномочий Европейского суда судами европейских стран.

Конвенция Совета Европы о защите прав меньшинств.

Договоры ООН. Международный пакт о гражданских и политических правах. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Международный билль о правах человека). Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования. Конвенция по правам ребенка. Обязательство правительств использовать образование для поддержания понимания, терпимости и дружбы между религиозными группами.

Соблюдение Россией «Международного пакта о гражданских и политических правах».

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ – ОБСЕ). Заключительный акт совещания в Хельсинки. Принцип VII первой «корзины» – защита свободы религий и прав меньшинств. Доклад Международной Хельсинкской федерации.

Заявления от религиозных организаций. Декларация о религиозных свободах Первой ассамблеи всемирного совета церквей.

II Ватиканский собор. «Декларация религиозной свободы».

Свобода религии и Конституция Российской Федерации.

Конституционные основы прав человека в области свободы мысли, совести и религии в Российской Федерации.

Закон 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях». Противоречие закона Конституции РФ. Заявление Совета Европы по поводу закона. Отчет Государственного департамента США по проблеме прав человека в РФ.

Пресечение деятельности сект.

Понимание термина «секта». Отчет специального докладчика ООН по религиозной нетерпимости.

Различное понимание сект различными государствами: Ватикан, Греция, Германия, Россия.

Отличие понятий «секта», «деструктивный культ», «тоталитарная организация».

Отсутствие определения «секта» в Европейском парламенте и в Совете Европы.

Решения правительств Швеции и Нидерландов.

Основные понятия:

права, свободы;

декларация, билль, конвенция, пакт, хартия, эдикт;

равенство, инаковость, терпимость, дискриминация, меньшинства;

правовое государство, конституция;

ООН, специальный докладчик, СБСЕ, ОБСЕ, Хельсинкский процесс, Совет Европы;

секта, деструктивный культ, тоталитарная организация, религиозные меньшинства.

Задание № 1.

Отыскать в информационных материалах случаи нарушений прав человека в области свободы мысли, совести и религии со стороны:

а) государств;

б) религиозных организаций.

Найти примеры судебных решений по искам о нарушении прав в области свободы мысли, совести и религии.

Обсуждение на семинаре.

Задание № 2.

В соответствии с ранее полученными знаниями представить алгоритм подачи жалобы в правозащитную организацию (внутригосударственную, международную) о нарушении прав в области свободы мысли, совести и религии со стороны:

а) государства в связи с общей политикой:

б) религиозной организации.

Темы для реферата:

1. Свободомыслие в истории духовной культуры.

а) Свободомыслие как явление духовной культуры.

б) Свободомыслие в Древнем мире.

в) Свободомыслие в эпоху феодализма (Средние века, эпоха Возрождения).

г) Свободомыслие в Новое и Новейшее время.

2. Свобода совести в истории России.

3. Толкование понятий «культ», «секта» различными государствами.

4. Тоталитарные секты – нарушение прав человека.

5. Несоответствие Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997г. Конституции Российской Федерации.

6. Разделение религиозных объединений в России на традиционные и нетрадиционные Законом РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г. Правомерно ли это?

7. Деятельность правозащитных организаций в России по проблемам защиты свободы мысли, совести и религии.

8. Деятельность международных организаций по проблемам защиты свободы мысли, совести и религии:

а) Подготовка новых договоров.

б) Практическая реализация (конкретного) договора (в исследуемой стране).

Практическая реализация урока:

Учащиеся или студенты выбирают для себя какую-либо религиозную организацию, где наблюдается нарушение прав человека в области свободы мысли, совести и религии (религиозное меньшинство, тоталитарная секта), и работают с ней, используя полученные знания и приемы.

Литература:

1. Основы религиоведения. Под ред. Яблокова. М.: Высшая школа, 2000.

2. А.Дворкин. Сектоведение. Нижний Новгород, 2000.

3. Секты против церкви. Под ред. А.Дворкина. М., 2000.

4. Сравнительное богословие. М.: Издательство Свято-Троицкой лавры, 1996.

5. Николай Воржанский. Оружие правды. М.: Паломник, 1914.

6. Пробудитесь. Спецвыпуск по правам человека. 1998.

7. Учебники и учебные пособия по международному праву (любые).

Лекция

Введение: Религиозная нетерпимость в исторической ретроспективе; важность знания своих прав.

Права человека имеют давнюю традицию. Люди сражаются за них столько же, сколько они отстаивают свою свободу. Потребность в правах человека почти так же важна, как и необходимость иметь пищу и кров.

Основная причина существования прав человека заключается в том, что человек – разумное, нравственное существо. Права человека основаны на принципе уважения человека и его убеждений.

Одним из наиболее основных человеческих прав является право на свободу совести и вероисповедания. Законы Российской Федерации гарантируют это право: оно описано в Конституции, принятой в 1993 г., а также в международных законах, следовать которым Россия согласилась в 1996 г., когда стала 39-м членом Совета Европы.

В отсутствие свободы совести и вероисповедания широкое распространение получают нетерпимость и преследования. Правление на основе нетерпимости и преследований было долгим и кровавым. За последние две тысячи лет миллионы людей погибли из-за того, что их убеждения расходились с признанными догматами.

Римляне бросали христиан на растерзание львам. Император Нерон заклеймил христианство как смертельное преступление и обвинял христиан в поджоге Рима. Тех, кто отказывался поклоняться статуе императора, могли бросить в тюрьму, выпороть, выслать, приговорить к работам в шахтах или казнить.

Во II веке н.э. император Аврелий приказал карать христианские секты, распространяющие новое учение, как «возбуждавшие брожение в нездоровых головах». Введенное в ярость языческое население подвергало христиан ужасным пыткам, забивало их камнями и убивало. Во времена крестовых походов преследователями стали уже христианские армии, которые убивали и пытали каждого, кто пытался им помешать.

Два столетия спустя после крестовых походов насилие вылилось в религиозные войны между католиками и протестантами. Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. сократила население Германии и Австрии с 21 миллиона человек до 13,5 миллиона. Во всей Европе эта война погубила по крайней мере 9,7 миллиона людей. Другими словами, в течение 25 лет сражений каждый день умирали 2700 человек. Для века, в котором не существовало оружия массового поражения, это просто поразительно.

В XX веке мы стали свидетелями другого ужасного примера нетерпимости человека к своим ближним – нацистского геноцида. 6 миллионов человек были хладнокровно убиты за то, что их убеждения и образ жизни отличались от признанных. Большинство из них были евреями, инакомыслящими и представителями интеллигенции. Великая Отечественная война стоила жизни 27 миллионам наших людей, погибшим за Родину либо в бою, либо от вызванного войной голода и болезней. В течение столетий и по сей день мусульмане и индусы, а также христиане и мусульмане убивают друг друга. При Аурангзебе, одном из последних мусульманских императоров Индии, в течение целого года ежедневно убивали по 10 тысяч индусов. По оценкам историков, в ходе сталинского террора в 30-х и 40-х годах было убито 20 миллионов советских людей.

Печальной действительностью стали террористические акты, устраиваемые исламскими фундаменталистами, религиозными фанатиками на улицах многих стран мира. Сейчас это одна из глобальных проблем современности.

Но в то же время можно сказать, что в ходе истории развивалась и такая своеобразная, весьма богатая проявлениями, оттенками форма духовной культуры, как свободомыслие в отношении религии. Это широкое духовное течение, исходным пунктом которого является признание права разума на критическое рассмотрение религии и свободное исследование окружающего мира. Это право могло осуществляться стихийно, несознательно, но могло отстаиваться сознательно и воплощаться в теоретической форме.

Возникновение и постепенное развитие свободомыслия являются процессом закономерным. Объективными факторами, воспроизводящими свободомыслие, являются неуклонный рост производства, ведущий к успешному освоению мира человеком, возрастание активности людей в ходе исторического развития, повышение уровня духовной культуры человечества. Свободомыслие – органичный продукт развития естественных и гуманитарных наук, образования, совершенствования искусства и нравственности. Критические настроения в отношении религии усиливались в периоды динамичного развития общества, расцвета политической и культурной жизни, в периоды готовящихся серьезных перемен в обществе.

Философская революция в древнем обществе позволила впервые в истории человечества поставить вопрос о природе религии и критически ее осмыслить. В период длительного господства религии в средние века процесс познания, начиная с небесных тел и кончая историей общества, внутренним миром человека, не прекращался. Но, пожалуй, наиболее глубокой революцией в мышлении, во взгляде на мир в целом стало развитие знаний в области механики, астрономии, географии, истории, социологических и других наук в XVII -XX веках.

Наверное, самым первым в истории актом религиозной терпимости стал «Нантский эдикт», подписанный в 1598 году французским королем Генрихом IV.

К середине XVI века во Франции – католической стране – протестанты стали выделяться среди других религиозных меньшинств. Такое разделение привело к череде религиозных войн. Множество мирных договоров – или, как их называли, «эдиктов усмирения беспорядков» – терпели провал и не приводили к мирному религиозному сосуществованию.

Но несмотря на широко распространенную нетерпимость, все большее признание находила идея о том, что мир вполне совместим с разобщенностью в вопросах религии. В то же время считалось, что религиозная приверженность и гражданская преданность – это два неотделимых понятия. Возможно ли такое, чтобы француз не был католиком? Некоторые считали, что возможно. В 1562 году Мишель де Лопиталь, французский государственный деятель, написал: «Даже тот, кого отлучили от церкви, не перестает быть гражданином». Католическое общество, известное под названием «Ле Политик», отстаивало те же принципы.

Безуспешные мирные договоры, которые заключались во Франции, содержали некоторые из этих новых идей. Кроме того, в них поддерживалось мнение, что будущее нужно строить, забывая прошлое. Например, в Булонском эдикте 1573 года говорится: «Пусть же события прошлого… изгладятся из памяти так, будто их совсем и не было».

Франции пришлось забыть многое. До того, как в 1589 году Генрих IV стал королем, самый продолжительный мирный договор оставался в силе всего восемь лет. Франция переживала экономический и социальный кризисы. Государство крайне нуждалось во внутренней стабильности. Генрих IV был сведущ как в политике, так и в религии. Несколько раз он становился то католиком, то протестантом. Добившись в 1597 году прочного мира с Испанией и подавив, наконец, в 1598 году волнения внутри своего государства, он взялся за то, чтобы побудить католиков и протестантов к миру. В 1598 году, после того, как Франция 30 лет страдала от религиозных войн, король Генрих IV издал «Нантский эдикт».

Данный документ состоял из четырех основных текстов, главный из которых содержал 92 или 95 статей, а также 56 секретных, или «особых» статей, касавшихся прав и обязанностей протестантов. Этот договор был составлен по образцу предыдущих мирных договоров, из которых и взяты две трети всех его статей. Но, в отличие от прошлых эдиктов, этот составлялся гораздо дольше. Он получился очень объемным, и это объясняется тем, что авторы скрупулезно рассматривали проблему за проблемой.

Эдикт предоставлял французским протестантам полную свободу совести. Им также был дан статус уважаемого религиозного меньшинства, у которого были свои права и привилегии. Одна из секретных статей гарантировала протестантам даже защиту от инквизиции. Кроме того, у протестантов теперь были те же гражданские права, что и у католиков, в том числе и право занимать государственные должности.

Виталий ТЕПЛОВ, преподаватель коммерческого колледжа

Владивосток

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте