Когда сидишь за партой перед учителем, кажется, что работа его очень простая – рассказывай себе тему по учебнику да ставь оценки. Кто из нас не играл в детстве в «школу», рассаживая кукол и рисуя оценки в импровизированный журнал-тетрадку? Когда оказываешься по другую сторону, понимаешь – не все так просто.
Профессия учителя – тяжелый труд, причем труд и физический, и моральный, и духовный. В первую очередь это ежедневная работа над собой, ведь сегодня мы должны стать лучше, чем вчера. На учителя всегда смотрят десятки глаз оценивающе, с любопытством, в ожидании. Ему нельзя оступиться и подвести, нельзя разочаровать, ведь именно он ведет ученика в мир знаний, направляет его. Быть учителем – это быть одновременно и другом, и наставником, и соратником.Молодым специалистам зачастую кажется, что учиться им уже нечему. Они только что окончили университет, всё знают, и теперь рвутся в бой, чтобы применить свои навыки на практике. Так ли это? Можно ли остановиться на достигнутом? Достаточно ли знаний, полученных в школе, университете? Как сказал Сократ: «Единственное, что я знаю, это то, что я ничего не знаю». На мой взгляд, если человек считает, что он уже все умеет и учиться ему больше нечему – его профессиональный и духовный рост остановился. Такой человек не способен научить чему-то других, и ему не место в нашем непростом деле.Но есть и те, кто согласен, что учиться можно и нужно всю жизнь. Тогда возникает следующий логичный вопрос: у кого учиться? Сейчас есть много самых разнообразных возможностей: можно посещать различные семинары, лекции, изучать научную литературу, беседовать с настоящими профессионалами своего дела, получить еще одно образование, в конце концов. Но нельзя забывать о главном источнике вдохновения и новых знаний для учителя: об учениках.Мир меняется не по дням, а по часам. Прогресс не стоит на месте, все меняются, а главное – дети. Нельзя подобрать единую модель обучения для всех и пользоваться ею неизменно много лет. Что подходит одному человеку, совершенно неприемлемо для другого. Каждый наш ученик – это уникальный, неограненный «алмаз», который попал в нашу сокровищницу. Наша задача не испортить его, а, наоборот, подчеркнуть и приумножить его красоту, в нашем случае – ум, доброту, воспитанность и другие очень важные личностные качества, увидеть в нем самое лучшее, помочь маленькому человечку «засиять» на солнце.Мой предмет, английский язык, не из простых. Особенно для маленьких деток, которые только начинают учиться и еще многого не знают даже в родном языке. К тому же английский – это не основной школьный предмет. Для многих гораздо важнее русский язык и математика, именно на них они делают упор. Да и не все родители могут помочь своему ребенку с английским языком. Именно поэтому так важно заинтересовать ребят с самой первой минуты, показать им, что учеба – это интересно и увлекательно.Первый мой урок в качестве учителя дался мне непросто. «Как сделать так, чтобы стало интересно, как понравиться детям, как сделать легко и понятно?» – с такими мыслями я шла в школу. Вспомнила свою учительницу по английскому языку, то, с каким хорошим настроением она приходила на уроки, как четко и грамотно объясняла материал, как творчески подходила к сложным темам, как интересно и увлекательно проходили наши уроки. Именно тогда я полюбила иностранный язык. И вот сейчас я сама – учитель. Перед каждым уроком я думаю о том, как объяснить проще, как сделать ту или иную тему интереснее, как увлечь детские умы за собой в мир иностранного языка. Лучшая награда за эти старания, когда ты видишь успехи своих детей, их гордо поднятую руку с возгласом: «Я знаю! Можно я отвечу?» И вот тогда понимаешь, что все делаешь правильно. Конечно, бывают и трудности, как у всех: страдает дисциплина, забываются дома тетрадки, книжки, иногда не делается домашнее задание, тяжело даются сложные темы. Но от трудностей никуда не деться. Они лишь вдохновляют на работу над собой, на поиск новых решений, идей.Работая со своими учениками, я каждый день открываю для себя что-то новое, мы с ребятами учимся друг у друга. Я – их искренности, детской наивности и умению радоваться мелочам. Они же с моей помощью учатся работать в команде, слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, находить и анализировать информацию, а главное – применять полученные знания на практике.Не важно, какие трудности нам еще встретятся на пути, одно я знаю точно: когда видишь блеск в глазах детей, радость и улыбку на их лицах, их гордость за самих себя – понимаешь, что всё не напрасно. И, хоть путь порою и тернист, нужно непременно двигаться дальше, навстречу знаниям!Наталия СИДЕЛЬНИКОВА, учитель английского языка гимназии №1528
Комментарии