search
main
0

Мой выбор Не навязывать свою точку зрения

В конце января в публикации “Приглашаем на дискуссию” мы пригласили учителей высказать свои замечания, предложения по совершенствованию программы “Мой выбор”. Среди почти двух десятков писем есть одно наиболее взволнованное. Автор его – Михаил Луценко из Москвы.
“Был майский солнечный день. Я в приподнятом настроении направлялся в свою школу, где третий год преподаю историю и обществознание. Вдруг вижу, шагов за триста от школьного забора стоят пятеро наших учеников, в их числе трое моих девятиклассников. Все курят. Я остолбенел, как гоголевский городничий в последнем действии “Ревизора”. Придя в себя, вспомнил, какими были эти мальчишки на занятиях по “Моему выбору”. Мне тогда казалось, что они прониклись его идеологией, им хотелось самим управлять своими действиями и поступками. Они искренне говорили о свободе выбора и ответственности… Значит, думал я после увиденного, все-таки невозможно за 12 уроков даже самыми совершенными методами изменить во многом уже сформировавшееся мироощущение подростков”.
В самом деле, изменить взгляды у 14-15-летних учеников да еще за такой короткий срок нельзя. “Человека создает сопротивление его окружающей среде”. Это сказал Максим Горький, который сам себя воспитал. Нынешняя среда настолько неоднозначна, что противостоять ей могут лишь сильные, нравственно здоровые личности.
Педагоги, приславшие только положительные отклики на курс “Мой выбор”, тем не менее считают, что и он не может спасти ребят от алкоголизма, наркомании, противоправных поступков. С ними нельзя не согласиться, ведь ребенок находится не в закрытом учебном заведении, а живет в семье, немало времени проводит в той обстановке, которая влияет на него только отрицательно. И потому главное, что нужно сегодня, – это научить ребенка выбору, анализируя все возможные ситуации, предвидя все последствия того или иного поступка. Научить самостоятельно думать. Такова философия курса “Мой выбор”. И не следует опускать руки, если не все ее усвоили.
Очевидно, чтобы сообща противостоять воздействию среды на детей, школа должна сделать своими союзниками родителей. Об этом написал нам Сергей Фесенко из Ленинградской области, предложивший разработать цикл факультативных занятий с родителями, используя тематику нашего курса.
Возможно ли дальше совершенствовать курс, изменять его содержание, расширять его тематику? Такой вопрос мы задавали предполагаемым участникам дискуссии. Елена Зырянова из Волгограда пишет: “Очень важно подготовить детей к будущей семейной жизни. Методика “Моего выбора” здесь подойдет как нельзя лучше”. Константин Уланов из Пензы хотел бы добавить уроки, связанные с правами человека, правами ребенка, а также выделить как самостоятельную тему “Выборы”. Совсем иного мнения придерживается директор брянской школы N 34 Николай Коваленко: “Я против того, чтобы курс расширяли за счет новых уроков. Однако он должен быть сквозным: начинаться с первого класса и заканчиваться в старших”.
Далеко не всякому педагогу можно доверить вести такой курс. Это говорили и на презентации программы в Ижевске, которая проходила в середине февраля. Об этом же написала Галина Литерат из Санкт-Петербурга. “Научить свободному выбору – по плечу только творческим, внутренне свободным людям. Я сама стала ощущать радость от преподавания, когда поменяла свое сознание, смогла стать другом и советчиком ученика, научилась ставить себя на его место, перестала навязывать свою точку зрения”.
Марина Скачкова из Калуги считает: “Если учитель не сумеет себя перестроить, отказаться от назидательно-репрессивной педагогики, то лучше не браться за такое ювелирное дело, как преподавание курса “Мой выбор”.
Действительно, невозможно передать другому то, чем не владеешь сам. Нас порадовало стремление педагогов, готовых совершенствовать себя, пересматривать свои взгляды, свою собственную жизненную позицию. Они понимают, что начинать здесь нужно с себя, и только потом идти на уроки, на которых подростки под их наблюдением будут учиться правильному для себя выбору.
Вот только часть мнений, рассуждений учителей, которые пожелали участвовать в нашей дискуссии.
Сегодня мы разворачиваем программу системных социальных проектов – в Самаре, Сызрани, Новоуральске, Брянске, Москве. Наша задача – объединить специалистов разных ведомств, чтобы вместе воспитать здоровое поколение, умеющее жить в свободном обществе.
Дискуссия продолжается. Ждем новых откликов, замечаний, предложений.

Маргарита КУРГАНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте