search
main
0

Мой верный друг, мой умный дьявол

​Полгода назад мне посчастливилось в рамках программы повышения квалификации изучать систему образования Австрии.

Запомнилось многое, но сегодня хочу поделиться одним наблюдением – открытостью детей. Представьте, иностранцы большой группой ходят, смотрят, а дети спокойны – подходят, улыбаются, разговаривают. Помню, пока я проходил из одной аудитории в другую, ко мне подошел маленький ребенок, взял меня за руку и, пройдя коридор вместе, отпустил, улыбнулся, пожелал мне доброй дороги и спокойно пошел по своим делам. Там же я присутствовал при защите исследовательской работы несколькими учащимися. Яркое интеллектуальное шоу, прекрасная аргументированная риторика выступающих, которым всего-то 13 лет.Сейчас подошло время моим десятиклассникам защищать свои индивидуальные проекты в рамках требований ФГОС второго поколения. Смотрю: сбиты в кучу, испуганы чем-то почти до обморока, говорят плохо, монотонно, в обилии представленной информации зачастую не могут выделить главное. Но можно ли их за это винить? Ребенок – сосуд, который мы, педагоги, заполняем сами, не нравится содержание – спроси с себя.Чем я могу им помочь? Многим. Полгода прошло, как я вернулся с финала конкурса «Педагог года Москвы», второго моего финала подряд. Что из приобретенного там опыта может помочь учащимся? Подготовка выступления, презентация, структурирование информации. Но прежде всего я попробую поделиться опытом с руководителями проектов. Как готовить проект, что выносится на защиту и как проверяется работа – много нюансов, которые понимаешь, только столкнувшись с этим. Мне повезло, что в администрации нашей школы мои идеи нашли должное понимание и поддержку, в результате чего были созданы все условия для трансляции моего опыта коллегам.Но это недалекое будущее, сегодня же главный позитив для меня в самом факте защиты проектов моими детьми. Сложно переоценить значение этого мероприятия и его влияние на молодые умы. Где еще от них так остро требуется самостоятельность: самообразование, саморазвитие, принятие решений и ответственность за них? Конечно, мы учим читать, считать, думать, но в 5-м классе ребенок в Австрии подчас разговаривает лучше и качественнее нашего одиннадцатиклассника! Да, мы развиваем логику, но чего она стоит, если ребенок не может аргументировать свое выступление, продемонстрировав ее? Сделать наших детей способными свободно, понятно и логично излагать свои мысли – архиважная задача учителя. Ведь у нас хорошие умные дети, которых надо лишь направить, объяснить, показать, и результат неминуемо придет.Но закончить я хотел бы другим. С финала я приехал грустный – многое не получилось, самолюбие пострадало. После защиты проектов я не стал лучше, но понял, как изменить свой урок, посмотрел на себя другими глазами и, кажется, начал догадываться, почему фортуна обошла меня стороной. Понял, что нужно улучшить в себе, чтобы стало лучше ребенку. Смог бы я понять это без испытания вторым подряд финалом конкурса? Едва ли, конкурс – это лучшее повышение квалификации. Смелее дерзайте, дорогие коллеги!Что до итогов защиты, то, когда я изучал систему образования Австрии, некоторые вещи очень хотелось перенять, но мой внутренний голос говорил – невозможно, мы слишком разные – становилось грустно. Но прошло полгода, я чувствую изменения, а жду еще больших перемен, и это здорово. Теперь я отчетливо вижу полоску света, к которой движется наше образование, и это, несомненно, главный итог, а значит, мой верный друг, мой умный дьявол оказался все-таки не прав.Андрей БЕЛЫШЕВ, учитель физики школы №1492

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте