Нельзя сказать, что важнее в профессии педагога – научить предмету или воспитать личность. Без знания математики, русского языка и других учебных дисциплин ученик не поступит в вуз, не получит хорошую профессию, без навыков общения, без сформированных понятий долга, нравственности и морали будущие взрослые не вольются в коллектив, не создадут благополучную семью, не передадут знания о вечных ценностях своим детям. Соответственно задача преподавателя сегодня – объединить эти два аспекта, сделать их единым и неделимым концептом.
Сложно ли это? Да, разумеется. Для современных школьников не существует понятия «априори». Они не обязаны уважать учителя просто за то, что он учитель. Они не будут слушать учителя, если им неинтересно. Они свободнее, раскованнее и шире смотрят на мир. Им кажется странным выполнять требование просто «потому что я так сказала!». В этом и заключается основная сложность профессии учителя в XXI веке. Чтобы завоевать авторитет, придется постараться. Для этого недостаточно знать предмет, разбираться, к примеру, в тонкостях законов физики или помнить наизусть Периодическую систему Менделеева.Современный учитель должен научить детей любить предмет, интересоваться им. Никогда не будет успешным педагогом тот, кто сухо повествует о трагическом жизненном пути Есенина или объясняет правила решения уравнений, не вкладывая в это своих эмоций, своей души. Дети – самые суровые критики, они остро чувствуют фальшь, их почти невозможно обмануть. Если они хоть на минутку почувствуют, что учителю самому неинтересно то, о чем он рассказывает им, – все пропало. Больше уже этому преподавателю не удастся удержать их внимание. Поэтому настоящий учитель должен гореть, заражая своей страстью детей, должен уметь чувствовать и сопереживать по-настоящему. Хороший математик к цифрам относится, как к собственным детям, искренне считая ошибку ученика трагедией. Только такому учителю дети поверят, только за ним пойдут.Сегодня школьники лучше многих учителей умеют найти необходимую информацию в сети Интернет, скачать реферат на нужную тему, но совершенно разучились понимать и сопереживать. Для многих из них, живущих в виртуальной реальности, слова «прости», «спасибо», «помощь» звучат незнакомо, как иностранные. И это не их вина, это их беда. И здесь кроется еще одна трудность работы учителя. Он должен, с одной стороны, идти в ногу с прогрессом, разбираться в технических новинках, иначе дети ни за что не признают его своим, а значит, не поверят. Сегодняшние школьники пугливы. Они неохотно общаются с теми, кто не принадлежит к их кругу. Они не подпустят близко того, кто смотрит на них с высоты собственного опыта или морализирует. Поэтому учителю приходится все время развиваться, чтобы не отстать от своих учеников.Москва предоставляет любому учителю огромное количество способов самообразования: вебинары, круглые столы, курсы повышения квалификации, профессиональные конкурсы и съезды. В прошлом году, принимая участие в конкурсе «Учитель года», я познакомилась со многими столичными учителями, которые совершенно точно говорят с детьми на одном языке. Проводить уроки биологии, реконструируя прошлое посредством социальной сети Фейсбук, объединять реальность и виртуальность, создавая материалы в «Московской электронной школе», проводить видеотрансляции экспедиций из любой точки мира, вживую демонстрируя образцы редчайшей флоры и фауны, – вот только несколько примеров того, как, используя инструменты, знакомые и понятные школьникам с самого детства, можно заинтересовать их, увлечь, сделать не слушателями, а союзниками.Но ведь в то же время одной из важнейших задач преподавания является формирование духовности. И вот здесь-то и приходится пускать в ход все обаяние и мастерство, чтобы ненавязчиво, не оказывая давления, не проявляя авторитарности, научить детей взаимопомощи и взаимопониманию, объяснить, что надо делать, если другому плохо. Часто мы считаем, что, если ребенок агрессивен, не воспитан, зол, он плохой. А ведь, может статься, его просто не научили самым простым, но таким необходимым вещам, как любовь, дружба и поддержка. Учитель не имеет права на поспешные выводы. Он просто пытается научить ребенка тому светлому и доброму, что умеет сам, отдать ему частичку себя, стать ему братом, другом, советчиком, быть готовым всегда прийти на помощь. Недаром ведь говорят, что дружба – понятие круглосуточное. Такой же «круглосуточной» профессией, на мой взгляд, является профессия педагога.Без какой ноги легче обойтись – левой или правой? Ведь никто не ответит на этот вопрос, возмущенно заявляя, что без любых человек – калека. Так и в образовании. Обучение и воспитание – те два столпа, формируя которые, мы, учителя, способствуем развитию и становлению гармонично развитой личности. Такой выпускник завтра непременно станет успешным человеком и гражданином, полезным и нужным своей стране.Сделать это действительно непросто. Как же справиться со всеми этими сложностями, не разочароваться в профессии, не испугаться тернистого пути педагога? Я бы посоветовала молодым людям, только решившим встать на этот путь, честно ответить самим себе на простой вопрос: «Люблю ли я детей?» Если ответ положительный, то вы обязательно найдете в себе силы и желание справиться со всеми трудностями, обязательно станете хорошим учителем, вас будут любить дети. Если же ответ «нет», вам нечего и пытаться.Любовь к детям – основной секрет успеха. В свое время я посмотрела фильм, который и по сей день считаю своеобразной библией любого педагога, – «Ключ без права передачи». Так вот, там главной героине, молодой учительнице, задают вопрос: «Как вам удается с ними справиться? Поделитесь секретом. Ведь говорят, что только у вас есть «ключ» от десятого класса». Ее ответ глубок и прочувствован, она как будто отвечает на него не голосом, а сердцем: «А нет никакого секрета. Любить их надо, вот и весь секрет». Я верю, что именно этот простой способ может сделать обычного человека настоящим учителем, который не разделяет понятия и не руководствуется только должностной инструкцией, а и поныне «сердце отдает детям».Екатерина КУДИМОВА,учитель английского языка школы №937 имени Героя РФ А.В.Перова
Комментарии