Почему дети лгут, какие бывают виды и мотивы лжи? Почему одни лгут больше, чем другие? Каковы особенности лжи у детей разного возраста? Как провести границу между «хорошей» и «плохой» ложью, и кто вправе ее провести?
«Первая удачная ложь развеивает миф о всесилии родителей и ребенок начинает ощущать собственную самоценность».Майкл Ф. Хойт
Первое, о чем следует задуматься родителям, обеспокоенным ложью ребенка, – насколько честны они сами. Ложь, порожденная незначительными бытовыми обстоятельствами, для самих взрослых часто проходит незамеченной. Но дети, менее искушенные в житейских делах, склонны расценивать ее как настоящий образец для подражания. К тому же им порой нравится уличать родителей: «Мама, зачем ты сказала по телефону неправду? Разве ты действительно очень торопишься и собираешься уходить?»
Однако неблаговидное поведение родителей – лишь одна из причин, объясняющих, почему одни ребята больше лгут, чем другие. Интеллект ребенка, особенности его личности, круг общения также играют не последнюю роль.
Степень огорчения взрослых, когда мы узнаем о неискренности ребенка, почти не зависит от того, скрыл он правду или исказил ее. Гораздо большее значение имеет мотив лжи (почему ребенок обманул) и ее последствия (на кого и как повлияла ложь). Я уверена, что родители чувствуют себя спокойнее, когда понимают, почему ребенок солгал. Осознание мотива лжи помогает им принять решение, как себя вести, чтобы ребенок не солгал снова. Но есть и сложность: дети не лгут по одной какой-то причине. Итак, рассмотрим причины детской лжи:
1. Стремление избежать наказания (защита себя).
2. Страх унижения (защита внутреннего мира).
3. Страх оказаться «доносчиком» (с целью защиты товарищей).
4. Хвастовство или преувеличение (быть более интересным и привлекательным).
5. Предотвращение вмешательства в личную жизнь.
6. Ради проверки «собственной силы» (это своеобразная «игра» – стремление бросить вызов чужой власти. Способность ввести в заблуждение взрослого позволяет ощутить свое преимущество над тем, у кого власть).
7. Сокрытие неприятной информации (например, у подруги новая стрижка, и ей кажется, что она ей идет…).
8. Стремление получить нечто, чего иначе не получишь.
Этим списком мотивы лжи не исчерпываются, но именно они имеют наибольшее распространение, если судить по анкетам детей, родителей, учителей и исследователей. Ни один из перечисленных мотивов не является исключительно детским, все они встречаются и у взрослых. Для более старших детей некоторые из этих мотивов становятся важнее, чем другие. Подобно существованию множества мотивов встречается великое разнообразие причин, по которым у некоторых детей склонность ко лжи развивается в большей степени. Одни из этих причин коренятся в личности ребенка, другие – в его окружении. Некоторые зависят от возраста.
Ложь часто сопутствует другим поступкам и нарушениям принятых норм и правил. Становясь хронической, ложь может выступать признаком большой беды, какого-то нарушения в жизни ребенка или семьи. Очень важно обратиться к специалисту. Если вовремя не принять мер, постоянная ложь приведет к серьезным проблемам в зрелом возрасте.
Узнав, что ребенок нас обманул и это едва не сошло ему с рук, мы сталкиваемся с утратой собственной власти. Мы больше не можем быть уверены в том, что знаем все, что нам нужно знать. Никто из взрослых не обладает таким знанием в отношениях с другими людьми, но ведь с нашими детьми пока дело обстояло именно так! Мы во что бы то ни стало должны знать, что наши дети чувствуют, чего они хотят и что замышляют, пока они еще малы, поскольку их существование полностью зависит от нас. Но ребенок растет, и мы перестаем быть центром его вселенной, единственным источником информации и средством выживания. Ложь утверждает ребенка в его правах. В праве на личную жизнь. В праве бросить нам вызов. В праве самому решать, что станет и что не станет достоянием гласности.
Перестанут ли дети лгать нам, зависит от того, как сильно их ругают, когда ложь удается раскрыть. Дети уже поняли, что можно и не попасться. Теперь их честность зависит в какой-то мере от того, какие мы родители – понимающие или нетерпеливые, доверяющие или подозрительные, справедливые или жестокие. Не позволяем ли мы им слишком много, не озабочены ли мы слишком своей жизнью и карьерой, что не уделяем достаточно внимания детям? Знают ли дети, что нам небезразлично, как они себя ведут? Усвоил ли наш ребенок, почему важна честность? Насколько мы сами ее демонстрировали? Сколько усилий мы приложим, чтобы сформировать у сына или дочери моральные ценности?
Что делать, если мы заподозрим ребенка во лжи?
Самое главное – попытаться не реагировать в раздражении, не позволять вырваться гневу, порожденному болью, досадой и чувством, что тебя предали. Постарайтесь понять, почему стала возможной ложь, каковы ее мотивы. Понимание происшедшего, возможно, позволит вам обсудить все с ребенком так, чтобы предоставить ему возможность быть честным и устранить причины для обмана.
Часто от нас требуется не более чем просто смириться с тем фактом, что ребенок совершил нехороший поступок. Постарайтесь, как это ни трудно, взглянуть на мир его глазами. Побудьте на его стороне. Продемонстрируйте способность прощать. Вспомните свой детский опыт и переживания. Это не отказ от принятых вами моральных правил, а предпочтение понимания стремлению показать всякое отклонение. По мере взросления вашего ребенка это воплотится в готовность обсуждать и совместно вырабатывать общие жизненные правила.
Это вовсе не означает, что вы иной раз не рассердитесь на своего ребенка. Дети порой совершают дурные поступки, способные кого угодно вывести из себя. И они сами это знают! Но даже тогда, когда ребенок совершил нечто очень скверное, к родительскому осуждению должно примешиваться сочувствие. Нельзя отрезать ребенку путь к восстановлению самоуважения, и надо стараться не унижать его.
Людмила ЮРГАНОВА, семейный психолог
Новосибирск
Комментарии