Я психиатр. И многие родители, заметив какие-то отклонения в психике ребенка, боятся сразу ко мне обращаться. Они, если и решаются, то идут к психологу. А мне хочется подчеркнуть, что таким детям поможет только сотрудничество специалистов, которые отнесутся с полным пренебрежением к межпрофессиональным барьерам. И тогда можно надеяться на достаточную эффективность нашей работы.
Как не пропустить начало болезни? Самые ранние симптомы начинающегося расстройства психики можно обнаружить, если, конечно, это заметят родители. И было бы замечательно, если бы они сами, увидев необычное, тут же отправились на консультацию к специалисту. Необязательно сразу к врачу-психиатру (это действительно страшно), хотя бы к психологу, что уже почти никого сейчас не ужасает. Тем не менее с этим мы сталкиваемся. Я в своей практике редко встречаю случаи, когда ситуация только-только начинает развиваться. Я сталкиваюсь с тем, когда уже что-то случилось. Когда уже есть тяжелая школьная дезадаптация, когда уже есть суицидальная попытка у ребенка, когда уже есть грубое отставание в развитии, когда есть такие признаки, которые заставляют родителей думать, что не все благополучно. В какие ловушки родители могут угодить и, как правило, попадают? Нужно иметь в виду, что симптоматика психических расстройств в детском возрасте обычно очень-очень стертая. Редко дети предъявляют внятные жалобы. Например, когда взрослый человек страдает депрессией, он иногда выглядит как депрессивный и предъявляет жалобы, более-менее похожие на депрессивные, или же жалуется на грусть и печаль. Ребенок никогда не формулирует свои переживания как грусть и печаль. Он может сказать, что ему скучно, что у него все болит. Он изменится в поведении, но не предъявит такой жалобы, которая звучала бы внятно и сигналила об определенном расстройстве.Как правило, в детском, а особенно в подростковом возрасте психические расстройства замаскированы симптомами, которые совсем не похожи на то психическое расстройство, которое лежит в основе этой симптоматики. Самый простой и самый распространенный пример – это дивиантная маска у подростка, которая развивается в раннем возрасте. Хамит, кричит, оскорбляет, никого не слушает. Мы теряем взаимопонимание с ребенком. Что делаем: нажимаем, воспитываем вместе с учителем, давим на него. И в результате обращаемся к врачу тогда, когда происходит что-то ужасное, уже почти фатальное. Поэтому выявление ранних признаков патологии в детском возрасте очень сложное дело. И мы, специалисты, отдаем в этом отчет. Но еще более важно понимать, в какие ловушки очень часто попадают родители, когда они обнаруживают что-то необычное в поведении или в эмоциональной сфере или сфере коммуникаций своего ребенка. С одной стороны, родители преисполнены страха перед обращением к специалисту, но не понимают при этом, что с сыном или дочерью происходит. Если я чего-то не понимаю, я что-то придумываю. Все, что им непонятно, моментально мифологизируется.И для этого очень много обстоятельств, которые позволяют мифологизировать разного рода особенности у ребенка. Самые свежие – это миф о появлении среди нас детей дебильных.С чем сталкиваюсь я? Родители приводят ко мне ребенка. Как правило, с одной стороны, они малопросвещенные, а с другой стороны, по своим обстоятельствам это люди, пребывающие в состоянии высокой тревоги. Недавно у меня на приеме была семья: мама, папа и девятилетний сын. Они недавно живут в Москве, и в Москве их все пугает, все их надувают, обманывают. Главная проблема в том, что ребенка решительно выталкивают из школы. Уже третья школа не справляется с ним. Наш разговор продолжался час. За это время мальчик, который по идее должен был свою социальную комплектность обнаружить хотя бы представлением о дистанции, которая существует между людьми, тем более незнакомыми, все перевернул в комнате, в которой мы находились. Он посидел на полу, развязал шнурки на моих башмаках, вывалил все мелкие и крупные игрушки. В последнюю секунду я едва спасла свою ручку с пером, потому что, конечно, это вызвало у него дикое любопытство.Но при этом потом он ответил на все мои вопросы. Что говорил отец? Вот мы третью школу меняем. Выпихивают его. Не справляются с моим ребенком. Я пришел к вам, чтобы вы мне подтвердили: мой сын необыкновенный ребенок. Он из космоса… Я поняла, что ребенок нуждается в обследовании, в коррекции, в помощи, безусловно. Ему эта помощь не оказывается, потому что у родителей есть утешающий их обман. Утешающая их сказка. И масса возможностей эту сказку подтверждать. Но не менее опасна ситуация, которая возникает с другой стороны, когда существует и в родительской семье, и в среде профессионалов тенденция гипердиагностики. Сегодня она не актуальна, а недавно очень часто встречалась. Это попытка переучить леворукого ребенка. Ты леворукий, с тобой трудно, трудно учить тебя писать. Сейчас тебя буду переучивать. Это, конечно, симптом, это, конечно, диагноз. Сейчас мы родителям все объясним, их как следует напугаем и будем переучивать. Последствия этого всем нам известны. Чем опасна такая гипердиагностика? Возникает совершенно неоправданная надежда у самых близких этого ребенка, что можно поставить диагноз и выписать золотым пером лекарства. Начнем их давать, и все само собой наладится. А, как правило, симптом ребенка сигналит о неблагополучии в системе как минимум семьи. Изменения требуются системные. Это очень трудно. Это не получается так скоро, как хочется.И, конечно, часто родители приходят показать ребенка специалисту и говорят: вот «исправь» его и отдай исправленного. Это ловушка, но она не так опасна, как та, в которую попадает каждый второй.Это ловушка информированности, которую дает нам Интернет. А он дает возможность, как думают многие, самостоятельно лечить ребенка, у которого появились отклонения в психике. Могу обойтись без специалистов. Зайду на форум, почитаю, что пишут другие родители о подобных случаях. Найду то, что смогу примерить на себя. Куплю те лекарства, которые использовали они.Буду лечить ребенка сам. Не нужны мне профессионалы, которые будут вешать ярлыки на моего ребенка, говоря о его психологических расстройствах. Это меня дискредитирует. Пусть все останется внутри моей семьи. А я хочу сказать: не бойтесь обращаться за помощью к специалистам, это необходимо. И тогда появится надежда, что вы не прозеваете расстройство, которое испортит всю жизнь вашему ребенку. Елена ВРОНО, кандидат педагогических наук, руководитель лаборатории Института психолого-педагогических проблем детства
Комментарии