Проект «Мой район в годы войны» стартовал в конце 2018 года как образовательный онлайн-ресурс, целью которого было помочь московским школьникам и студентам колледжей изучить, обработать и собрать в одном месте информацию по истории своих районов во времена Великой Отечественной войны. Сегодня проект вырос до масштабов городской олимпиады, и работа в его рамках продолжает набирать обороты.
Великая Отечественная война оставила огромный след в истории и России, и ее столицы, до которой фашистским войскам оставалось пройти меньше 30 километров. Благодаря самоотверженности советского народа враг так и не добрался до Москвы, однако жителям города пришлось пережить тяжелую осаду длиной в 203 дня. Кроме того, в столице было расположено огромное количество стратегических объектов и велась активная тыловая деятельность.
Наследие времен Великой Отечественной войны на московских территориях мало изучено по сравнению с местами, в которых велись более ожесточенные бои. Именно поэтому два года назад депутат Государственной Думы Федерального Собрания Ирина Викторовна Белых предложила создать проект, который поможет собрать в одном месте и сделать доступной всем желающим информацию об исторических местах столицы этого периода. Сделать это было предложено учащимся московских школ и колледжей. Задумку Ирины Викторовны поддержали Департамент образования и науки города Москвы и Московский городской совет ветеранов.
Запуск проекта «Мой район в годы войны» состоялся в декабре 2018 года в Музее Победы на Поклонной горе. Всего через несколько месяцев, в марте, на стендовой конференции там же школьники и студенты представили первые результаты своих краеведческих исследований. А летом 2019 года начал свою работу сайт проекта, представляющий собой интерактивную карту города, где учащиеся смогли опубликовать свои работы.
Сегодня столичные школьники и студенты колледжей продолжают активно заполнять онлайн-ресурс новыми материалами, проливающими свет на историю районов Москвы середины XX века. Результаты их исследований, работы в архивах, общения с ветеранами, детьми войны и другими очевидцами событий доступны для просмотра и изучения каждому интернет-пользователю.
Но и на этом «Мой район в годы войны» не остановил свое развитие, и вскоре после его старта участниками проекта были запущены два патриотических флешмоба. В рамках первого – «Лучшая сотня» – учащиеся с наиболее высокими образовательными результатами возлагают цветы к памятным местам своих округов и районов. В рамках второго – «С песней к Победе» – они хором исполняют песни, посвященные событиям Великой Отечественной войны. Как правило, эти акции проходят трижды в год и приурочены к памятным военным датам: День Победы (9 Мая), День памяти и скорби (22 июня) и день начала контрнаступления советских войск против немецких войск в битве под Москвой (5 декабря).
В 2020 году, несмотря на пандемию, флешмобы не были отменены. Они, наоборот, только расширили свои рамки: акции временно переехали в социальные сети, и, как следствие, в них сумели принять участие гораздо большее количество людей (и не только школьники). В рамках флешмоба «Лучшая сотня» 9 Мая, например, виртуально возложили гвоздики к памятным местам 455682 человека.
За чуть более года существования сайта на нем накопились интересные, познавательные, в высокой степени уникальные материалы. Не без их помощи 5 декабря, в день начала контрнаступления советских войск против немецких войск в битве под Москвой, в школах организуются уроки Мужества. А в 2020-2021 учебном году с их использованием впервые пройдут городские интеллектуальные соревнования в рамках проекта. Их участниками, как и обычно, станут столичные школьники (из 5-11‑х классов) и студенты городских колледжей. Пока что в связи с ограничительными мерами интеллектуальные соревнования будут проходить дистанционно, но их финальный этап уже по традиции планируется провести на Поклонной горе, в Музее Победы.
Дети будут соревноваться друг с другом в знании военной истории своего и близлежащих районов: им предстоит отвечать на вопросы квизов по материалам сайта проекта, а затем и самим составлять такие вопросы для противников. Наиболее хорошо подготовленные и эрудированные школьники и студенты выйдут в финал и примут участие в завершительном квесте.
Одна из конечных целей реализации проекта – создание историко-краеведческих туристических маршрутов в каждом из районов Москвы на основе материалов, выложенных учащимися на его официальном сайте. Экскурсии по ним будут проводить сами дети, включая выпускников другой образовательной программы Ирины Викторовны Белых – «Московский экскурсовод».
Исследовательская работа, интеллектуальные соревнования, флешмобы и уроки Мужества станут частью городской олимпиады в рамках проекта. Статус ее победителей и призеров смогут получить только самые активные школы и колледжи Москвы с самой совершенной воспитательной системой и наиболее заинтересованными в истории города и Великой Отечественной войны учащимися. Эта олимпиада ставит своей целью реализацию недавних изменений в Законе «Об образовании в РФ», в соответствии с которыми патриотическому воспитанию детей и молодежи теперь будет уделяться особое внимание.
– Это здорово, когда наши мальчишки и девчонки становятся замечательными врачами, учителями, программистами, осваивают рабочие профессии. А какие поступки для них главные в жизни? Что в их понимании подвиг, память? История родного города, москвичей может помочь лучше понять самого себя и ответить на многие вопросы, а главное – найти свой путь в жизни. Мне бы хотелось, чтобы за словом «проект» были возможность изучения своего города, своей страны и умение заворожить всех своими знаниями, ознакомить и рассказать еще и еще о нашей Москве, – поделилась Ирина Викторовна Белых.
Проект «Мой район в годы войны» продолжает расти и развиваться. С каждым месяцем к участию в нем подключается все больше школ и колледжей Москвы, для их учащихся организуется все больше акций, активностей, им даются все новые возможности проявить себя и проверить свои знания. Надеемся, что статус городской олимпиады не станет пределом для проекта и что в будущем его рамки будут только расширяться, в том числе территориально. Ведь в России есть немало неизученных мест, связанных с историей Великой Отечественной войны – одного из самых тяжелых периодов для страны, память о котором необходимо сохранить и передать новому поколению.
Мария ПОЛЯТКОВА, директор школы №641 имени С.Есенина
Комментарии