В связи с принятыми в Омской области нормативными актами существенно ограничиваются права педагогических работников, проживающих в сельской местности. В частности, предоставление мер социальной поддержки на оплату жилья ограничено пределами социальной нормы площади. Справедливо ли это?
ЛЬГОТЫ
Писем подобного содержания из разных регионов России в последнее время приходит много. По этому вопросу уже многократно давались разъяснения в газете «Мой Профсоюз» и на официальном сайте Профсоюза работников народного образования и науки (http://www.ed-union.ru).
Нормы абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. №12-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями) определяют, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В данном случае под «бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением» имеется в виду, что эти работники вправе проживать в жилых помещениях с отоплением и освещением бесплатно, т.е. без внесения платы за жилье, отопление и освещение. Поэтому для обеспечения принципа бесплатности работники освобождаются от платы за излишки жилой площади. На всю площадь с учетом излишков предусмотрено бесплатное отопление и освещение.
К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено право определить размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льготы в виде права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, т.е. порядок финансового обеспечения предоставления указанной льготы в рамках межбюджетных отношений, а не сам порядок предоставления, который установлен федеральным законодательством и является единым и общеобязательным для применения во всех субъектах РФ.
Такие выводы подтверждаются постановлениями высшей судебной инстанции: определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 22 июня 2005 г. по делу об обжаловании Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 г. № 77-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» в части замены натуральной льготы денежной компенсацией и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 10 августа 2005 г. по делу об обжаловании постановления правительства Кировской области от 14 марта 2005 года
№ 30/49 «Об утверждении Положения о порядке предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением работникам и пенсионерам учреждений образования Кировской области». Еще раз обращаем внимание, что указанные судебные определения размещены на сайте профсоюза и публиковались в газете «Мой профсоюз».
Конституция Российской Федерации определяет, что Россия является демократическим, правовым социальным государством (статья 1, часть 1; статья 7), в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства (статья 2). Следовательно, при внесении изменений в ранее установленные правила предоставления льгот и компенсаций должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Право работников и специалистов на жилищно-коммунальные льготы является правом, установленным законами федерального уровня по одному из вопросов обеспечения социальной защиты населения, который находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Следовательно, законодательство субъектов Российской Федерации по этому вопросу не должно противоречить федеральному законодательству и призвано обеспечивать единообразное применение федеральных правовых норм о порядке предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг специалистам в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Иное означало бы нарушение конституционных норм о равенстве прав граждан (статья 19 Конституции РФ) и запрете издания законов, отменяющих или умаляющих права гражданина (статья 55 Конституции РФ).
Если вы убеждены, что нормативный акт субъекта РФ противоречит федеральному законодательству и препятствует реализации ваших законных прав и интересов, то его стоит обжаловать в суде.
Помощь по составлению заявления в суд вам окажут специалисты территориальных организаций профсоюза. Они же могут представлять ваши интересы в суде. Представительство в Верховном суде могут осуществить юристы правового отдела ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ.
ПЕНСИЯ
Я проработала в школе 24 года. В сентябре 2004 года нашу школу закрыли. Учителей поставили на учет в службе занятости как безработных. Для стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, мне не хватает одного года. В школе у меня каждый год была нагрузка не менее чем 1,5 ставки. Можно ли эту переработку посчитать за один год специального стажа, учитываемого при назначении пенсии?
Время работы при определении стажа, необходимого для досрочного назначении трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, учитывается в календарном исчислении. Поэтому вам не может быть назначена досрочно трудовая пенсия в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, так как для необходимого стажа не хватает 1 года.
Правомерно ли исключение из стажа, учитываемого при досрочном назначении трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, времени нахождения на курсах повышения квалификации в ИПКиПРО?
Повышение квалификации с отрывом от работы по направлению работодателя является обязанностью работников, которая установлена трудовым законодательством и непосредственно связана с трудовой деятельностью. Поскольку в эти периоды за работником в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ сохраняется заработная плата, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа, то этот факт должен являться основанием для включения этих периодов в страховой стаж в соответствии со ст.10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Проработав 25 лет воспитателем детского сада, я обратилась в пенсионный фонд за досрочным назначением трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Мне было отказано. В апреле 1992 года я родила ребенка и после этого три года находилась в отпуске по уходу за ним. Этот период исключают из стажа, так как в октябре 1992 года законодательство изменилось и время нахождения в отпуске по уходу за ребенком перестали засчитывать в специальный стаж. Разъясните, как быть в данной ситуации?
Закон обратной силы не имеет и применяется к правоотношениям, возникшим после его введения в действие. Согласно части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского состояния не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
На момент, когда вам был предоставлен отпуск по уходу за ребенком, действовавший закон предусматривал, что это время засчитывается в стаж, учитываемый при досрочном назначении пенсии. Следовательно, время нахождения в отпуске по уходу за ребенком должно быть засчитано в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
Считая свои права нарушенными, в любом случае вы имеете право на обращение в суд. Согласно нормам статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Судебная практика по искам работников, обжалующих отказы по этим основаниям, свидетельствует о том, что суды, как правило, принимают решения в пользу работников. Суды руководствуются общеправовым принципом «закон обратной силы не имеет» и обязывают пенсионные органы включать в стаж работы, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды нахождения женщин в отпусках по уходу за ребенком, предоставленных до 6 октября 1992 года, поскольку до этого времени никаких ограничений по включению этих периодов в стаж для назначения пенсии независимо от ее вида установлено не было.
ОТПУСК
Какова продолжительность отпуска методистов методических кабинетов при районном и городском отделе образования?
Пунктом 1 статьи 12 Закона РФ «Об образовании» определено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Следовательно, отдел образования не является образовательным учреждением.
Продолжительность отпуска методистов методических кабинетов (центров) учебных, учебно-методических кабинетов (центров), в том числе входящих в структуру образовательных учреждений, установлена в количестве 42 календарных дней Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052 «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций».
Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 года № 724 указанное выше постановление признано утратившим силу в части определения продолжительности ежегодных удлиненных оплачиваемых отпусков, установленных педагогическим работникам образовательных учреждений. Таким образом, в отношении других работников, в том числе методистов методических кабинетов, оно продолжает действовать.
Я двадцать лет работаю библиотекарем в сельской школе. Одновременно веду часы трудового обучения. Какова должна быть продолжительность моего ежегодного отпуска?
Библиотекарь не является педагогическим работником образовательного учреждения, соответственно продолжительность отпуска определяется в общем порядке, установленном в статье 115 Трудового кодекса РФ, и составляет 28 календарных дней.
Отпуск бoльшей продолжительности библиотечным работникам может быть установлен лишь за счет дополнительных отпусков, которые могут предусматриваться в коллективном договоре – правовом акте, регулирующем социально-трудовые отношения и заключаемом работниками учреждения с работодателем.
Письмом Минобразования РФ от 23.03.2004 г. №14-51-70/13 в органы управления образованием субъектов Российской Федерации направлено «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения», в котором также определено, что работники библиотеки имеют право на ежегодный отпуск в 28 календарных дня и на дополнительный оплачиваемый отпуск (до 12 рабочих дней) в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами.
Комментарии